В
2000 году Владимир Путин, выступая на конференции «СРП-2000»
в Южно-Сахалинске, говорил: «Соглашения о разделе продукции
могут и должны стать важнейшей частью инвестиционной политики
государства. Благодаря развитию механизма СРП должны получить
позитивный импульс российские машиностроение, химия, металлургия,
ряд других отраслей экономики. В конечном счете, это путь
к дальнейшему повышению занятости и росту благосостояния российских
граждан. Мы будем добиваться, чтобы работали гармонично, без
разрывов и сбоев все механизмы СРП».
Надо сказать, что с тех пор развитие СРП в Сахалинской
области пошло семимильными шагами. Если, например, по данным
администрации области, в 2000 году с российскими предприятиями
было заключено контрактов на сумму 94 млн долларов, то в
2001 году эта цифра составила 190,3 млн долларов, а в 2002-м
-- 1445,82 млн долларов.
В конце 2002 года «ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой» совместно с иностранными
партнерами выиграл тендер на один из крупнейших подрядов
проекта -- проектирование, материально-техническое снабжение,
строительство, установку и ввод в эксплуатацию трубопроводов
по проекту «Сахалин-1», кроме того, был заключен целый ряд
контрактов в рамках проекта «Сахалин-2». И вот уже на остров
практически ежедневно стали прибывать специалисты, которые
будут заняты в работах, проводимых компаниями «Дальмостострой»,
«Транстрой», «Балтийская строительная компания». Всего в
первом полугодии на Сахалине ожидают до 1,5 тыс. прибывших
в дополнение к 9 тысячам местных строителей. С начала года
на остров завезено почти 150 единиц тяжелой строительной
техники для прокладки трубопроводов и выполнения других
работ. СРП превратился в стимул развития не только Сахалина,
но и всей российской экономики.
Не отстают от российских подрядных организаций и инвесторы
по проектам СРП. Если в 2000 году по проекту «Сахалин-2»
было инвестировано 265,1 млн долларов, то в 2001 году эта
цифра поднялась до 434,7 млн, а в 2002-м -- до 784,3 млн
долларов. На 2003 год с государством согласованы программы
работ и сметы расходов уже на фантастическую величину --
1 млрд 722 млн долларов. Это практически те же объемы инвестиций,
которые имеют лидеры российской нефтяной отрасли по всем
их объектам (месторождения, трубопроводы, нефтеперерабатывающие
заводы). А здесь -- всего по одному проекту! Высокая динамика
и у «соседнего» проекта «Сахалин-1»: здесь на 2003 год запланированы
инвестиции в размере 1 млрд 254 млн долларов.
Можно себе представить, сколько инвестиций получала бы
страна, если бы в России действовало не три СРП, как сегодня
(«Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинский проект), а хотя
бы 10--20. В свое время (1995 год) в экономической программе
партии «Яблоко» объем инвестиций, привлекаемый в Россию,
по нескольким крупным проектам оценивался в 7--10 млрд долларов
ежегодно на протяжении 10 лет. Тогда критики СРП считали
эти расчеты ненаучной фантастикой. Но уже сегодня мы имеем
всего лишь по двум проектам совокупный объем инвестиций
в 3 млрд долларов в год. И эти цифры будут нарастать. Только
газовая часть проекта «Сахалин-2» оценивается в 8,5 млрд
долларов.
Динамичное развитие проектов на условиях СРП становится
существенным фактором конкурентной борьбы: не инвестируя
в российские проекты на условиях СРП, можно проиграть глобальную
конкуренцию на нефтяном рынке. Это лишний раз подтвердила
сделка BP--ТНК. Многие наблюдатели, пораженные суммой сделки
(покупка 50% акций за 6,75 млрд долларов), не заметили тот
факт, что большинство месторождений ТНК в сочетании с «Сиданко»
-- это целый набор СРП в той или иной степени готовности.
А вот ВР несомненно учитывала, что на условиях СРП она сможет
разрабатывать по линии «Сиданко» -- Ковыктинское газоконденсатное
месторождение, по линии ТНК -- Самотлорское нефтяное месторождение
и Уватский проект, а также месторождения в рамках «Сахалин-4»
и «Сахалин-5». Это наглядный пример того, как наличие проектов
СРП у российских нефтяных компаний повышает их капитализацию.
Неудивительно, что прошедший в конце декабря в Лондоне
аукцион по продаже относительно небольшого государственного
пакета акций компании ЛУКОЙЛ дал прекрасные результаты --
775 млн долларов. ЛУКОЙЛ имеет в своем инвестиционном портфеле
целый ряд перспективных проектов СРП (в частности, «Харьяга»
и «Северные территории») и, судя по всему, готовится реанимировать
проект разработки на основе СРП Тимано-Печоры (оценочная
стоимость инвестиций -- около 10 млрд долларов). Не случайно
Вагит Алекперов в своем недавнем выступлении в Госдуме заявил,
что ЛУКОЙЛ, имеющий опыт работы по системе раздела продукции
в Азербайджане, Казахстане и Египте, считает, что «механизм
СРП позволяет вовлекать в разработку наиболее сложные, капиталоемкие
месторождения» и «иностранные компании не приступают к работе
без закона о разделе продукции, потому что это единственный
документ, который не меняется в течение 30 или 40 лет с
момента подписания».
В последнее время некоторые правительственные чиновники
пытаются затормозить развитие СРП. При этом изобретаются
экзотические поправки в законодательство, которые объективно
усиливают нестабильность инвестиционной деятельности в Российской
Федерации. К таковым относятся, например, предложения выставить
на аукцион на условиях действующей налоговой системы все
месторождения, по которым принятыми федеральными законами
уже дано право проведения переговоров и заключения СРП.
Можно, конечно, спорить о будущих новых проектах на условиях
СРП. Но трудно согласиться с ограничением права проведения
переговоров по проектам СРП, которое уже было предоставлено
инвесторам федеральным законодательством. Между тем фактически
именно на таких ограничениях настаивает в своем письме в
правительство лидер фракции ОВР Вячеслав Володин.
Из этого вовсе не следует, что соответствующее законодательство
является «неприкосновенным». Напротив, повышение эффективности
механизма СРП предполагает совершенствование законодательства.
«Решение этих вопросов, -- подчеркивал Владимир Путин, --
нельзя затягивать. И ключевая роль в решении этой проблемы
отводится депутатам Государственной думы, которые напрямую
влияют на законотворческий процесс. Во многом именно от
их личной позиции будет зависеть успех правового регулирования
СРП».
В ближайшее время Государственной думе предстоит обсудить
некоторые законодательные предложения, касающиеся СРП, --
те предложения, о которых президент говорил в 2000 году,
но которые не решены до сих пор. Для партии «Яблоко» с момента
ее образования важным элементом улучшения инвестиционного
климата в России является совершенствование режима СРП.
И эта наша позиция никогда не менялась под влиянием политической
конъюнктуры.
|