В статье, написанной специально
для "Известий", лидер "Яблока" предлагает
свой, во многом нестандартный взгляд на место России в новой
Европе, "конвергенцию" диктаторских режимов и "полезность"
великодержавной роли Америки.
Россия - Европа
Сегодня в России трудно найти политика, который не говорил
бы о необходимости "вхождения России в Европу".
Однако в элитах оно в большинстве случаев понимается как
возможность пить кофе с круассаном на Елисейских Полях,
иметь счет в швейцарском банке и виллу в Испании. Когда
же речь заходит о ценностях, принципах, о защите прав человека
(например, на Северном Кавказе), представители России заявляют,
и что в "наши" дела не надо вмешиваться, и что
вообще на Западе не понимают "таинственную русскую
душу".
Россия - европейская страна. Даже коммунизм мы заимствовали
из Европы. Я уверен: если события будут развиваться по оптимистичному
сценарию, то через 10-15 лет Россия станет членом всех европейских
политических, экономических, оборонных структур. В большинстве
случаев это будут не сегодняшние, а качественно новые организации.
Мы должны двигаться к взаимному открытию рынков России
и ЕС, формированию зоны свободной торговли, а затем - зоны
свободного перемещения капиталов и рабочей силы, работать
над созданием системы общей безопасности, решать ряд проблем
отраслевого характера. Конкретные шаги в этих направлениях
могут и должны быть сделаны уже в этом году. Необходимо
составить график событий, которые будут способствовать российско-европейскому
сближению. Первый шаг, для начала на уровне деклараций,
можно сделать на майском саммите Россия-ЕС в Петербурге.
Шаг к уничтожению разделяющих единое европейское пространство
визовых барьеров. Как это ни парадоксально, с расширением
Евросоюза возрастает опасность изоляции России, вокруг которой
возникают новые барьеры.
Должна активизироваться работа по созданию российско-европейской
системы противоракетной обороны, уже начатая в рамках двадцатки
Россия-НАТО. Наряду с сотрудничеством по созданию транспортных
средств стратегической мобильности. Оно, в отличие от таких
программ, как "Партнерство во имя мира", во-первых,
решает одну из важнейших проблем европейской безопасности,
а во-вторых, помогает улучшению ситуации в нашей стране.
Российско-европейская система ПРО - это и рабочие места
для граждан России, и новый ориентир для российских военных,
реально помогающий преодолеть стереотипы "холодной
войны", выстроить новую систему координат.
Предстоит многое сделать. В области трудового законодательства,
социальной политики, защиты прав потребителей к кооперации
с Европой Россия пока не готова. Но начинать движение нужно
уже сейчас, и препятствия здесь не только в России, но и
в сопротивлении европейской бюрократии, не желающей смотреть
на вещи стратегически.
Афганистан, Ирак, Корея... Кто следующий?
По большому счету, границы Европы проходят там, где по
ту сторону нет выстраданных на протяжении всего XX века
либерально-демократических ценностей, основа которых - права
человека. Те, страны, где эти ценности не поддерживаются,
- вне Европы. Одна из главных задач Европы и России сегодня
- борьба с диктаторскими режимами. Пока международное сообщество
бороться с диктатурами не умеет. Оно идет по пути изоляции
тех стран, в которых появляются признаки диктатуры. Это
неправильно, так как ведет к накоплению диктатурами сил
и не решает никаких проблем. Благородная цель ликвидации
диктаторского режима Саддама Хусейна ограничена. Не будет
Хусейна - возникнет кто-то другой в другом месте. Уже есть
Ким Чен Ир, Ниязов, Лукашенко и другие. Технологии борьбы
с подобными образованиями и предотвращения их появления
нет.
И в этом отношении очень важна роль России и то, остается
ли она вместе с Европой. Согласованные действия России и
Евросоюза могут стать ключевым элементом решения наиболее
актуального вопроса самого ближайшего времени - проблемы
Ирака. Цена войны - это не только деньги, но и убийство
мирных людей, колоссальные страдания гражданского населения,
маргинализация ООН, новые попытки распространения оружия
массового поражения. К тому же, если речь в отношении Ирака
идет уже не просто о поисках оружия массового поражения,
а о смене режима, то возникает вопрос о том, как быть с
другими потенциально опасными диктатурами. Уже есть Балканы,
Афганистан, приближается Ирак, а потом Корея... И так далее
по всему миру? Кто будет ликвидировать неизбежные гуманитарные
последствия, содержать побежденную страну? Есть ли для этого
ресурсы?
Не нужно забывать также, что есть целая плеяда стран с
"хорошими" диктаторскими режимами, которые в силу
той или иной конъюнктуры сегодня либо пока не замечаются,
либо даже поддерживаются. Нет сомнений, что двуличие добром
не кончится.
Нужно сделать максимум возможного для того, чтобы войны
избежать. Но обеспечение безопасности и изменение иракского
режима остаются целью, которой обязательно надо достичь.
Нельзя мириться с режимом, уничтожающим собственных граждан,
непредсказуемой диктатурой, представляющей угрозу всему
региону. Выступать против войны в Ираке, не предлагая альтернативный
способ изменения иракского режима, может быть и красиво,
но неумно. А еще - опасно. Иракский кризис уже привел к
углублению раскола между США и Европой, а также к расколу
самого европейского сообщества, обострению противостояния
Франции и Германии с одной стороны и Великобритании, Испании
и других стран, поддерживающих США, - с другой. Поэтому
задача США не в том, чтобы убедить кого-либо в опасности
режима Хусейна, а в том, чтобы объяснить, что, как и для
чего они собираются делать. Но уж точно, задача тех, кто
считает себя союзником США, не пытаться заигрывать с Саддамом,
используя слабости американцев.
С Хусейном или без - смена системы власти в Ираке возможна
только до некоторой степени, потому что она во многом основана
на культуре, исторических традициях, религии, самом образе
жизни. Но определенные изменения возможны, и добиться их
можно попытаться без войны. Для этого следует разместить
в регионе на длительный период большой международный контингент
вооруженных сил. При этом Хусейн должен понимать - если
будет принято политическое решение, военные акции последуют
незамедлительно. Также необходимо лишить иракский режим
возможности маневрировать.
По соотношению цена-результат такие действия оказываются
намного более эффективным, чем война.
Всемогущество США?
Помочь США осознать эффективность и продуктивность такой
модели действий - достойная цель как для России, так и для
Европы в целом. Отстаивание такой позиции гораздо важнее
и нужнее бесплодного противостояния с США по поводу необходимости
военной операции без предложения альтернативного войне способа
смены иракского режима.
США первые в мире. Даже больше, чем первые, - они заняли
не одно, а десять первых мест. Тема единоличного лидерства
США в мире после крушения СССР и в особенности после 11
сентября обычно обсуждается с критических позиций, как некое
новое препятствие, которое необходимо преодолевать. Однако
что было бы, если бы Америка оказалась слабой? Неужели это
привело бы к повышению уровня безопасности, например в Европе?
Нет. Американская беспомощность - гораздо большая угроза
стабильности и безопасности во всем мире.
Безусловно, вызов всемогущества исключительно сложен. Надежда
на то, что Соединенные Штаты вынесут это бремя, есть. Америка
- страна, которая очень много дала миру с точки зрения свободы,
защиты прав человека, уважения человеческого достоинства.
За свою историю американцы сумели преодолеть самые серьезные
проблемы и вызовы - рабство, расизм и сегрегацию, бедность.
Испытание медными трубами самое тяжелое, и пока руководство
Соединенных Штатов не может справиться с тем, какой стала
их страна. Признавая историческую роль США, мы вовсе не
обязаны соглашаться со всеми решениями и действиями американских
политиков. Но и Россия и вся Европа обязаны помочь США мудро
использовать их возможности для общей пользы.
Эта помощь просто необходима Соединенным Штатам, несмотря
на то что им самим пока никто, кроме Бога, равным и нужным
не кажется. Всемогущество США имеет безусловную ценность
только в системе координат прошлого, XX века. В XXI веке
мир встретился с новыми реалиями. Они требуют иных средств
и методов в политике.
Гигантскую военную мощь США можно сравнить с оружием для
охоты на крупных зверей - медведей, тигров, слонов. Она
предназначалась для противостояния таким потенциальным противникам,
как СССР или Китай. Главной опасностью сегодня стал распыленный
по всему миру терроризм - ядовитые комары, против которых
большие ружья и мощные капканы бессмысленны.
Американцы еще не осознают перемену до конца. Недавно я
привел аналогию с охотой в разговоре с высокопоставленным
американским политиком. Он, подумав, ответил: "Мы будем
уничтожать гнезда комаров". Но у комаров нет гнезд.
Сегодняшние вызовы требуют прежде всего международной кооперации,
оперативного обмена информацией, согласованной работы спецслужб
и разведок, совместных дипломатических усилий, интеллектуальной
взаимопомощи.
Корни терроризма очень глубоки. Террор не имеет оправданий,
его причина - не бедность, а подлость. Социальные и религиозные
мотивы он использует только как прикрытие, приманку для
рекрутирования молодежи. И все же без действий в гуманитарной,
социальной сфере вести борьбу с терроризмом бессмысленно.
Серьезной мерой, предотвращающей вовлечение молодежи в террористическую
машину, может стать специальная программа, которая предоставила
бы каждому ребенку в мире возможность равного доступа к
бесплатному начальному образованию.
Справиться со всеми этими проблемами в одиночку не под
силу ни одной державе. Сверхзадача Европы в самом широком
смысле и России как ее неотъемлемой части - минимизировать
террористическую угрозу и решать проблему диктаторских режимов,
не подрывая базовые европейские ценности. Решить эту задачу
можно только объединив мудрость Старого и мощь Нового Света.
|