Государственная Дума окончательно одобрила правительственный проект реформы
ЖКХ. Поправки в целый ряд федеральных законов, в том числе
"Об основах федеральной жилищной политики", набрали
в третьем чтении 236 депутатских голосов вместо необходимых
226. Таким образом, Дума поставила себя в неловкое положение
- накануне выборов прошел крайне непопулярный закон.
Нынешняя законодательная инициатива буквально пропихивалась
сквозь Думу. В третьем чтении она уже однажды побывала,
но по инициативе "Яблока" вернулась во второе.
Правда, в результате в него внесли поправку не депутата
Митрохина, а центристов.
Но вот и третье чтение позади.
О сути закона и его социальном значении говорилось много.
И все же повторимся.
Прежде всего, он четко разграничивает полномочия федерального
центра, субъектов Федерации и муниципальных образований
в вопросах регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг;
детально расписывается структура платежей. Но это, скорей,
техническая часть. Ключевым же моментом реформы являются
переход от дотирования отрасли к адресным субсидиям и полная
отмена льгот по оплате услуг ЖКХ. Противники законопроекта
абсолютно правы, когда говорят, что на практике это означает
серьезное увеличение расходов населения на ЖКУ. Эти расходы
и сейчас во многих регионах сопоставимы с размером прожиточного
минимума. Дотирование отрасли из бюджета, хотя и является
практикой порочной, но кое-как статус-кво поддерживает.
Теперь же, когда с населения будут спрашивать за услуги
не меньше, чем по их себестоимости, армия жилищно-коммунальных
должников увеличится кратно, в том числе и за счет лишающихся
преференций льготников, коих сейчас в стране насчитывается
более 25 миллионов.
Но правительство оказалось не настолько циничным, чтобы
просто отменить дотации. Взамен предлагаются адресные субсидии.
Их будут получать семьи, доля расходов на услуги ЖКХ в совокупном
бюджете которых превышает предельно установленный уровень.
Эта мера кажется справедливой. Но в нашей реальной жизни
она приведет лишь к тому, что полстраны выстроится в очередь
в различные муниципальные учреждения для оформления своих
прав на получение субсидий. И насколько детально не был
бы продуман механизм подтверждения этих прав, его эффективное
функционирование - вопрос не одного года, а, быть может,
и не одного десятилетия. Ушлая половина нашего народонаселения
быстро сориентируется, как занизить свой доход - благо в
отношениях с налоговыми органами это удается многим. Те
же, кому субсидии необходимы как воздух, устанут бегать
собирать справки.
Другой "увесистый" аргумент оппонентов реформы
- люди и сейчас зачастую платят за услуги, которые не получают.
Все это отопление улицы, традиционное для многих российских
городов, где коммунальные системы до предела изношены, также
закладывается в себестоимость. Контраргумент - на то и повышаются
тарифы, чтобы менять трубы и чинить крыши, а заодно устанавливать
счетчики воды и тепла. Но получается схема обратная хрестоматийной:
"утром деньги - вечером стулья". И надо полагать,
счетчики в квартиры россиян будут устанавливать в самую
последнюю очередь. То есть блага, если они вообще будут,
ожидают потребителей услуг ЖКХ в весьма отдаленной перспективе.
Зато репрессии в отношении должников по новому закону последуют
жесткие и "своевременные". Так, "если оплата
жилья и коммунальных услуг по договору найма не производится
в течение шести месяцев, наниматель и проживающие с ним
члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с представлением
жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям
по нормам общежития", - гласит принятый в среду закон.
Где ж это столько общежитий найдется?
Рассуждать о полезности или вредности нынешней реформы
ЖКХ можно долго. Но от этого ничего не изменится. По крайней
мере, до выборов. То же "Яблоко" и те же "типа
оппозиционные" коммунисты охрипнут напоминать избирателям,
кто и зачем поднял квартплату. Если учесть, что апофеоз
предвыборной гонки у нас приходится на зимний период, в
день голосования агитировать против думских центристов будет
сама погода. Вряд ли у кого-то могут возникнуть иллюзии,
что до предстоящей зимы удастся хоть как-то приподнять опустившийся
ниже плинтуса отечественный жилищно-коммунальный комплекс,
поднять - и значительно - можно только плату за его подчас
медвежьи услуги. Понятно, что ЕдРо просто-напросто будет
все валить на правительство - Грызлов уже преподал "урок",
как это нужно делать. Вот только ввиду отсутствия в самой
массовой партии, как бы это помягче сказать, талантливых
"стрелочников", "козлы отпущения" лишь
набирают очки.
|