[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Сенинский
Новый закон о реформе жилищно-коммунального хозяйства России
Радио "Свобода", 11 апреля 2003 года
Эдуард Макаров: Государственная Дума России приняла в третьем чтении законопроект, определяющий принципы ценообразования на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Планируется, в частности, до 2005 года сохранить большинство ныне действующих льгот по оплате этих услуг населением, но далее эти льготы будут определять региональные и местные власти, исходя из возможностей своих бюджетов.

Федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг будут ежегодно устанавливаться правительством. Законопроекту теперь предстоит обсуждение в Совете Федерации.

Сергей Сенинский: Одна неделя года. Панорама новостей и событий...

Итак, Государственная Дума России приняла на этой неделе в третьем чтении законопроект, касающийся системы оплаты коммунальных услуг в стране. О некоторых его положениях мы и будем говорить сегодня с двумя российскими законодателями, которые, кстати, придерживаются полярных точек зрения. Наши собеседники в Москве - председатель комитета Государственной Думы по промышленности и строительству Мартин Шакуум и заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Сергей Митрохин, который и начинает:

Сергей Митрохин: Этот закон направлен на то, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать дотации предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Эту цель можно было бы приветствовать, если бы она не ставилась так жестко и грубо - чтобы по всей стране одновременно ликвидировать эти дотации.

Это стремление не соответствует разнообразию условий в российских регионах, связанных с платежеспособностью населения и состоянием жилищно-коммунальной инфраструктуры. Большая часть населения просто не сможет оплачивать 100% коммунальных услуг. Это означает, что денег у коммунальщиков станет не больше, а меньше!..

Сергей Сенинский: Продолжает - Мартин Шакуум, председатель комитета по промышленности и строительству:

Мартин Шакуум: Дотации бюджета в этом законе становятся целевыми и адресными. Они делятся на две основных категории. Одна часть - адресные субсидии. Они выплачиваются непосредственно гражданам.

Кроме того, дотации бюджета могут быть в виде субвенций. Субвенции перечисляются в предприятия, которые оказывают услуги льготникам. Вот что следует из этого закона...

Сергей Сенинский: Обоим нашим собеседникам - депутатам мы предложили назвать три наиболее принципиальных, на их взгляд, положения только что принятого Государственной Думой законопроекту, которому теперь, напомню, предстоит рассмотрение в Совете Федерации. Сергей Митрохин, заместитель председателя комитета по вопросам местного самоуправления:

Сергей Митрохин: Первое - это "сбрасывание" с государства ответственности за состояние ЖКХ на население и регионы, у которых нет денег на эти цели.

Второе - поощрение монополиста. Или можно даже сказать резче - развращение монополиста. Вместо того, чтобы создавать проблемы для монополиста, государство полностью поощряет ту практику, при которой монополист может устанавливать любые тарифы и при этом ничего не менять в своей работе.

Третье - это ликвидация федеральных обязательств перед так называемыми "льготниками". Причем - в крайне лицемерной форме. Вместо того, чтобы честно сказать, что у государства денег нет и мы отменяем льготы, применяется такой вот иезуитский метод, как "сваливание" ответственности на регионы. Вот, мол, пусть регионы к 2005 году и решат, есть ли у них деньги на то, чтобы финансировать льготников или нет...

Сергей Сенинский: Тот же вопрос - о трех наиболее важных, на его взгляд, положениях нового законопроекта - Мартину Шакууму, председателю комитета по промышленности и строительству:

Мартин Шакуум: Правительству этим законом вменяется в обязанность устанавливать единый порядок ценообразования в сфере ЖКХ. Потому что сегодня главная проблема в том, что тарифы не являются экономически обоснованными, и тарифы устанавливаются каждым муниципалитетом в отдельности.

Второй вопрос - средства, которые выделяет федеральный бюджет, а их несколько десятков миллиардов, на ЖКХ, должны стать адресными и целевыми. Потому что сегодня средства, хотя и поступают, но расходуются, как правило, на другие цели.

И третье. В этом законе все-таки разграничивается ответственность различных уровней власти.

Сергей Сенинский: Многократно уже говорилось о том, что потребление населением в России воды, электроэнергии или газа намного превышает объемы их потребления в других странах мира. Только что принятый закон - будь он реализован - меняет ли что в этой части? Сергей Митрохин, заместитель председателя комитета по вопросам местного самоуправления:

Сергей Митрохин: Потребление воды в России не превышает уровень других стран. Другое дело, что нормы потребления, за которые коммунальщики заставляют платить население, конечно, выше, чем в некоторых других странах.

В качестве примера возьмем Москву. Мы установили счетчик в одной из квартир, и убедились в том, что семья, которая проживает в этой квартире, потребляет 12 тонн воды в месяц. При этом коммунальная служба выставляет счет аж на 60 тонн! И заставляет оплачивать практически в пять раз больше, чем реально потребляют граждане. Поэтому данные о том, что в России потребляют в два раза больше, чем на Западе, это данные, основанные не на реальном потреблении, а на тех абстрактных и произвольных нормативах, которые коммунальные службы устанавливают для потребителей в попытке получить дополнительную прибыль...

Мартин Шакуум: Граждане должны платить именно за конкретные услуги, которые им оказывают и в том объеме, в котором оказываются эти услуги. Что касается темы ресурсосбережения в этом законе, то в нем есть положение о том, что все местные органы самоуправления должны принять программу ресурсосбережения, которая, в частности, будет включать в себя установку счетчиков. А предприятиям ЖКХ вменяется в обязанность участие в этих программах по ресурсосбережению.

Кроме того, в этом законе есть достаточно много положений, которые все-таки уравнивают предоставление льгот и оплату. То есть если услуги ненадлежащего качества, то они не должны оплачиваться в полном объеме или не должны оплачиваться вовсе!

Сергей Сенинский: В последние месяцы значительный интерес к сфере жилищно-коммунального хозяйства проявили две других российских монополии - "Газпром" и РАО "ЕЭС России". Только что принятый закон - в целом - благоприятствует их непосредственному участию или наоборот, как-то препятствует этому?

Мартин Шакуум: Что касается вопроса о том, что необходимо внедрять конкуренцию и развивать рынок услуг, то данный закон эту сферу не регулирует. Для этого нужно принять еще ряд законов, чтобы подключить рыночные инструменты. Нужно решать вопрос о приватизации предприятий ЖКХ или "особенностях" этой приватизации. Делать это необходимо очень осторожно!

Закон необходим о концессиях, а также нужно решать вопрос с долгами. Если мы решим вопрос с долгами, тогда можем обеспечить приток инвестиций в сферу ЖКХ.

Сергей Митрохин: Безусловно, закон этому благоприятствует. Не случайно Анатолий Чубайс сделал заявление, что РАО "ЕЭС России" готово "взять на подряд" ЖКХ, причем - уже на следующий день после принятия закона.

И это сделано для чего? Чтобы крупные монополии сразу почувствовали интерес к сектору ЖКХ. Потому что после принятия закона они поняли, что смогут получать прибыль, работая в секторе ЖКХ. Что означает эта прибыль? Это означает, что сегодня Чубайс и "Газпром" приносят 500 миллионов долларов в качестве инвестиций в ЖКХ, но очень крупно ошибается тот, кто думает, что эти 500 миллионов долларов - подарок для тех 10 городов, где будет работать Чубайс. Это - не подарок! А это - инвестиции, которые должны окупиться!

Мартин Шакуум: Допускаем мы не монополию. Доля участия в этом и РАО "ЕЭС России" и "Газпрома" только 50%. А еще 50% - это 10 коммерческих структур, в том числе и банков. Поэтому эти две больших компании участвуют здесь не как монополии, а все-таки в определенном смысле на рыночной основе.

И то что вот эта крупная корпорация, которая будет образована, поможет наведению порядка в сфере ЖКХ, на мой взгляд, не вызывает сомнений. А вот вопросы ценообразования, вопросы льгот - это уже должно решать федеральное правительство!

Радио "Свобода", 11 апреля 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Радио "Свобода"

Сергей Митрохин

Голосуй ! Не то - по харе ! Александр Минкин "Московский Комсомолец", 11 апреля 2003 года

Нет сомнений что президенту следует наложить вето на этот закон Григорий Явлинский в телепередаче "Грани" "Грани" (ТВС), 9 апреля 2003 года

Принятый Госдумой закон о ЖКХ приведет к тяжелым последствиям и для населения, и для отрасли - пресс-релиз + результаты голосования 9 апреля 2003 г.

Полные поименные результаты голосования за принятие в 3-м чтении поправок в закон "Об основах федеральной жилищной политики". 9 апреля 2003 г.

Молодежное "ЯБЛОКО" провело митинг у здания Госдумы под лозунгом "Удобства теперь на улице!" - пресс-релиз + фото 9 апреля 2003 г.

"ЖКХ как зеркало российских реформ" Интервью Григория Явлинского Беседовали Владимир Шпак и Ксения Веретенникова "Время Новостей", 9 апреля 2003 года

Сергей Митрохин ЖКХ рискует попасть в руки олигархов Жителей городов ожидают веерные отключения канализации? "Российская газета", 10 апреля 2003 года

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]