[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Азартная игра на пенсию
Государство опять собирается ограбить своих граждан
"Московские новости", 4 марта 2003 года
Еще не утихло эхо скандала, связанного с массовой пересылкой Владимиру Путину тридцатирублевой "прибавки", образовавшейся после 6-процентной индексации базовой части пенсии. Как и выволочки, тут же устроенной президентом председателю Пенсионного фонда России (ПФР) Михаилу Зурабову. После чего пенсии повысились на "гигантскую" сумму в двести рублей. В общем, через год после начала масштабной пенсионной реформы жить на пенсию вновь можно лишь на грани нищеты...

НАПЕРЕГОНКИ С ИНФЛЯЦИЕЙ

Введенная с 1 февраля 2002 года реформированная пенсионная система предусматривает разделение обычной трудовой пенсии на три части: базовую, страховую, накопительную.

Базовая часть (гарантированная абсолютно всем) - жестко фиксированная законом величина, выплачиваемая из федерального бюджета.

Страховая часть - величина, зависящая от прежнего (для тех, кто уже на пенсии) и нынешнего (для тех, кто еще работает) заработка и трудового стажа. При этом для работающих граждан к "стартовому" пенсионному капиталу, определенному по состоянию на начало 2002 года, далее начинает добавляться определенный процент отчислений (от 8 до 14 проц.) от их заработной платы. Чем старше работник - тем выше процент.

Самая сложная часть - накопительная. Установленный законом процент отчислений от заработной платы, но не более 6 проц. (чем старше работник, тем меньше он платит, а те, кому за пятьдесят, не платят ничего), направляется в ПФР. Но эти деньги не расходуются на текущие пенсионные выплаты, а зачисляются на персональный счет будущего пенсионера и затем инвестируются управляющими компаниями, уполномоченными на это ПФР.

Наконец, для успокоения как нынешних, так и будущих пенсионеров в "пакете" пенсионных законов предусмотрена индексация всех трех частей пенсии - базовой, страховой и накопительной.

На словах - все прекрасно. Но дьявол, как обычно, спрятался в деталях. И этих деталей достаточно много.

Начнем с простого: коэффициенты индексации базовой и страховой частей пенсии определяет правительство. При этом оно не обязано индексировать пенсии в той же пропорции, в которой растут цены. Что мы и наблюдаем: для того чтобы повысить на 10 проц. страховую часть пенсии, понадобилась президентская "накачка". А если бы разозленные граждане не начали бы присылать Путину "проиндексированные" пенсии? До того, заметим, страховая (основная по величине) часть пенсии индексировалась правительством в течение 2002 года только один раз, и всего на 9 проц. Инфляция за это время оказалась вдвое больше.

Что касается индексирования накопительной части пенсии - она должна проводиться ежегодно, но "с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений". Скажут нам, что не было доходов - а на нет и суда нет. Плохо инвестировали, что же поделать. Или, как выразился один из правительственных пропагандистов, "увы, это и есть тот самый риск, без которого не выпьешь шампанского". Непонятно, впрочем, почему пенсионное обеспечение, являющееся конституционной функцией государства, должно содержать в себе для граждан элемент риска? Или перед нами - известная тенденция, когда под либерализмом понимается свобода государства от выполнения своих обязательств?

Если же говорить о страховой части пенсии, то для всех, кто уже не работает, при расчете "стартового" (а значит, уже не меняющегося) пенсионного капитала полностью сохранены принципы прежней "распределительной" системы, включая зависимость пенсии не от реальной средней зарплаты по стране, а от той, что устанавливается правительством. Дело в том, что средних зарплат в стране - две. Одна рассчитывается Госкомстатом и публикуется для всеобщего сведения. А вторая утверждается правительством, и при расчете пенсии используется именно она. При этом "вторая" средняя зарплата регулярно оказывается в полтора-два раза ниже "первой". Скажем, в конце 2001 года правительство утверждало среднюю зарплату по стране в размере 1671 рубля, в то время как Госкомстат показывал величину в 3300 рублей. Понять эту логику невозможно: все равно что правительственным постановлением утверждать таблицу умножения в том виде, который более удобен для экономии средств.

МОЛЧАНИЕ - ЗОЛОТО?

Но, может быть, все указанные минусы перевешиваются возможностью создания пенсионных накоплений? Чем больше накопил, работая - тем больше получил, выйдя на заслуженный отдых? К сожалению, эти надежды видятся малообоснованными. Ведь накопительная система может нормально работать только при условии надежной защиты накопленных средств от инфляции. Между тем при нынешнем уровне инфляции за десять лет накопления "похудеют" в 6 раз, за двадцать лет - почти в 40! Заметим: год назад один из главных разработчиков "пенсионного пакета", первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев говорил, что правительство поддержит закрепление в законе "антиинфляционных" гарантий. Но когда дошло до думского обсуждения - вопрос тут же "замотали".

Между тем необходимо, чтобы государство давало гарантии того, что на всю сумму, содержащуюся на накопительном счете будущего пенсионера, ежегодно начислялись проценты в размере не меньшем, чем индекс инфляции. Да, государство вправе инвестировать пенсионные средства через уполномоченные им структуры, но при этом оно обязано взять на себя риск и в случае, если доходность операций по инвестированию этих средств оказалась меньше уровня инфляции, возместить гражданам разницу.

Тем более что будущий пенсионер не может выбирать, где будут "накапливаться" его средства. Первоначальное решение о выборе инвестиционной компании принимает правительство, а затем - один раз в году - можно попытаться выбрать себе другую компанию, но только из перечня, опять же одобренного правительством. Такого нет нигде в мире - чтобы чиновник решал этот вопрос вместо гражданина. В тех странах, где взносы в пенсионные фонды являются обязательными, такое решение принимает либо сам гражданин, либо работодатель. У нас же широкую огласку получил недавний скандал, когда правительство волевым порядком "отобрало" Внешэкономбанк, дав ему исключительное право управлять средствами "молчунов" - граждан, которые сами не выбрали частную компанию для управления своими пенсионными накоплениями. Учитывая, что объем "молчаливых" накоплений оценивается в 8 млрд. долларов в год - "кусок" оказался весьма лакомым...

Получается, что, позволяя ПФР вести масштабную игру с нашими деньгами, правительство хочет за счет пенсионеров поупражняться в игре на финансовых рынках с сомнительным результатом. При этом, отняв у граждан право принятия инвестиционных решений, государство оставит им обязанность нести все связанные с этим риски...

Мало того, пенсионные накопления объявлены... государственной собственностью (!). И родственники пенсионера смогут унаследовать накопленные им пенсионные средства только в том случае, если он хотя бы на один день, но не дожил до пенсионного возраста. В противном случае все "уходит" в бюджет.

Несправедливость этого положения очевидна. С какой стати родственники умершего пенсионера не смогут унаследовать накопленный им "капитал", даже если он умер через день после назначения пенсии? Деньги-то откладывались с зарплаты конкретного человека - почему они должны уходить в государственный карман? Тем не менее при втором чтении соответствующего законопроекта проправительственное большинство депутатов Госдумы отвергло поправку "яблочника" Алексея Михайлова, объявляющую средства пенсионных накоплений собственностью не государства, но граждан.

Между тем в рамках "накопительной" системы десятки миллионов работающих россиян выдадут государству беспроцентный кредит величиной примерно в 10 миллиардов долларов на десятки лет, оставшихся им до пенсии. И не будут иметь возможность ни потребовать возврата хотя бы части этого кредита досрочно, ни получить с государства причитающиеся им деньги, если оно по каким-то причинам откажется платить. А мы все хорошо знаем, как государство оплачивает свои долги нам...

В результате нынешней пенсионной реформы доля ВВП, направляемая на выплату пенсий, не увеличивается ни на йоту. Как при распределительной системе была 6 процентов, так и остается. В то время как в любой европейской державе, включая страны Восточной Европы, она минимум в два раза больше и составляет 12 - 15 процентов. Так откуда же взяться росту уровня жизни наших стариков?

"Московские новости", 4 марта 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Раздел "Социальная политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]