Российское правительство одобрило основные направления
политики в сфере государственного долга на 2003 - 2005 годы.
Ключевая идея - отказаться от дорогих в обслуживании внешних
заимствований и замещать их более дешевыми внутренними -
не вызывает возражений. Однако правительство обходит стороной
важнейшие, с точки зрения граждан, проблемы в "долговой"
сфере: возврат денег, которые другие страны должны России;
целесообразность внешних займов, взятых под государственные
гарантии; наконец, выполнение "дореформенных"
обязательств перед вкладчиками Сбербанка СССР.
ПРОСТИТЬ ВСЕ?
В апреле 1993-го российское правительство заявило о признании
всех долгов бывшего Советского Союза в отношении внешних
кредиторов. Правда, величину этого "наследства"
оценивают по-разному. Николай Рыжков и Руслан Хасбулатов
утверждают, что долг СССР составлял 35 млрд. долларов. Егор
Гайдар заявляет, что на 1 января 1992 года Союз был должен
вдвое больше - 70 млрд. долларов. Именно эта цифра, как
правило, и фигурирует в данных Минфина.
Но, кроме того, что СССР был одним из самых крупных в мире
должников, он же был и одним из самых крупных кредиторов.
По данным бывшего председателя бюджетной комиссии Верховного
Совета СССР Александра Орлова, Союз выдал "развивающимся"
странам кредитов на сумму в 147 млрд. долларов. После того
как Россия в рамках Парижского клуба списала часть долгов,
их величина сократилась до 76 млрд. - соответствующая цифра
приведена в законе о федеральном бюджете-2003. Больше всех
нам должны: Сирия - 12,7 млрд. долларов, Монголия - 11,6,
Афганистан - 9,2, Ирак - 8,1, КНДР - 6,1. Ничего не известно
о каких-либо попытках вернуть эти долги или, по крайней
мере, перепродать их тем государствам, которые сумели бы
их взыскать с указанных стран.
Что касается собственно "российского" долга,
то на начало 2003 года его величина составляла около 60
млрд. долларов. В итоге общий внешний долг страны составлял
порядка 130 млрд. долларов. К началу следующего года, согласно
закону о бюджете, он должен сократиться до 123,7 млрд. Если
добавить к этому величину внутреннего долга - 21,4 млрд.,
- то общий объем долга составит ровно тысячу долларов на
каждого жителя России.
КОРМУШКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТОВ
"Жизнь взаймы" - не лучшая из возможных. Но,
может быть, гигантские средства, взятые Россией в долг,
расходуются на жизненно важные для страны нужды? К сожалению,
анализ информации о российских внешних долгах не подтверждает
эту гипотезу. Один из самых интересных разделов многостраничного
закона о федеральном бюджете - займы, взятые под государственные
гарантии у международных финансовых организаций: Мирового
банка и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Вот, например, "Проект развития кредитного портфеля",
целью которого является "финансирование подготовки
проектов для их последующего кредитования". Сумма кредита
- 31,2 млн. долларов, уже истрачено 25,9 млн., направление
использования - "консультационные услуги и предоставление
новых займов". Иначе говоря, за 26 млн. долларов нас
уже "проконсультировали", у кого бы еще одолжить
деньги. А на оставшиеся 5 млн. готовы "консультировать"
и дальше.
Этот проект проверяла Счетная палата (СП) и сделала весьма
выразительные выводы. Несмотря на то, что работа с займами
МБРР начата еще в 1992 году, за весь этот период не проведена
оценка эффективности с российской стороны ни одного проекта
МБРР и не было ни одного проекта, завершенного в первоначально
установленные сроки. Зато размеры должностных окладов сотрудников
"групп реализации проектов" (ГРП), которые "осваивали"
кредитные средства, как отметила СП, "в десятки раз
превышают оклады работников бюджетной сферы и государственных
служащих, фактически выполняющих аналогичную работу".
Заработная плата в ГРП составляла от 4 до 20 тысяч долларов
в месяц, а часовая ставка иностранных консультантов доходила
до 550 долларов.
Еще один проект, который недавно проверила СП, - "Заем
на поддержку реформы социальной защиты". Сумма кредита
- 28,6 млн. долларов, уже истрачено 18,7 млн. Деньги тратились
на "исследование финансового состояния Пенсионного
фонда РФ", на "финансирование национального обследования
благосостояния домашних хозяйств", на издание брошюры
"Прожиточный минимум в РФ" и прочие задачи, которые
должны решаться государственными органами - в рамках положенной
зарплаты. При этом, как отметила СП, "проверкой установлено,
что заключались контракты на работы, которые в дальнейшем
не использовались или оказывались бросовыми"...
Перечень "странных" кредитов можно легко продолжить
- достаточно заглянуть в бюджет. Здесь и 58 млн. долларов
на "правовую реформу", и 40 млн. на "поддержку
реформ в электроэнергетическом секторе", и 55 млн.
на "проект развития рынка капитала"... И везде
- "волшебные" слова о консультационных услугах,
модернизации, поддержке и содействии реформам. Иначе говоря,
ставятся цели, относительно которых никто и никогда не докажет,
что они не достигнуты - ведь "модернизировать",
"поддерживать", "реформировать" и "содействовать"
можно до бесконечности. Понятно, что эта ситуация выгодна
для тех, кто лоббирует привлечение кредитов. Но выгодна
ли она для страны?
УСЛОВНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
В мае 1995 года Борис Ельцин подписал закон "О восстановлении
и защите сбережений граждан Российской Федерации".
В нем говорилось, что государство "гарантирует восстановление
и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений,
созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств
на вклады в Сбербанке в период до 20 июня 1991 года",
и что "гарантированные сбережения граждан являются
государственным внутренним долгом РФ". В качестве ценности
гарантированных сбережений признавалась "покупательная
способность вложенных денежных средств на момент их вложения".
Наконец, говорилось, что "восстановление и обеспечение
сохранности ценности гарантированных сбережений граждан
производится путем перевода их в целевые долговые обязательства
РФ, являющиеся государственными ценными бумагами".
Нет нужды говорить, что этот закон так и остался на бумаге,
а вкладчики Сбербанка оказались у государства "кредиторами
последней очереди". Соответствующий внутренний долг,
в нарушение указанного закона, не учитывается в федеральном
бюджете и потому де-факто не подлежит возврату. Единственное,
что можно увидеть в бюджете на 2003 год, - обязательства
выплачивать в качестве "компенсации" по тысяче
рублей гражданам, родившимся не позднее 1945 года, инвалидам,
родителям и опекунам детей-инвалидов. Говорить, что такая
сумма может что-то "компенсировать", можно только
в насмешку.
Свой отказ выполнять закон правительство обосновывает тем,
что размер соответствующего долга - почти 11 трлн. рублей,
или 350 млрд. долларов, - практически совпадает со всем
валовым внутренним продуктом страны. И если выпустить на
такую сумму, как предусматривает закон, ценные бумаги -
рухнет вся финансовая система России. Однако никаких механизмов,
позволяющих решить проблему - например, выпуск ценных бумаг,
которые нельзя продать, но на которые можно было бы покупать,
скажем, земельные участки, - правительство тоже не предлагает.
Видимо, в "Белом доме" полагают, что проблема
решится естественным - "демографическим" - путем.
Что нельзя не назвать иначе как предельно циничным...
|