Эдуард Макаров: Государственная
Дума России приняла в третьем чтении законопроект, определяющий
принципы ценообразования на услуги в сфере жилищно-коммунального
хозяйства. Планируется, в частности, до 2005 года сохранить
большинство ныне действующих льгот по оплате этих услуг населением,
но далее эти льготы будут определять региональные и местные
власти, исходя из возможностей своих бюджетов.
Федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг
будут ежегодно устанавливаться правительством. Законопроекту
теперь предстоит обсуждение в Совете Федерации.
Сергей Сенинский: Одна неделя года. Панорама новостей
и событий...
Итак, Государственная Дума России приняла на этой неделе
в третьем чтении законопроект, касающийся системы оплаты
коммунальных услуг в стране. О некоторых его положениях
мы и будем говорить сегодня с двумя российскими законодателями,
которые, кстати, придерживаются полярных точек зрения. Наши
собеседники в Москве - председатель комитета Государственной
Думы по промышленности и строительству Мартин Шакуум и заместитель
председателя комитета Государственной Думы по вопросам местного
самоуправления Сергей Митрохин,
который и начинает:
Сергей Митрохин: Этот закон направлен на то, чтобы в кратчайшие
сроки ликвидировать дотации предприятиям жилищно-коммунального
хозяйства. Эту цель можно было бы приветствовать, если бы
она не ставилась так жестко и грубо - чтобы по всей стране
одновременно ликвидировать эти дотации.
Это стремление не соответствует разнообразию условий в
российских регионах, связанных с платежеспособностью населения
и состоянием жилищно-коммунальной инфраструктуры. Большая
часть населения просто не сможет оплачивать 100% коммунальных
услуг. Это означает, что денег у коммунальщиков станет не
больше, а меньше!..
Сергей Сенинский: Продолжает - Мартин Шакуум, председатель
комитета по промышленности и строительству:
Мартин Шакуум: Дотации бюджета в этом законе становятся
целевыми и адресными. Они делятся на две основных категории.
Одна часть - адресные субсидии. Они выплачиваются непосредственно
гражданам.
Кроме того, дотации бюджета могут быть в виде субвенций.
Субвенции перечисляются в предприятия, которые оказывают
услуги льготникам. Вот что следует из этого закона...
Сергей Сенинский: Обоим нашим собеседникам - депутатам
мы предложили назвать три наиболее принципиальных, на их
взгляд, положения только что принятого Государственной Думой
законопроекту, которому теперь, напомню, предстоит рассмотрение
в Совете Федерации. Сергей Митрохин, заместитель председателя
комитета по вопросам местного самоуправления:
Сергей Митрохин: Первое - это "сбрасывание" с
государства ответственности за состояние ЖКХ на население
и регионы, у которых нет денег на эти цели.
Второе - поощрение монополиста. Или можно даже сказать
резче - развращение монополиста. Вместо того, чтобы создавать
проблемы для монополиста, государство полностью поощряет
ту практику, при которой монополист может устанавливать
любые тарифы и при этом ничего не менять в своей работе.
Третье - это ликвидация федеральных обязательств перед
так называемыми "льготниками". Причем - в крайне
лицемерной форме. Вместо того, чтобы честно сказать, что
у государства денег нет и мы отменяем льготы, применяется
такой вот иезуитский метод, как "сваливание" ответственности
на регионы. Вот, мол, пусть регионы к 2005 году и решат,
есть ли у них деньги на то, чтобы финансировать льготников
или нет...
Сергей Сенинский: Тот же вопрос - о трех наиболее важных,
на его взгляд, положениях нового законопроекта - Мартину
Шакууму, председателю комитета по промышленности и строительству:
Мартин Шакуум: Правительству этим законом вменяется в обязанность
устанавливать единый порядок ценообразования в сфере ЖКХ.
Потому что сегодня главная проблема в том, что тарифы не
являются экономически обоснованными, и тарифы устанавливаются
каждым муниципалитетом в отдельности.
Второй вопрос - средства, которые выделяет федеральный
бюджет, а их несколько десятков миллиардов, на ЖКХ, должны
стать адресными и целевыми. Потому что сегодня средства,
хотя и поступают, но расходуются, как правило, на другие
цели.
И третье. В этом законе все-таки разграничивается ответственность
различных уровней власти.
Сергей Сенинский: Многократно уже говорилось о том, что
потребление населением в России воды, электроэнергии или
газа намного превышает объемы их потребления в других странах
мира. Только что принятый закон - будь он реализован - меняет
ли что в этой части? Сергей Митрохин, заместитель председателя
комитета по вопросам местного самоуправления:
Сергей Митрохин: Потребление воды в России не превышает
уровень других стран. Другое дело, что нормы потребления,
за которые коммунальщики заставляют платить население, конечно,
выше, чем в некоторых других странах.
В качестве примера возьмем Москву. Мы установили счетчик
в одной из квартир, и убедились в том, что семья, которая
проживает в этой квартире, потребляет 12 тонн воды в месяц.
При этом коммунальная служба выставляет счет аж на 60 тонн!
И заставляет оплачивать практически в пять раз больше, чем
реально потребляют граждане. Поэтому данные о том, что в
России потребляют в два раза больше, чем на Западе, это
данные, основанные не на реальном потреблении, а на тех
абстрактных и произвольных нормативах, которые коммунальные
службы устанавливают для потребителей в попытке получить
дополнительную прибыль...
Мартин Шакуум: Граждане должны платить именно за конкретные
услуги, которые им оказывают и в том объеме, в котором оказываются
эти услуги. Что касается темы ресурсосбережения в этом законе,
то в нем есть положение о том, что все местные органы самоуправления
должны принять программу ресурсосбережения, которая, в частности,
будет включать в себя установку счетчиков. А предприятиям
ЖКХ вменяется в обязанность участие в этих программах по
ресурсосбережению.
Кроме того, в этом законе есть достаточно много положений,
которые все-таки уравнивают предоставление льгот и оплату.
То есть если услуги ненадлежащего качества, то они не должны
оплачиваться в полном объеме или не должны оплачиваться
вовсе!
Сергей Сенинский: В последние месяцы значительный интерес
к сфере жилищно-коммунального хозяйства проявили две других
российских монополии - "Газпром" и РАО "ЕЭС
России". Только что принятый закон - в целом - благоприятствует
их непосредственному участию или наоборот, как-то препятствует
этому?
Мартин Шакуум: Что касается вопроса о том, что необходимо
внедрять конкуренцию и развивать рынок услуг, то данный
закон эту сферу не регулирует. Для этого нужно принять еще
ряд законов, чтобы подключить рыночные инструменты. Нужно
решать вопрос о приватизации предприятий ЖКХ или "особенностях"
этой приватизации. Делать это необходимо очень осторожно!
Закон необходим о концессиях, а также нужно решать вопрос
с долгами. Если мы решим вопрос с долгами, тогда можем обеспечить
приток инвестиций в сферу ЖКХ.
Сергей Митрохин: Безусловно, закон этому благоприятствует.
Не случайно Анатолий Чубайс сделал заявление, что РАО "ЕЭС
России" готово "взять на подряд" ЖКХ, причем
- уже на следующий день после принятия закона.
И это сделано для чего? Чтобы крупные монополии сразу почувствовали
интерес к сектору ЖКХ. Потому что после принятия закона
они поняли, что смогут получать прибыль, работая в секторе
ЖКХ. Что означает эта прибыль? Это означает, что сегодня
Чубайс и "Газпром" приносят 500 миллионов долларов
в качестве инвестиций в ЖКХ, но очень крупно ошибается тот,
кто думает, что эти 500 миллионов долларов - подарок для
тех 10 городов, где будет работать Чубайс. Это - не подарок!
А это - инвестиции, которые должны окупиться!
Мартин Шакуум: Допускаем мы не монополию. Доля участия
в этом и РАО "ЕЭС России" и "Газпрома"
только 50%. А еще 50% - это 10 коммерческих структур, в
том числе и банков. Поэтому эти две больших компании участвуют
здесь не как монополии, а все-таки в определенном смысле
на рыночной основе.
И то что вот эта крупная корпорация, которая будет образована,
поможет наведению порядка в сфере ЖКХ, на мой взгляд, не
вызывает сомнений. А вот вопросы ценообразования, вопросы
льгот - это уже должно решать федеральное правительство!
|