О сути предстоящих изменений
в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле
корреспонденту БПИ Людмиле КУЗЬМИЧ рассказал заместитель председателя
комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил
Задорнов.
- С чем связана необходимость принятия новой редакции
закона "О валютном регулировании и валютном контроле"?
- Действующий в настоящее время закон «О валютном регулировании
и валютном контроле», принятый в 1992 году, абсолютно рамочный.
Он состоит всего из четырнадцати статей, которые, по сути,
отдают все валютное регулирование Центральному банку и правительству
в лице ГТК и налоговых органов. Де-факто, вплоть до середины
2000 года валютным регулированием занимался только Центральный
банк.
За последние два года нами было принято несколько законов,
которые существенно изменили ситуацию. Кроме того, сам Центробанк,
надо отдать ему должное, сделал ряд очень существенных шагов
в сторону валютной либерализации.
- Поясните, какие законы вы имеете в виду?
- Дума в мае 2001 года приняла закон, существенно расширивший
круг текущих операций, которые, как известно, осуществляются
без какого-либо разрешения, просто в уведомительном порядке.
Закон также позволил три года не возвращать валютную выучку
российским предприятиям – экспортерам машинотехнической
продукции. Согласно этому закону также российский гражданин
получил право покупать без всяких ограничений валюту за
границей на сумму до 75 тыс. долларов, только информируя
об этом налоговые органы.
Летом 2001 года был принят еще один закон, который снизил
норматив обязательной продажи валютной выручки с 75% до
50% и одновременно отменил абсолютно все указы президента
в части валютного регулирования, кроме двух, которые разрешали
отдельным предприятиям не подавать валюту.
Третьим законом (принятым в декабре 2001 года, - БПИ) санкции,
которые до этого содержались в законе «О валютном регулировании»
и предусматривали двукратный размер выплат за нарушение
нормы об обязательной продаже валюты, были перенесены в
Кодекс об административных правонарушениях.
И наконец, 31 декабря 2002 года президент подписал закон,
которым экспортерам или просто российским предприятиям,
которые имеют кредиты от экспортно-импортных банков стран
ЕЭС, позволено не возвращать часть валютной выручки, которая
служит обеспечением этих кредитов.
Кроме того, в марте 2003 года вступил в силу закон, который
уравнивал в правах резидентов и нерезидентов в части ввоза
и вывоза иностранной наличной валюты. В соответствии с этим
законом, и те и другие смогут вывозить без каких-либо документов
и уведомления до 3 тысяч долларов наличной валюты, заполнив
декларацию – до 10 тысяч, а свыше 10 тысяч – только в безналичной
форме.
- А какие шаги были сделаны Центральным банком?
- Центробанк тоже сделал ряд важных шагов. Правда, он об
этом не слишком громко говорил, поэтому о них далеко не
всем известно.
Во-первых, уже с ноября 2001 года российский гражданин,
сообщив в налоговую инспекцию о своих доходах, может открыть
счет в странах ФАТФ и странах ОСР (Организации сотрудничества
и развития). То есть, эта норма уже существует и действует,
хотя до сих пор отсутствует в самом законе о валютном регулировании.
Во-вторых, Центробанк разрешил российским предприятиям
брать внешние кредиты на сумму до 100 млн долларов без специального
разрешения, то есть, в уведомительном порядке. Напомню,
что до этого, предприятию требовалось разрешение ЦБ, и на
его получение могло уходить полгода или год. Кроме того,
по новым правилам иностранное предприятие также в уведомительном
порядке может инвестировать средства в страны СНГ.
- Когда правительство начало готовить новую редакцию
закона «О валютном регулировании»?
- В правительстве этот закон начал готовиться еще в 2001
году. Тогда возникли непреодолимые разногласия между Центральным
банком и Минфином, с одной стороны, и Минэкономразвития,
РСПП и части ведомств, которые настаивали на более либеральном
подходе, с другой стороны. Последние от имени нескольких
депутатов внесли в Думу свой альтернативный законопроект
в ноябре 2002 года.
- Какова концепция правительственного законопроекта
и чем он существенно отличается от ныне действующего закона?
- Во-первых, серьезно изменен объект самого закона. Вернее,
уточнено понятие валютных ценностей, которые и служат объектом
регулирования законопроекта. До сих пор к валютным ценностям,
помимо наличной и безналичной иностранной валюты и ценных
бумаг, относились драгоценные металлы и камни. В новой редакции
закона драгоценные металлы и камни исключены из его предмета
ведения, и, соответственно, их ввоз - вывоз регулируется
теперь специальным законодательством, а в некоторых случаях
будет вообще свободный порядок.
С другой стороны, рублевые операции нерезидентов, то есть,
приобретение иностранным предприятием или гражданином российской
валюты или ценных бумаг теперь является предметом регулирования
данного закона. А в том, что касается ценных бумаг – его
нормы стали более жесткими, чем они существуют сегодня.
Требование репатриации всех 100% валюты сохраняется как
основное положение этого закона. Хотя именно против этого
возражали представители крупного бизнеса. Есть, правда,
определенные исключения, как и исключения из нормы об обязательной
продаже, но все они перечислены в законе, и перечень этот
совсем небольшой. Норматив обязательной продажи валютной
выручки также сохраняется, но его предлагается сократить
с 50% до 30% и полностью отменить с 1 января 2007 года.
При разработке законопроекта шла длительная борьба за то,
чтобы обязательная продажа могла осуществляться не только
через биржи, но и через уполномоченные банки. Эта норма
в законопроекте содержится.
Все валютные операции, как и прежде, подразделяются на
текущие и капитальные. Текущие операции совершаются без
каких-либо ограничений, их перечень – примерно тот же, который
мы расширяли в 2001 году с набольшими дополнениями, связанными,
в основном, с так называемыми неторговыми операциями. Очень
существенное изменение содержится для экспортеров. Вы знаете,
что основной объем текущих операций составляют операции
экспорта-импорта. Так вот, для экспортеров срок возврата
валюты увеличивается вдвое: с 90 до 180 дней. Конечно, для
большинства российских экспортеров, в основном крупных поставщиков
сырья, это существенное облегчение. С другой стороны, сохраняются
все положения по экспорту машинотехнической продукции и
машиностроительному подряду, но для этих операций создается
право правительства вводить дополнительные ограничения в
размере резервирования до 100% суммы контракта, что фактически
делает бессмысленным право три года не возвращать валюту.
Перечень тех операций, которые должны совершаться в разрешительном
порядке, во-первых, значительно сужен, а во-вторых, он полностью
содержится в законе.
- Вы сказали, что законопроект содержит закрытый перечень
ограничений. О каких именно ограничениях идет речь?
- Часть этих ограничений может быть введена правительством,
а другую часть вводит Центральный банк. Этот законопроект
предусматривает три типа ограничений: резервирование определенных
сумм, режим счета и обязательство проводить операции через
уполномоченные банки. На первых двух я остановлюсь более
подробно.
С одной стороны, Центробанком установлено, что для нерезидентов
приобретение любых российских активов: российских ценных
бумаг, наличной валюты, предоставление кредитов российским
предприятиям в валюте и в рублях, связано с возможным ограничением
в том, что они должны на срок до 1 года зарезервировать
на счете в уполномоченном банке до 20% этих средств. И с
другой стороны, правительство, если экспортер более 180
дней (3 лет – для машинотехнической продукции и 5 лет для
машиностроительного подряда) не возвращает валютную выучку,
имеет право потребовать депонирования до 100% этих сумм
на срок до 60 дней. Эти ограничения, как указано в законопроекте,
могут вводиться для защиты платежного баланса и обменного
курса.
Режим счета - это сохранение сегодняшней практики, когда
Центральный банк вправе установить для определенных категорий,
например, для нерезидентов, обязанность вносить деньги только
на определенный счет, с которого можно проводить только
определенный круг операций.
- Эти ограничения вводятся «для защиты платежного баланса
и обменного курса». Не могли бы вы уточнить, в каких именно
случаях Банк России и правительство могут их ввести?
- Формулировка этой нормы в законопроекте осталась очень
расплывчатой: эти ограничения «вводятся в целях предотвращения
существенного сокращения золотовалютных резервов, резких
колебаний курсов валют, а так же для поддержания устойчивости
платежного баланса Российской Федерации». По сути, когда
конкретно эти ограничения могут быть введены, правительство
и Центробанк определяют сами. Правда, появился более жесткий
механизм их введения: Центральный банк не может сам этого
сделать, он должен запросить согласие правительства, и оно
обязано в течение 15 дней дать либо согласие, либо мотивированный
отказ. Таким образом, по каждому из вопросов, два органа,
а не один будут принимать совместное решение.
При этом, я подчеркну, что механизм совершения всех операций
как резидентов с российскими ценными бумагами, так и нерезидентов
с внешними ценными бумагами, существенно ужесточен, но право
правительства и Центробанка ограничивать их также жестко
регламентировано.
- Но в этом случае российские предприятия могут опасаться,
что в любой момент эти ограничения могут быть введены?
- Верно, но в законе прописано, что никакие ограничения
не могут вводиться в индивидуальном порядке. То есть, любой
предприниматель будет уверен, что для него одного эти ограничения
не введут. Если они и будут введены, то сразу для всей отрасли.
А для правительства ввести серьезные ограничения сразу для
тысяч предприятий, серьезно осложнив их положение, это шаг,
на который оно так просто не решится. Ведь в настоящее время
Центральный банк, по сути, выдает индивидуальные лицензии:
конкретному предприятию на конкретный кредит. Кроме того,
я думаю, что в дальнейшем мы поработаем над более четким
механизмом введения этих ограничений.
- Может быть, этот механизм прописан достаточно расплывчато
специально, чтобы оставить для правительства возможность
в любой момент вернуться к регулированию валютного рынка?
- Я так не думаю, потому что при обсуждении законопроекта
в правительстве были очень серьезные дискуссии на эту тему,
и вряд ли какие-то нормы его написаны на отдачу.
- Что в законопроекте сказано о покупке валюты и ее
ввозе-вывозе физическими лицами? Как эти положения согласуются
с принятым недавно законом?
- В законопроекте появилась норма о том, что купля-продажа
иностранной валюты на внутреннем рынке физическим лицом
производится без идентификации лица. То есть, банкам теперь
не надо будет требовать никаких документов. Но гражданин
может попросить, чтобы его данные были занесены в документы
о купле валюты для вывоза ее заграницу.
По вывозу наличной иностранной валюты в законопроекте повторена
позиция правительства при внесении законопроекта, то есть,
до полутора тысяч долларов – ввоз и вывоз для резидентов
и нерезидентов без ограничений, от полутора до 10 тысяч
– требуется указание в таможенной декларации или банковская
справка, а свыше 10 тысяч – только с разрешения ЦБ.
Открытие счета в банках за границей для юридических и физических
лиц в странах ОСР (Организации сотрудничества и развития)
– без каких-либо ограничений, даже без уведомления налоговой
службы, правда, только через уполномоченный банк. В других
странах – в порядке, установленном Банком России. По всей
видимости, этот порядок будет разрешительным.
- В случае принятия законопроекта, когда планируется
его вступление в силу?
- Вступление закона в силу планируется через 6 месяцев
после принятия, а отмена всех ограничений, указанных в законе,
предполагается по окончании переходного периода - 1 января
2007 года.
|