Проправительственные фракции в очередной
раз провалили законопроекты, которые должны были изменить
налогообложение системы образования
Об этих важных законопроектах (о внесении
поправок в статьи 164 и 264 Налогового кодекса) «ПС» уже
рассказывало в конце января, когда они были поддержаны думским
Комитетом по бюджету и налогам, имеющим обыкновение выступать
против введения новых налоговых льгот. Авторы законодательной
инициативы – депутаты Госдумы Александр Шишлов, Олег Смолин,
Михаил Задорнов, Сергей Штогрин, Валентина Иванова.
Один из законопроектов предусматривал снижение
ставки налога на добавленную стоимость для учебной аудио-,
видео- и компьютерной продукции (CD, дискеты с учебными
программами) с 20 до 10 процентов. Очевидно, что эта норма,
уравнивающая в правах учебные издания на разных информационных
носителях (книги и CD, видео- и аудиокассеты), по существу
не является льготой, она лишь приводит ставки налогов в
соответствие с современными условиями издания учебной продукции.
Принятие нормы способствовало бы увеличению доступности
к качественному образованию.
Второй законопроект имеет для учреждений образования еще
большее значение: он предусматривал отмену налога на прибыль,
который сегодня вынуждены платить образовательные учреждения,
приобретая основные средства на внебюджетные деньги. Покупая
на заработанные самостоятельно деньги для учебных целей
оборудование или улучшая материально-техническую базу, директора
и ректоры должны платить ощутимый налог. Это настолько невыгодно,
что только за один год и только по вузам Министерства образования
3,5 миллиарда рублей были списаны по статье «прочие расходы»
– а могли быть потрачены на техническое оснащение, мебель…
В соответствии с законопроектом налоговая база учреждения
образования должна была уменьшаться на сумму, затраченную
на приобретение основных средств и малоценных предметов.
Нужно ли говорить, как ждали руководители школ и вузов принятия
такой льготы?
«Необходимо установить эту льготу, потому
что учреждениям сегодня выгоднее «проесть» средства, чем
вложить их в собственное развитие», – убеждали депутатов
авторы законопроекта Александр Шишлов и Михаил Задорнов.
Однако большая часть Думы, с подачи правительства, была
уверена в обратном. «Принимая вторую часть Налогового кодекса,
мы договаривались, что налог на прибыль будет одинаковым
для всех, – заявил представитель правительства, заместитель
министра финансов Михаил Моторин. – Известно, что льготой
всегда пользуются совсем не те, кому она предназначается!»
«Так на это же в стране есть прокуратура! К тому же мы запишем
в законе, что средства должны приобретаться только для учебных
целей», – отбивались авторы законопроекта. «А что касается
поправки в 164-ю статью НК, то это вообще не приведет к
удешевлению учебной продукции, а приведет к росту прибылей
производителей», – запальчиво заявил Михаил Моторин, забывая,
очевидно, что в отношении книжной продукции льгота все-таки
привела к удешевлению учебников. «Я другой такой страны
не знаю, где бы образование облагалось налогами, – сыронизировал
заместитель председателя Комитета по образованию и науке
Олег Смолин. – Ни в США, ни в Великобритании, во Франции
или Южной Корее не облагаются налогом внебюджетные средства
системы образования! Получается, что одинаковой должна быть
ставка налога для Газпрома и сельской больницы, нефтяной
компании и Большого театра, инвалидов и новых русских?»
«Очень важно создать стимул для приобретения
в школы современного учебного оборудования, – поддержал
законопроект депутат Алексей Арбатов. – В школах Сибири
и Дальнего Востока с появлением компьютерных классов меняется
культурный уровень не только школьников, но и целого села!»
В поддержку законопроекта высказалась также депутат Тамара
Плетнева.
Однако центристские фракции были явно не намерены
поддерживать систему образования. Проголосовали «за» только
фракции «Яблоко», СПС, КПРФ и Агропромышленная группа. Их
голосов для принятия законопроектов не хватило: 193 (по
второму законопроекту – 194) голоса «за» при необходимых
226. При этом вновь проявилась двойственная позиция некоторых
членов Комитета по образованию и науке: не отдали свои голоса
за законопроекты Гаджимет Сафаралиев (выступил против обоих
проектов), Михаил Залиханов, Александр Шелехов и сопредседатель
РОСРО Андрей Кокошин.
«Правительство в очередной раз фактически
выступило против развития отечественного образования», –
сказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке
Александр Шишлов, комментируя итоги голосования.
«Необходимо вновь внести данные законопроекты
в Думу, усилив их содержание. И все-таки пока местные образовательные
сообщества и сами учреждения не начнут давить на своих депутатов,
у этих законопроектов мало шансов» – таково мнение Олега
Смолина. К слову, ближайшие несколько месяцев перед выборами
– хорошее время для того, чтобы продвинуть хотя бы какие-то
из законопроектов, полезных для образования.
Очевидно, социальные и образовательные законопроекты вообще
будут сдвигаться как можно ближе к выборам в Госдуму. Может
быть, тогда депутаты изменят точку зрения.
Результаты голосования по налоговым льготам
для системы образования:
Фракция
|
За
|
Против
|
Воздержались
|
Не голосовали
|
КПРФ
|
79 |
0 |
0 |
3
|
Единство
|
0 |
6 |
1 |
74
|
Народный
депутат
|
8 |
1 |
0 |
44
|
ОВР
|
0 |
0 |
0 |
51
|
СПС
|
30 |
1 |
0 |
1
|
Яблоко
|
17 |
0 |
0 |
0
|
Регионы
России
|
12 |
0 |
0 |
35
|
ЛДПР
|
0 |
0 |
0 |
13
|
АПГ
|
38 |
0 |
0 |
5
|
Независимые
депутаты
|
10 |
0 |
0 |
11
|
Итого: за – 194,
против – 8, воздержались – 1, не голосовали – 237.
Необходимое для принятия решения число голосов “за” – 226.
Результат: НЕ ПРИНЯТО
|