[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Реформа ЖКХ. Хватит ли на всех общежитий?
Финмаркет-Бизнес, 9 апреля 2003 года

Государственная Дума окончательно одобрила правительственный проект реформы ЖКХ. Поправки в целый ряд федеральных законов, в том числе "Об основах федеральной жилищной политики", набрали в третьем чтении 236 депутатских голосов вместо необходимых 226. Таким образом, Дума поставила себя в неловкое положение - накануне выборов прошел крайне непопулярный закон.

Нынешняя законодательная инициатива буквально пропихивалась сквозь Думу. В третьем чтении она уже однажды побывала, но по инициативе "Яблока" вернулась во второе. Правда, в результате в него внесли поправку не депутата Митрохина, а центристов. Но вот и третье чтение позади.

О сути закона и его социальном значении говорилось много. И все же повторимся.

Прежде всего, он четко разграничивает полномочия федерального центра, субъектов Федерации и муниципальных образований в вопросах регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг; детально расписывается структура платежей. Но это, скорей, техническая часть. Ключевым же моментом реформы являются переход от дотирования отрасли к адресным субсидиям и полная отмена льгот по оплате услуг ЖКХ. Противники законопроекта абсолютно правы, когда говорят, что на практике это означает серьезное увеличение расходов населения на ЖКУ. Эти расходы и сейчас во многих регионах сопоставимы с размером прожиточного минимума. Дотирование отрасли из бюджета, хотя и является практикой порочной, но кое-как статус-кво поддерживает. Теперь же, когда с населения будут спрашивать за услуги не меньше, чем по их себестоимости, армия жилищно-коммунальных должников увеличится кратно, в том числе и за счет лишающихся преференций льготников, коих сейчас в стране насчитывается более 25 миллионов.

Но правительство оказалось не настолько циничным, чтобы просто отменить дотации. Взамен предлагаются адресные субсидии. Их будут получать семьи, доля расходов на услуги ЖКХ в совокупном бюджете которых превышает предельно установленный уровень. Эта мера кажется справедливой. Но в нашей реальной жизни она приведет лишь к тому, что полстраны выстроится в очередь в различные муниципальные учреждения для оформления своих прав на получение субсидий. И насколько детально не был бы продуман механизм подтверждения этих прав, его эффективное функционирование - вопрос не одного года, а, быть может, и не одного десятилетия. Ушлая половина нашего народонаселения быстро сориентируется, как занизить свой доход - благо в отношениях с налоговыми органами это удается многим. Те же, кому субсидии необходимы как воздух, устанут бегать собирать справки.

Другой "увесистый" аргумент оппонентов реформы - люди и сейчас зачастую платят за услуги, которые не получают. Все это отопление улицы, традиционное для многих российских городов, где коммунальные системы до предела изношены, также закладывается в себестоимость. Контраргумент - на то и повышаются тарифы, чтобы менять трубы и чинить крыши, а заодно устанавливать счетчики воды и тепла. Но получается схема обратная хрестоматийной: "утром деньги - вечером стулья". И надо полагать, счетчики в квартиры россиян будут устанавливать в самую последнюю очередь. То есть блага, если они вообще будут, ожидают потребителей услуг ЖКХ в весьма отдаленной перспективе.

Зато репрессии в отношении должников по новому закону последуют жесткие и "своевременные". Так, "если оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма не производится в течение шести месяцев, наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с представлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям по нормам общежития", - гласит принятый в среду закон. Где ж это столько общежитий найдется?

Рассуждать о полезности или вредности нынешней реформы ЖКХ можно долго. Но от этого ничего не изменится. По крайней мере, до выборов. То же "Яблоко" и те же "типа оппозиционные" коммунисты охрипнут напоминать избирателям, кто и зачем поднял квартплату. Если учесть, что апофеоз предвыборной гонки у нас приходится на зимний период, в день голосования агитировать против думских центристов будет сама погода. Вряд ли у кого-то могут возникнуть иллюзии, что до предстоящей зимы удастся хоть как-то приподнять опустившийся ниже плинтуса отечественный жилищно-коммунальный комплекс, поднять - и значительно - можно только плату за его подчас медвежьи услуги. Понятно, что ЕдРо просто-напросто будет все валить на правительство - Грызлов уже преподал "урок", как это нужно делать. Вот только ввиду отсутствия в самой массовой партии, как бы это помягче сказать, талантливых "стрелочников", "козлы отпущения" лишь набирают очки.

Финмаркет-Бизнес, 9 апреля 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин

Анатолий Голов Потребители коммунальных услуг, объединяйтесь! Журнал «Экономика России: ХХI век» № 11

Госдума подписала приговор ЖКХ "Яблоко" предлагает его отменить, пока не поздно Андрей Мозжегоров "Вольная Кубань" (Краснодар), 19 апреля 2003 года

Новый закон о реформе жилищно-коммунального хозяйства России C участием Сергея Митрохина Сергей Сенинский Радио "Свобода", 11 апреля 2003 года

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]