Алексей Дыховичный : Говорим об образовании в России,
о платном и бесплатном. Только давайте сначала определимся,
о каком именно образовании мы говорим. Это высшее, школьное,
дошкольное, дополнительное? Все может быть платным.
Александр Шишлов:
Все сразу, наверное, не охватить. Я предлагаю сегодня поговорить
о школьном и вузовском образовании. Но только давайте сразу
внесем ясность. Бесплатного, вообще, ничего в мире не бывает.
Ни одна услуга не бывает бесплатной. Всегда кто-то за нее
платит. И когда мы говорим о платном и бесплатном образовании,
то мы, видимо, мы имеем в виду...
Алексей Дыховичный : Потребителя.
Александр Шишлов: Потребитель платит налоги. Так
что он в любом случае оплачивает образование. Мы имеем в
виду то образование, которое оплачивается из государственного
бюджета или местного бюджета, и то образование, которое
оплачивается из нашего кармана непосредственно.
Александр Кондаков: Я думаю, здесь мы должны ввести
еще вторую вводную, а она будет очень проста, что мы переходим
к обществу, основанному на знании, где знание становится
одним из важнейших компонентов общественного и государственного
капитала, составной частью ВВП. И образованность нации является
важнейшим залогом ее развития. Исходя из этого, можно поговорить
о платности и бесплатности образования.
Алексей Дыховичный : Вопрос Александру Шишлову. Александр
Владимирович, и как оно дальше в ближайшее время пойдет
и будет развиваться, школьное и вузовское образование? Договорились,
ограничили этим временным промежутком.
Александр Шишлов: Для того чтобы понять, как будет
развиваться образование дальше, я думаю, что нам надо вспомнить
о том, как оно развивалось сейчас, и какая правовая основа
существует для образования, которое финансируется из бюджета,
и которое финансируется непосредственно потребителем, из
своего кошелька. У нас в Конституции заложено обязательство
государства по бесплатному школьному образованию и по предоставлению
финансируемого из бюджета высшего образования на конкурсной
основе. Я думаю, это должно быть непреложной отправной точкой.
Государство должно сохранить свои обязательства, которые
зафиксированы в Конституции, и обеспечивать бюджетное финансирование,
для того чтобы школьное образование было доступно всем,
а высшее образование тем, кто сможет поступить в вузы на
конкурсной основе. И вопрос в том, чтобы обеспечить достойный
уровень бюджетного финансирования. Кроме этого, нужно обеспечить
и достойное качество того образования, которое мы называем
бесплатным. Потому что очень часто на этом спекулируют,
призывая отдавать детей в частные образовательные учебные
заведения, частные вузы, хотя надо сказать о том, что до
сих пор бесплатное и основное общее образования и высшее
образование сохраняется в целом на более высоком уровне,
чем это могут дать частные образовательные учреждения.
Алексей Дыховичный : А здесь я не могу не заговорить
о поборах. Они есть, нельзя отрицать, школьные и вузовские,
полуофициальные, совсем не официальные, взятки и т.д. Деньги
все равно несут. Эти деньги оказываются вне бюджета, вне
налогов. Их как-то вывести на божий свет реально?
Александр Шишлов: Я думаю, что по-разному эти деньги
оказываются в разных местах, и не все идет теневым образом,
что-то идет и на счета. Если мы говорим, например, о школе,
деньги в школу редкий родитель не платил. Потому что все
время нам нужно заплатить то за ремонт, то за охрану, то
на подарок, то еще на что-то такое. И, поскольку бюджетных
денег сегодня не хватает, то мы с этим вынуждены мириться.
И, наверное, другого варианта нет, как как-то пытаться упорядочить
эту систему де факто существующего финансирования.
Алексей Дыховичный : Как упорядочить?
Александр Шишлов: Один из вариантов, который мне
кажется весьма перспективным, - это поставить эти деньги,
которые несут в школу родители, под контроль тех же родителей,
и дать возможность родителям влиять на использование этих
денег. У меня сын в прошлом году закончил школу. И когда
он учился в школе, когда мы платили на разные мероприятия
деньги, я на самом деле не знал точно, на что они используются:
на то, на что заявлено, или их используют на что-то другое,
а может быть, их можно было использовать гораздо более эффективным
способом. И я думаю, что будет правильно, если мы создадим
законодательную основу для того, чтобы в школах создавались
школьные управляющие советы, которые имели бы реальные полномочия
по влиянию на бюджет школы.
Александр Кондаков: В этом отношении, я думаю, небезынтересно
привести такие цифры, что, по расчетам экономистов, примерно
40% бюджета высшего образования и примерно 30% бюджета общего
образования – это деньги теневые, то есть родительские деньги,
которые поступают в том или ином виде. Либо в виде компьютеров
в школу, либо на оплату охраны или дополнительных занятий,
либо это оплата репетиторов. И когда встал вопрос, чтобы
вывести эти деньги из "черной" и "серой"
зоны в зону "белую", то было внесено несколько
предложений. В частности, например, единый госэкзамен. И
в рамках единого госэкзамена планировалось, что это нанесет
удар по репетиторству, и в результате те деньги, которые
родители тратили на то, чтобы подготовить детей к вузам,
к поступлению туда, будут оставаться в семейных бюджетах.
На деле все не так здорово получилось, потому что, во-первых,
репетиторство сохранилось, мы с Александром Владимировичем
обменялись впечатлениями перед началом передачи, потому
что у меня дочь в прошлом году поступала, у него сын...
Алексей Дыховичный : Простите, Ваша дочь живет в
том регионе, где был введен эксперимент?
Александр Кондаков: Нет. Я имею в виду просто поступление
в вуз. И второй момент заключается в том, что сейчас массово,
во всех регионах, где проводится единый государственный
экзамен, возникла не просто система репетиторства по подготовке
и сдаче единого госэкзамена, а возникло большое количество
курсов по подготовке к сдаче единого госэкзамена. То есть
фактически те самые деньги, которые раньше уходили репетиторам,
наверное, не совсем легально, сейчас нелегально так же попадают
тем же репетиторам и легально на те же самые курсы, которые
готовят к сдаче единого госэкзамена. Такая любопытная картинка.
-
Алексей Дыховичный : Мы говорим о платном образовании
в России. Единый государственный экзамен, о котором вы заговорили.
Я только не понимаю, зачем эти курсы, когда раньше и сейчас,
наверное, нанимается репетитор, так как все, что написано
в учебнике, может быть во вступительном экзамене. В самом
дальнем углу учебника написана какая-то фраза. Абитуриент
должен ее знать. ЕГ – это же несколько другая система. Зачем
эти курсы? Перестраховаться?
Александр Кондаков: Наверное, здесь есть элемент
социальной психологии, что поколениями, десятилетиями привыкли
готовиться к поступлению в вузы. И это сохраняется. Но есть
и другой фактор. На самом деле тест ЕГ – это не совсем то,
чему учили в школе. Это нечто иное. И готовить к их сдаче
на самом деле надо. И другое дело, что эту задачу выполняет
либо школа, либо кто-то другой. И этот элемент здесь на
самом деле присутствует. А я бы сейчас хотел вернуться к
тому, что начал говорить Александр Владимирович. Это легализация
родительских денег, которые поступают в учебные заведения.
Один из последних указов президента Ельцина, это был 2000
год, 31 августа, был указ о попечительских советах в школах.
И он как раз был направлен на то, чтобы возникли попечительские
советы, которые взяли бы на себя контроль за дополнительным
финансированием, внебюджетным финансированием школ. С И
сейчас готовится еще один указ президента РФ, связанный
с теми же попечительскими советами. Я как раз думаю, что
комитет, который Александр Владимирович возглавляет, наверное,
в какой-то степени может и законодательно закрепить эти
позиции. Это очень серьезный момент, когда деньги, которые
родители вносят в школы на те или иные нужды, попадают под
общественный, в данном случае родительский контроль. И директору
легче становится, и родители спокойнее.
Александр Шишлов: На самом деле, здесь вопрос шире
стоит, чем о попечительских советах, потому что речь идет
не только о привлечении денег, не только о меценатстве и
спонсорстве, а в том числе и об управлении текущей жизнью
школы, простыми жизненными ситуациями, которые возникают
в школе, когда надо решить, нужно ли вводить в школе школьную
форму, какой должен быть режим дня, пятидневка или шестидневка.
Александр Кондаков: Поддерживать малообеспеченных
детей.
Александр Шишлов: Да, как устраивать такие местные
программы. Поэтому, конечно, если нам удастся, а мы собираемся
выставить этот законопроект еще в ходе работы нынешней ГД.
Если нам удастся создать для этого законодательную основу,
то, я думаю, это будет большим подспорьем. Но, возвращаясь
к ЕГ и к репетиторству, один из источников, откуда возникает
репетиторство, - это разрыв уровня подготовки, которую дети
получают в школе, и уровнем тех требований, которые предъявляет
вуз. Сегодня на этом разрыве как раз и существует очень
много негативных явлений, о которых любой родитель, любой
студент отлично знает. Тот, кто сталкивался с поступлением
в вуз, отлично знает, что вуз предъявляет требования, которые
совсем не похожи на то, чему учили. И если система единых
государственных экзаменов будет соответствовать тому, что
учили в школе, будет основана именно на школьной программе,
тогда ситуация может измениться. В этом одна из целей этой
системы.
Алексей Дыховичный : Вы сказали "разрыв".
Ликвидировать разрыв – это значит, что-то к чему-то притягивать.
Или снижать требования к поступлению в вуз, или, наоборот,
повышать уровень образования в школе, что, в общем, невозможно,
по крайней мере, по количеству знаний, которые даются в
школе, объем и так колоссален.
Александр Шишлов: Во-первых, это не всегда означает,
что где-то надо снижать, где-то повышать. Иногда просто
нужно приводить это к сопоставимому уровню, потому что,
если учат математику, а спрашивают физику, так это совсем
другой вопрос. Но, если говорить в терминах понижения и
повышения, то, конечно, надо повышать уровень школы, но
при этом обеспечивать разгрузку от множества знаний, которые
сегодня вынуждены получать все дети. И на этот счет существует
разработанная программа, эксперимент, который сегодня тоже
проводится. Это профильное обучение в старших классах общеобразовательной
школы, когда дети имеют возможность углубленного изучения
тех предметов, по которым они предполагают учиться дальше.
А другие предметы изучаются на базовом уровне.
Александр Кондаков: Я думаю, здесь прозвучало ключевое
слово, разрыв между уровнями образования. На самом деле
это серьезнейшая проблема, потому что, несмотря на то, что
в 97 году Минобразования России, которое отвечает за дошкольное
и школьное образование, и Госкомитет по высшему образованию,
отвечающий за высшее образование, были объединены в одно
министерство, тем не менее, этот разрыв на самом деле реально
сохранился. И главное, конечно, на сегодняшний день – это
целостный взгляд на систему образования, который позволил
бы обеспечить преемственность на всех уровнях образования.
А ведь мы очень хорошо понимаем, мы уже это обсуждали, что
на самом деле на уровне профессионального образования возникает
очень большая диверсификация, гораздо большая, чем существовала
5, 10 лет назад, и даже сегодня. И она будет дальше развиваться
для обеспечения потребностей экономики страны, на самом
деле основанных на знаниях. Поэтому вопросы содержания образования,
вопросы перехода с одного уровня на другой – это абсолютно
ключевые вопросы, в том числе и в контексте платности.
Алексей Дыховичный : Давайте к платности. Потому
что все-таки о платном образовании мы говорим. Еще один
эксперимент вводился, кроме ЕГ. Еще ГИФО было, "государственные
именные финансовые обязательства". Как прошел этот
эксперимент? Его дальнейшее развитие будет или нет?
Александр Шишлов: Эксперимент еще не закончен. Можно
сказать, он находится в начальной стадии, потому что он
проходил только в нескольких вузах. Суть ГИФО в том, что
государство принимает на себя обязательство по бюджетному
финансированию студента в зависимости от результатов, которые
он показал на единых государственных экзаменах. Грубо говоря,
если Вы получили на единых государственных экзаменах максимальные
баллы, то Вам обеспечено полностью бесплатное обучение в
вузе. А если Вы сдали на "тройки", то государство
оплатит лишь частично, а оставшуюся часть Вы должны доплачивать.
Я хочу сказать, что, на мой взгляд, этот эксперимент не
следует переоценивать и абсолютизировать. Потому что такой
способ бюджетного финансирования высшего образования – это
лишь один из множества возможных вариантов, моделей. На
мой взгляд, не менее перспективны, а может быть, и более
перспективны такие формы, как возвратные субсидии, как образовательные
кредиты. Но в любом случае я думаю, что нам надо будет уходить
от такой ситуации, когда сегодня в соответствии с практикой
и законодательством у нас существует либо полностью "бесплатное",
финансируемое из бюджета высшее образование, (кстати, забыл,
что по нему тоже надо платить), либо полностью платное.
Я думаю, что нужно давать более богатую гамму возможностей
для бюджетного финансирования высшей школы.
Александр Кондаков: Откровенно говоря, я принимал
участие в первоначальной разработке концепции ГИФО и очень
хорошо помню, что мы закладывали в основу концепции. И,
с моей точки зрения, на сегодняшний день наша система образования
и страна не готова к полномасштабному переходу на ГИФО.
Александр Владимирович здесь затронул ключевую тему. Ведь
это означает, что по результатам сдачи единого госэкзамена
образовательное поле государства отнюдь не однородно, а
очень мозаично, особенно различаются сельская местность
и город. Возникнет некая сегрегация, дискриминация людей,
которые не смогли получить достаточный уровень общего образования
в силу тех или иных причин, в отличие от тех людей, которые
этот уровень получили. То есть пойдет дальнейшее расслоение
на бедных и богатых, уже по уровню доступа к качественному
образованию. Потому что ребята, которые в сельской местности,
не имея учителей по целому ряду предметов, не смогли получить
хорошее образование, в этом не виноваты, но поступить в
вузы бесплатно они практически не смогут.
Алексей Дыховичный : Так и сейчас то же самое.
Александр Кондаков: И в этом кроется очень большая
проблема. Но если сейчас у него формально сохраняется шанс
поступить на бесплатное, в этой ситуации он может оказаться
в положении, когда будет лишен этой возможности.
Алексей Дыховичный : Почему? Формально то же самое.
Александр Кондаков: Да.
Алексей Дыховичный : "Я учусь в платном вузе,
поступала я туда практически без экзаменов, однако у нас
очень строгая дисциплина, и тех, кто не может и не хочет
учиться, выгоняют мгновенно и взяток не берут. Институт
зарабатывает свою репутацию. Почему бы точно так же не поступить
альтернативно с госэкзаменом? Стас из Москвы". Не с
госэкзаменом, а вообще с приемом в вузы по французской системе
- брать всех и после нулевого курса выгонять половину?
Александр Кондаков: Такая же система была и в царской
России, когда после первого семестра шел отсев. Мы скоро
придем к такой ситуации, с точки зрения демографии, когда
у нас число выпускников школ будет практически совпадать
с числом в вузах.
Алексей Дыховичный : Тем более. Может быть, воспользоваться
этой ситуацией?
Александр Кондаков: Я думаю, надо все-таки стремиться
к тому, чтобы качество образования было достойным. И контроль
за качеством образования ослаблять невозможно. Иначе какая
же будет цена диплома, и кому будет нужен такой специалист,
который учился кое-как.
Алексей Дыховичный : Почему кое-как? Берут всех.
Кто смог остаться... правда, опять начнутся взятки.
Александр Кондаков: Я бы так не драматизировал ситуацию.
Кстати говоря, это сообщение на пейджер поднимает достаточно
серьезный вопрос. У нас принято, особенно среди государственных
вузов, придавать анафеме и всячески ругать негосударственные
вузы. И моя точка зрения заключается в том, что негосударственное
образование имеет право на жизнь точно такое же, как и государственное.
Другое дело, что государство здесь должно регулировать качество
образования.
Алексей Дыховичный : Так все-таки что будет дальше?
На сегодняшний день есть Конституция. Я так понимаю, что
от Конституции отступать никто не собирается. На бюджетном
финансировании общее образование и бюджетом финансируемое
на конкурсной основе высшее образование. Далее, существуют
платные школы. Грубо говоря, если хочешь, чтобы был бассейн,
массаж и охрана, тогда ты за это платишь, средняя школа.
Есть платные вузы. Ситуация на сегодняшний день. Что-нибудь
будет кардинально меняться?
Александр Шишлов: Я думаю, что здесь должно быть
движение в двух направлениях. Во-первых, должны быть сохранены
государственные гарантии, государственные обязательства
по финансированию образования. Причем объем бюджетных средств,
которые направляются на образование, должен существенно
возрасти. В том числе и на зарплату преподавателей, потому
что без этого говорить о развитии образования, развитии
страны, вообще, невозможно. Но, с другой стороны, учитывая
нынешнюю экономическую ситуацию, следует создавать такие
условия, которые привлекают внебюджетные средства, в частности
средства предпринимателей. И для этого нужно предпринимать
такие меры, которые приводят к налоговым льготам, которые
дают благоприятную налоговую среду и для граждан, и для
юридических лиц. Сегодня, к сожалению, это сделать трудно
потому что правительство не соглашается с теми предложениями,
которые мы вносим. Ведь в ГД давно уже внесены поправки,
которые предоставляют льготы образовательным учреждениям
и тем самым привлекают и дополнительные внебюджетные средства.
Алексей Дыховичный : И что же ваша ГД?
Александр Шишлов: Но сегодня проправительственные
фракции не согласны с таким подходом. И сегодня мы не можем
их провести через ГД.
Алексей Дыховичный : До новых выборов заморожен вопрос?
Александр Кондаков: Есть еще один сюжет во всей этой
ситуации. Он заключается в том, что образование должно быть
привлекательно для работодателя. То есть структура подготовки
кадров должна стимулировать работодателя вносить свои деньги.
Алексей Дыховичный : Налоговые льготы. Будь то юридическое
или физическое лицо, - заплатил деньги за образование, и
эта сумма вычитается из налогооблагаемой базы. Предложение
такое есть, но...
Александр Шишлов: Грубо говоря, предложение именно
такое. Но сегодня реализовать его крайне проблематично.
Алексей Дыховичный : Так надеетесь все-таки?
Александр Шишлов: Надеемся, безусловно. Более того,
один из этих законов мы будем, я надеюсь, рассматривать
на следующей неделе в ГД. Но каковы будут результаты, сегодня
я не могу вам сказать.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" были:
Александр Шишлов - председатель комитета ГД по образованию
и науке, Александр Кондаков - ген. директор государственного
издательства "Просвещение".
|