Закон "О соглашениях о разделе продукции"
("О СРП") вступил в силу еще в 1996 году, Однако,
ни одно новое соглашение с момента выхода закона так и не
было заключено. В чем причина? Не связано ли это в том числе
с тем, что итоговая редакция закона, возникшая не без активного
участия Вашего бывшего коллеги Юрия Болдырева сделала закон
фактически неработоспособным?
Не связано. В конце 1995 года основные положения закона
"О СРП" удалось отстоять. Противникам СРП удалось
только одно - забюрократизировать процесс. Отсюда и результат
- годы ушли на утверждение в Госдуме месторождений, право
пользования которыми может предоставляться на условиях СРП.
Кроме того, только через 3 года после принятия закона "О
СРП" удалось привести в соответствие с ним российское
законодательство. И, наконец, Правительство крайне медленно
ведёт переговоры по проектам СРП. Но всё-таки, мы хотя бы
решили проблемы тех соглашений, которые были заключены до
вступления в силу закона "О СРП" ("Сахалин-1",
"Сахалин-2", Харьягинский). По ним в Россию уже
вложено около 2,5 млрд. долларов. Было бы меньше бюрократии,
инвестиции составляли бы 7-10 млрд. в год (на протяжении
10 лет). Последние данные по проектам "Сахалин-1",
"Сахалин-2" это подтверждает. Запланированные
объёмы инвестиций на 2003 год - 3 млрд. долларов. Больше,
чем инвестиционная программа любой российской нефтяной компании.
Насколько выгоден при существующих сегодня рекордно
высоких ценах на нефть режим СРП для государства/для инвестора?
Очень выгоден. Контракты СРП так устроены, что рост рентабельности
проекта приводит к изменению пропорции раздела продукции
в пользу государства. Если бы сейчас перевести на СРП высокодоходные
месторождения, государство получало бы намного больше доходов,
чем сейчас - при лицензионной системе в условиях единой
фиксированной ставки налога на добычу полезных ископаемых
(НДПИ). И для инвестора такой режим выгоден - он заранее
просчитал различные варианты экономики проекта, в том числе
и в условиях высокой рентабельности, и зафиксировал их в
соглашении.
Каков Ваш прогноз относительно цен на нефть в случае
начала войны в Ираке? И что будет происходить с ценами,
если война затянется на месяцы?
Отвечу на вопрос с точки зрения сторонника применения СРП
в России. Предположим, цены на нефть упадут. В этом случае
СРП будут продолжать работать - встроенный регулятор в виде
зависимости раздела продукции от показателя рентабельности
сместит пропорции раздела в пользу инвестора. Но совсем
иначе будет вести себя действующая сегодня в стране система
налогообложения нефтедобычи. Падение доходов государства
будет гораздо большим, доходы нефтяных компаний много меньшими.
СРП гибче, чем существующая система. Судя по опыту прошлых
лет, при падении цен интерес к СРП возрастёт и у государства,
и у инвесторов.
Заключенная недавно сделка между ВР и ТНК наглядно продемонстрировала
готовность иностранных инвесторов вкладывать в Россию и
вне режима СРП. Как по Вашему мнению это событие отразится
на будущем СРП?
ВР заключила сделку именно с ТНК, компанией, активно отстаивающей
применение СРП в России. В этом смысле сделка BP-ТНК наглядно
продемонстрировала как раз обратное тому, что Вы говорите.
Это впечатляющий пример поддержки СРП в России, верный показатель
того, что компании, добивающиеся скорейшего применения СРП,
идут правильным путём. ВР купила часть активов ТНК. Самое
ценное, что есть у нефтяной компании - права на добычу нефти.
И механизм СРП как в правовом, так и в экономическом смысле
- лучший способ обеспечить реализацию этих прав.
В последнее время режим СРП активно критикуется главой
НК "ЮКОС" Михаилом Ходорковским. Один из тезисов
- режим СРП ставит компании в неравные условия, что в свою
очередь приводит к возникновению коррупции. Как Вы прокомментируете
это утверждение?
В неравные условиях компании поставлены сейчас, когда и
с высокорентабельных, и с низкорентабельных месторождений
приходится платить НДПИ по единой ставке. Государство, как
собственник недр, теряет ренту, ряд нефтяных компаний кладёт
её себе в карман. С другой стороны, мы, как государство,
заинтересованы в том, чтобы запасы разрабатывались до конца,
а не бросались под тем предлогом, что разрабатывать их нерентабельно.
Эти две проблемы можно решить с помощью дифференцированного
подхода. Именно такой подход и даёт применение СРП.
Несомненно, что СРП гораздо менее коррупционный режим,
чем действующая система недропользования. Посмотрите, что
происходит сейчас? Пообещала компания, выиграв конкурс и
получив лицензию, разрабатывать месторождение. В лицензионном
соглашении прописаны её обязательства. И что с ней сделаешь,
если она их не выполняет? Надо лицензию забирать. Так кто
же её отдаст, если уменьшение запасов больно ударит по капитализации.
Отсюда колоссальная коррупция - десятки миллионов долларов
на коррупцию. Если строго подходить, то у большинства компаний
лицензии давно забрать нужно было.
А при СРП как? Каждый год управляющий комитет, состоящий
наполовину из представителей государства утверждает программу
и смету работ и отчёт за прошлый год - затраты контролируются.
Поэтому ситуация невыполнения инвестором своих обязательств
по СРП практически исключена. Почвы для коррупции нет. Вы
ещё учтите, что при СРП после завершения соглашения всё
работающее оборудование может перейти в собственность государства,
а это иной раз имущество на десятки и даже сотни миллионов
долларов. А при лицензионной системе что государство получит?
Ничего, кроме недобора налогов и полуразработанных недр.
Мы наоборот хотим помочь "ЮКОСу" и другим компаниям
избавиться от колоссальной коррупции и построить, наконец,
равноправные отношения с государством. СРП и есть искомый
"золотой ключик".
Приведу несколько цифр. В среднем по нефтяной отрасли на
тонну нефти платится 59$ налогов, а по Харьягинскому месторождению,
например, выплаты в среднем за весь срок реализации проекта
составят 89$. По "Сахалину-1" этот показатель
ещё выше. Это результат коррупции? Если судить по цифрам,
то, скорее, нужно искать коррупцию при действующей системе.
У нас есть отдельные нефтяные компании, которые платят налогов
примерно в полтора раза меньше, чем 59$ на тонну. И, наконец,
льготы по налогу на прибыль при СРП не применяются, у нас
же в 2002 году судя по официальным данным МНС некоторыми
нефтяными компаниями из бюджета было уведено около 1 млрд.
долларов через региональную льготу по налогу на прибыль.
Последние поправки в главу Налогового кодекса, регулирующую
налогообложение Соглашений о разделе продукции, в очередной
раз ухудшили положение инвестора. Не считаете ли Вы, что
новая редакция главы делает режим СРП неприемлемым даже
для тех инвесторов, которые сегодня еще готовы работать
в рамках этого режима?
Что Вы! Ни в коей мере обсуждаемые сейчас поправки положение
инвестора не ухудшают. Собственно налоговая модель практически
никаких изменений не претерпела, а если и претерпела, то
лишь в части отражения сегодняшней переговорной практики
государства (например, запись о величине кост-стопа). Более
того, вместе с Налоговой главой будет принят ряд поправок,
имеющих колоссальное значение для ускорения развития СРП
в России. Например, поправки, касающиеся снятия последних
коллизионных норм в российском законодательстве относительно
строительства газопровода в рамках проекта "Сахалин-2".
С Правительством согласованы объёмы инвестиций в 8,5 млрд.
долларов в течение 2004-2014 года в строительство газодобывающих
платформ, газопровода через Сахалин и завода по сжижению
газа. Ряд депутатов настаивал на том, чтобы срок переговоров
по проектам СРП был ограничен 2-мя годами. Это здорово -
теперь отступать некуда и мы вместе с Правительством тщательно
отработаем за 2 года все СРП и заключим выгодные для России
соглашения.
На прошедшей в пятницу коллегии Минэнерго премьер-министр
Михаил Касьянов сделал ряд сенсационных заявлений по поводу
применения в России режима СРП. В частности он заявил, что
на условиях СРП должны разрабатываться только месторождения
с трудными условиями нефтедобычи, а остальные, в том числе
уже включенные в перечень должны разрабатываться в условиях
действующей налоговой системы. Значит ли это, что на режиме
СРП в России пора поставить крест?
Никакой сенсации нет, не спешите хоронить СРП. Утверждаемый
федеральным законом перечень месторождений, право пользования
которыми предоставляется на условиях СРП и месторождения
с трудными условиями нефтедобычи это одни и те же месторождения.
В законе "О СРП" установлены соответствующие критерии
и каждый объект вносился в перечень федеральным законом,
после тщательного рассмотрения в Госдуме.
В заключение хотел бы отметить - как бы не стремились отдельные
лица, исходящие из личных корыстных интересов, ухудшить
законодательство об СРП, мы сделаем всё возможное для того,
чтобы не допустить этого. И я уверен, что в конечном итоге
победа будет за нами - за российским государством и за теми
нефтяными компаниями, которые хотят честных партнёрских
отношений с государством.
|