"Олигархи не для
того нанимали Починка и все правительство Касьянова, чтобы
делиться своими доходами с обществом"
- Сергей Сергеевич, есть ли альтернатива реформе РАО в
ее нынешнем виде?
- Альтернатива есть. Это, в первую очередь, полная прозрачность
процесса приватизации, обеспеченная законодательными механизмами.
Кроме того, это жесткий антимонопольный контроль - более
жесткий, чем нынешний. Самое интересное, что эти идеи интегрированы
в новую концепцию "5+5", и, в общем-то, под двумя
третями этой концепции я мог бы подписаться, если бы не
одно "но". Мы имеем дело с бумагой, которая никого
ни к чему не обязывает. А в том пакете законов по электроэнергетике,
который был принят Думой, эти идеи отсутствуют. И в жизнь
будет претворяться закон, а не эта бумага...
- Да, но, по сути, пакет законов, принятых Думой, является
рамочным, и можно говорить о воздействии на ситуацию путем
подзаконных актов. Это влиятельный инструмент?
- Это ключевой вопрос, на самом деле это - вопрос о правительстве.
"Яблоко" выступает с инициативой отставки правительства.
Одно из наших обвинений в адрес правительства заключается
в том, что оно продавило через Думу такие законы по энергетике
и по ЖКХ, которые, с одной стороны, защищают интересы монополистов,
а с другой, делают правительство практически самым главным
и чуть ли не единственным регулятором всего этого процесса.
Правительство, продавившее эти законы в интересах крупных
монополий, неизбежно использует свои новые полномочия с
целью лоббирования тех же интересов. Мы требуем, чтобы на
смену ему должно прийти такое правительство, которое будет
применять законодательство в интересах общества, а не монополистов
и олигархов.
- В чем, на ваш взгляд, наиболее ярко проявляется, скажем
так, проолигархическая ориентированность нынешнего правительства?
- В принимаемых решениях. Ну возьмем, к примеру, одобренное
правительством решение позволить РАО заняться ЖКХ. Сегодня
есть уникальный шанс провести либерализацию этого сектора,
стимулировать в нем как прямую конкуренцию, так и конкурсную
систему управления монополиями, создать условия для прихода
в ЖКХ малого бизнеса, т. е. включить механизмы снижения
издержек и повышения эффективности. Вместо этого власть
отдает ЖКХ на откуп все тем же олигархам, контролирующим
сверхкрупные монополии. Точно так же, как раньше отдала
им недра, металлургию, электроэнергетику. Общество проигрывает,
а олирархи получают новую сферу экономического и политического
контроля.
Множество примеров можно привести. Вот повышение пошлин
на иномарки: некий олигархический клан нацеливался на автомобильную
отрасль, и причем без каких-либо реальных проектов модернизации
отечественного автопрома. Под давлением одного из кланов
было принято и решение по ввозу ядерных отходов. 90% населения
против, специалисты против, а правительство за, в угоду
Минатому.
Или вот, например, замысел Починка - урезание федеральных
гарантий бюджетникам до прожиточного минимума. При нынешнем
бедственном положении образования и здравоохранения взять
и перенести всю ответственность на регионы, предварительно
отняв у них деньги.
Подоплека таких решений понятна. Олигархи не для того нанимали
Починка и все правительство Касьянова, чтобы делиться своими
доходами с обществом. Антисоциальная политика - неотъемлемый
элемент олигархической системы.
- А каков же экономический смысл решений, принимаемых правительством?
- Во время ельцинского периода к власти пришли совершенно
конкретные экономические группировки: постсоветские монополии,
которые выиграли от гайдаровских реформ, и сырьевые кланы,
которым отдали недра. И сейчас они задают направление экономическому
развитию страны. При Ельцине этот процесс носил сумбурный
характер - этакая "война всех против всех". Приход
Путина ознаменовал стабилизацию этой системы, эти кланы
отказались от излишних политических амбиций и сосредоточились
на реализации своих конкретных экономических интересов.
У этих интересов есть общий знаменатель: монополизм. Монополиям
не нужны конкуренты, а следовательно, и развитие новых,
перспективных отраслей промышленности. Прирост валового
национального продукта перераспределяется не в целях перспективного
развития страны, а в интересах олигархических кланов.
Что же касается общества, то оно как неизбежная обуза находится
на грани прожиточного минимума, за исключением тех слоев,
которые обслуживают олигархические группировки.
- Ну, а как же столь активно декларируемая в последнее
время правительством политика перехода к поддержке внутренне-ориентированных
отраслей?
- Вот если бы мы еще видели какое-то подтверждение этим
словам, то, наверное, могли бы в них поверить. А на самом
деле... Вот президент в своем послании сказал, что в 2000
году темпы роста были куда больше. Ну так это же не из-за
того, что пришло новое правительство! Это было следствием
того ускорения, которое придал нашей промышленности дефолт,
а также удачной ценовой конъюнктуры. Сейчас обе эти линии
постепенно сходят на нет. Темпы роста падают, а правительство
ничего сделать не может, потому что оно привыкло обслуживать
нефтяную трубу и не умеет больше ничего...
- Каковы же будут социальные последствия подобных преобразований?..
- Все идет к тому, что крупнейшие энергетические монополии
в еще большей степени распределят в свою пользу национальный
доход. За счет этого и будут привлекаться те самые вожделенные
инвестиции, ради которых все это затевается. Не за счет
повышения эффективности - эффективность тут не продемонстрирована
ни по одному существенному показателю.
Да вообще нет никаких перспектив снижения издержек, потому
что все отдается под диктат монополий. Нет тут никаких факторов,
сдерживающих монополизм, а следовательно, сокращающих издержки!
А монополисту более выгодно покрывать издержки за счет населения.
Точно такая же направленность у недавно принятого закона
о реформе ЖКХ. Суть закона: государство перестает доплачивать
коммунальщикам из бюджета и переходит к адресным субсидиям
малоимущим. Тем самым государство перестанет интересоваться
уровнем тарифов, а также темпами их роста.
- Как же так? Совсем перестанет?
- Рост тарифов происходит каждый квартал. Пока государство
доплачивает хотя бы 10%, как в большинстве регионов,- ну
хотя бы как-то оно материально не заинтересовано в росте
тарифов, доплачивать-то ему. Это является сдерживающим фактором.
А при переходе к адресным дотациям сумма становится на порядок
ниже, а заинтересованности в сдерживании тарифов меньше.
В результате монополист себя чувствует более комфортно.
Именно поэтому Чубайс на второй день после принятия закона
о ЖКХ заявил о создании управляющей компании, занимающейся
коммунальными услугами. Плюс добавился такой механизм, как
выселение жильцов из квартир. Для монополиста это просто
рай: закон не заставляет его работать лучше, но при этом
облегчает ему задачу повышения тарифов и снабжает его дополнительной
дубиной для выбивания долгов.
- И что же будет? Монополист будет взвинчивать тарифы...
- А потом выбивать эти деньги из населения, вот и все.
- Можно ли не допустить такого варианта развития событий?
- Можно, если сменить правительство. Оно уже доказало этими
законами, в чьих интересах оно действует. Да и вообще в
последнее время гораздо меньше проблем стало регулироваться
на уровне законодательства и гораздо больше - на уровне
правительства. Смещен баланс регулирования, и все зависит
от того, в чьих интересах будет употреблена эта власть -
либо в интересах монополий, либо в интересах общества. Кстати,
все поправки в законах, направленные на защиту интересов
потребителей, были внесены в законопроекты не благодаря
правительству, а вопреки ему. Вот и судите сами, нужно нам
такое правительство или нет...
На смену ему должно прийти новое правительство, которое
будет проводить реформы в интересах населения, а не монополистов.
|