Нателла Болтянская: Мы продолжаем серию передач с
депутатами Госдумы, когда не им задают вопросы, а избиратели
отвечают на вопросы своих избранников. И сразу же у нас
на связи Ольга Заяц, представительница нашего проекта "Одна
семья времен В.Путина". Ваш вопрос, Владимир Петрович.
Владимир Лукин: Скажите пожалуйста, сейчас все говорят
о жилищно-коммунальном хозяйстве – вы могли бы сказать с
позиции человека, который вынужден этим заниматься – вы
сейчас слушаете многие выступления и позиции, - у вас есть
какое-то понимание, какую реформу делают, чем она нужна
и полезна, или у вас понимание только такое, что с вас хотят
содрать побольше денег?
Ольга Заяц: Я не против платить, я за оплату, просто вы в больное
место попали. Меня действительно этот вопрос интересует
– из месяца в месяц я до конца все заплатить не могу, а
мы нормальные совершенно люди – у нас студентка и школьница.
Т.е. я считаю, что реформа нужна, и пусть это обязательно
будет, но пусть это сопоставляется с реальными доходами
семьи.
Владимир Лукин: Вы представляете себе, что вам предлагают
власти в качестве реформы?
Ольга Заяц: Я так понимаю ситуацию – те деньги, которые мы платим,
недостаточны для того, чтобы вести достойно это жилищно-коммунальное
хозяйство. Мы должны платить больше, мы не против. Но, к
сожалению, у нас два активно работающих родителя в семье
– нам достаточно тяжело.
Владимир Лукин: Правильно, было бы за что платить.
Ольга Заяц: У нас в семье нет скрытых доходов, мы можем их расшифровать
на всю страну.
Владимир Лукин: У вас бюджет прозрачный, в отличие
от некоторых статей госбюджета?
Ольга Заяц: Абсолютно прозрачный, и мы считаемся семьей благополучной,
но мне из месяца в месяц трудно платить.
Нателла Болтянская: Напомню, что Ольга - руководитель
театральной студии, а глава семьи, Виктор Заяц – ведущий
редактор московского издательства.
Владимир Лукин: Значит, слава Богу, семья в относительном
достатке. Но я бы хотел вам сказать, Оля, что вы сейчас
стихийно изложили позицию нашей партии, - я представляю
"Яблоко", как вы знаете. Проблема в том, что мы
с вами вышли из советского времени. А в советское время
мы все говорили, что живем в какой-то мере лучше, чем проклятые
капиталисты, потому что - да, они получают большую зарплату,
но тратят огромные деньги на квартиру и жилищные условия,
что выходит у них не очень больше, чем у нас. Так действительно,
в этом была доля истины – мы получали меньшую зарплату,
но не в последнюю очередь потому, что значительная часть
этой зарплаты автоматически в централизованном виде была
использована на жилищно-коммунальное хозяйство. И что получается
- большинство наших семей радикально больше не получают,
чем при советской власти, а некоторые даже и меньше, а нам
хотят сказать – теперь вы второй раз еще из этой зарплаты
заплатите за устаревшее ЖКХ. Это, конечно, несправедливо
и неправильно, и надо изыскать средства, во-первых, у богатых
– прежде всего, у нашего нефтяного, газового, иного комплекса,
которые просто визуально видно, какие они домишки строят
коммунальными новыми хозяйствами – для того, чтобы все же
наш вклад в реформу, а она, конечно, необходима, - был иным,
соразмерно нашим возможностям. За это мы и выступаем.
Ольга Заяц: И я за это.
Нателла Болтянская: Говоря о нефтяных домишках, с
каких доходов надо просить, чтобы помогали в проведении
жилищной реформы?
Владимир Лукин: А это разговор не качественный, а
количественный. Политический разговор состоит в том, что
наша страна – одна из самых контрастных с точки зрения разрыва
между бедностью и богатством. Это ненормально и неправильно.
И, разумеется, мы должны эту несправедливость ликвидировать.
Но не как ликвидировали большевики, чтобы не было у нас
бунта бессмысленного и беспощадного, гражданской войны,
- когда никто из этого не выиграет, ни богатые, ни бедные,
а убедив, а кое в чем и принудив наших наиболее богатых
зажиточных людей поделиться своими доходами – через госбюджет,
иными способами. В этом состоит политика тех партий, который
выступают за реформу для большинства населения.
Нателла Болтянская: Ирина Адольфовна у нас на телефоне
– работающая пенсионерка, муж – научный сотрудник, сын учится
в аспирантуре.
Ирина Адольфовна: Я – журналист, но маленький, я работаю
в малой прессе, в МГТУ им.Баумана, в газете. И работаю почти
всю жизнь в малой прессе, за исключением бывших дел в начале.
"Яблоко" мне и мужу ближе всего, несмотря на разницу
взглядов.
Владимир Лукин: Передайте вашему мужу, что у него
хороший вкус. По двум причинам - во-первых, он выбрал вас,
а во-вторых - "Яблоко". Если вы журналистка, я
бы хотел вас спросить вот о чем - сейчас говорят о такой
серьезной проблеме, как пределы свободы слова журналистов,
или даже не столько пределы, сколько как можно сочетать
свободу слова журналистов с их ответственностью за сказанное
слово. Что вам опыт подсказывает?
Ирина Адольфовна: Мой опыт подсказывает, что только личная
структура внутренней организации человека, профессиональная
организация, может диктовать что-то на этот счет. А все
остальное должно утрясаться профессиональными организациями,
и законом. Но бывают случаи, как с "Норд-Остом",
спорные – одни настаивают на том, что нельзя, другие говорят
о том, что нужно. А на мой взгляд – так как было, исключая
какие-то ошибки, - и нужно, потому что я не понимаю, как
можно жить в мире, который ты не видишь, не понимаешь, и
не можешь оценить. А оценивают по информации, в соответствии
с информацией. Если мы ее не получаем, у нас искаженное
представление обо всем.
Владимир Лукин: В принципе, я с вами согласен, и
считаю, что при всех недостатках свободы слова, это свобода
слова. Это как с демократией Черчилль прекрасно сказал –
что демократия - это самый несовершенный, плохой и чреватый
многими недостатками строй, беда в том, что все остальное
значительно хуже. Вот примерно так же надо относиться к
свободе слова. Единственное, что я бы думал, что все же
сами журналисты должны из самых уважаемых своих людей должны
по какому-то объективному принципу и без участия властей
собранных, создать какую-то группу, которая бы разработала
какие-то, может быть, не обязательные, но рекомендательные
этические принципы журналистам.
Ирина Адольфовна: Совершенно верно, для этого должен существовать
профессиональный союз, а то, что сейчас сделано, это, конечно,
не профессиональный, не творческий союз. Хотелось бы получить
что-то другое.
Владимир Лукин: Выходит, мы с вами единомышленники.
Ирина Адольфовна: Не сомневаюсь
Нателла Болтянская: Очень много желающих с вами поговорить.
Но у нас на связи – семья Красниковых, Наталья, у которой
два высших образования – Иняз и Бауманский институт, читает
умные книжки. Телевизор не смотрит, любит джаз. Пока мы
будем дозваниваться до Натальи, к вам вопрос, пришедший
по Интернету: "Как вы думаете, чем закончится вопрос
с японскими островами, смогут ли японцы правдами и неправдами
"выдурить" наше правительство в обход народного
мнения?"
Владимир Лукин: Неправдами никто ничего сделать не
сможет, японцы сейчас достаточно разумный народ, чтобы не
поднимать каких-то военных действий – это совершенно исключено.
А что касается правдами, тут задача состоит вот в чем –
надо нам с вами таким образом решать спорные вопросы на
границах, чтобы, конечно, крайне бережливо относиться к
нашей территории – тут нет двух мнений. И, вместе с тем,
стараться это сочетать с тем, чтобы не создавать себе сильных,
мощных и влиятельных врагов на перспективу. Поэтому некоторые
говорят о двусмысленностях позиции правительства – иногда
бывает, действительно, двусмысленность. Но нам, я считаю,
надо руководствоваться формулой очень мудрого человека,
который поднял Китай на ноги – Ден Сяо Пина – он по поводу
территориального вопроса, кстати говоря, тоже с Японией,
сказал таким образом – давайте эти территориальные вопросы
попробуем решить в течение жизни нашего поколения, но если
мы этого не сможем, не надо суетиться и нервничать – давайте
передадим этот вопрос нашим детям, которые наверняка будут
умнее нас, и смогут его решить. Вот я на этом и стою – попробуем
решить, но, скорее всего, нам это не удастся. А история
показывает, что некоторые вопросы, которые кажутся жизненно
важными в данный момент, через какое-то время находятся
в ином ракурсе. Пусть наши дети в наследство возьмут от
нас не только большие достижения, но и некоторые вопросы
и проблемы.
Нателла Болтянская: Зачитываю сообщение на пейджере:
"В.Лукин - один из немногих разумных людей, входящих
в истэблишмент России. Наша семья очень его уважает, и давно
следит за его деятельностью. Умный, порядочный и компетентный
человек. Считаю, что по рейтингу входит в первую десятку
страны", - так считает Юрий Николаевич.
Владимир Лукин: Я, правда, не знаю, что это за рейтинг,
но рейтинг моего настроения точно поднялся после этого не
заслуженного мной комплимента.
Нателла Болтянская: И у нас на линии – Наталья Красникова.
Владимир Лукин: Наташа, вас обвинили, что вы читаете
умные книги – не подскажете последнюю пару-тройку книг?
Наталья Красникова: В последнее время мы с детьми увлекаемся "фэнтези",
идем по следам Толкиена.
Владимир Лукин: Неглупые книги. А для себя что читаете?
Наталья Красникова: В этих книжках и для себя можно найти очень
много интересного.
Владимир Лукин: Тогда задам трудный вопрос – вы обратили
внимание, что в последнее время наш выдающийся писатель,
А.Солженицын, написал двухтомную книгу об отношениях между
русским большинством, живущим в России, и еврейским меньшинством.
Причем он прослеживает эти непростые отношения, чреватые
многими мифами, страстями и подозрительностью буквально
с самого начала существования этой проблемы, лет 200, если
не больше. Вы не обращали внимание на дискуссию по этой
книге?
Наталья Красникова: Обращала, но добыть книжку мне не удалось.
Владимир Лукин: Я вот о чем хотел спросить - одни
считают, что Солженицын напрасно взялся за эту проблему,
слишком она острая и жареная, а другие говорят, что слава
Богу, что появился человек с такого рода масштабом и авторитетом,
который попытался без пристрастия в ту или другую сторону
разобрать эту проблему.
Наталья Красникова: Я, пожалуй, присоединюсь ко вторым, потому
что тоже считаю, что проблема очень болезненная, давно существующая
в России, и именно такой человек, по-настоящему болеющий
за Россию, вправе вмешаться и высказать свое мнение. Проблема
ведь существует до сих пор.
Нателла Болтянская: А в чем эта проблема?
Наталья Красникова: Даже дискуссия о толерантности, и о том, что
это у нас в стране все-таки народ не любит, она есть в стране
до сих пор. Она была воспитана в нас при большевиках, когда
был ценз на поступление в вуз, все это прекрасно помнят,
и до сих пор это есть, до сих пор некоторые фамилии вызывают
усмешку. Может быть, это меньше существует сейчас в России,
но внутренне это осталось в людях, и это очень болезненная
проблема, потому что очень много умных и талантливых людей
не русской национальности, а умных ученых, талантливых музыкантов,
евреев по национальности очень много, это блестящая, яркая
нация. И глухая ненависть, которая существует – ее, наверное,
все чувствуют в России. Она может быть скрыта, но она есть.
Конечно, эта проблема требует публичного обсуждения, на
уровне Солженицына – это очень здорово.
Владимир Лукин: Я согласен с вами. Я вообще считаю,
что Россия далеко не самая больная антисемитизмом страна.
Я по миру поездил, и в Америке эта проблема существует.
Нателла Болтянская: А уж как эта проблема в арабском
мире существует!
Владимир Лукин: Это особый разговор. И в Европе существует
итальянский и немецкий фашизм, и проблема существует. И
я думаю, что то обстоятельство, что человек с таким авторитетом
и масштабом, как Солженицын, взялся за то дело – это может
к чему-то привести. Конечно, уже сейчас одни ищут его цитаты
и говорят, что он недолюбливает евреев, другие ищут цитаты,
и говорят, что он чуть ли не продался сионистскому заговору
и объективистски судит о евреях, но думаю, что это все отойдет
на второй план, и то, что он начал этот разговор – это одна
из его великих заслуг, дай бог, чтобы не последних, и я
только приветствую это дело. Опять мы с вами тут единомышленники.
Нателла Болтянская: Родство по крови рождает кровь,
родство по слову рождает слово, - это стихи Городницкого.
Не кажется ли вам, что если посмотреть на эту проблему сквозь
призму этих строк, то проблема надуманная, потому что говорим
на одном языке и живем в одной стране? Ведь очень много
есть городов, в которых есть целые кварталы инородцев. У
нас этого нет - о каких проблемах может идти речь?
Владимир Лукин: Я бы не стал углубляться в эту тему,
потому что еврейство – сложное понятие. Еврей – это человек,
который верит в определенную религию, человек, прежде всего,
определенного конфессионного плана. Но есть и этническая
сторона у этой проблемы – в Израиле, например, по матери
считают евреев, а не по отцу, поэтому возникает очень много
интересных казусов с переселившимися людьми, когда здесь
его считают евреем, а там – русским. И в культурном отношении
– безусловно, евреи внесли выдающийся вклад в культуру и
науку не только России, но и многих других стран. Интересно,
что в России большой был еврейский фактор – талантливый
интеллигентский, научный, гуманитарный. Когда они приезжают
в Израиль – что-то гениев там поменьше получается. Значит,
проблема не только и не столько в национальности и этнической
особенности, а проблема в определенном нерве, напряжении,
связке между российским цивилизационным пластом и еврейским
меньшинством – это сложный вопрос, на самом деле. Поэтому
я бы его сейчас не расширял, может быть, мы еще поговорим
на эту тему в отдельной передаче. Но нам надо избавляться,
конечно, от чудовищных страстей и мифов средневековья. Я
должен вам сказать, что небольшой поклонник В.Ленина, как
вы догадываетесь, и журналистом он был своеобразным весьма,
но одна фраза у него была очень хорошей, я считаю, - она
состоит в том, что если речь идет о националистических,
шовинистических вещах, то настоящий русский приличный человек
должен среди русских сдерживать и обуздывать свой шовинизм,
а настоящий представитель национального меньшинства, в том
числе еврей, поскольку мы о нем сейчас говорим, - должен
сдерживать некую гордыню, обособленность, изолированность,
некоторые страсти с этой стороны, и тогда будет сближение,
тогда кто хочет – будет ассимилироваться, кому эта страна
чужая – он уедет, и тогда все будет решаться не с таким
ожесточением, как это зачастую бывало раньше, а иногда и
сейчас.
Нателла Болтянская: У нас на линии – Виктор Степанович
из Омска.
Владимир Лукин: Вы угадали, что я родился в Омске?
Виктор Степанович: Нет, не знал, очень приятно.
Я – пенсионер, пенсия хорошая, но маленькая, не работаю.
Предпочтение политическое - конечно, "Яблоку",
и давно. Ни в какой партии не состоял, но очень обидно,
что "Яблоко" не завоевывает авторитета в нашем
обществе, какой, я считаю, она должна иметь. У меня свой
взгляд, почему так происходит, но не осмелюсь рецепты выдавать.
Владимир Лукин: Тогда я задам вопрос – почему так?
Виктор Степанович: Я считаю так – несмотря на все
передовые взгляды, и с СПС такая же история - видимо, не
доходите до каждого избирателя, до каждого человека, - видимо,
не отражаете интересы каждого человека, - так надо понимать.
Владимир Лукин: Думаю, что это правда, но часть правды.
Виктор Степанович: Допустим, последние события -
вот эта приватизация "Славнефти", - почему бы
не провести такие разъяснения, - как приватизация прошла,
как мы от этой приватизации стали жить лучше, или сколько
нам центов отдается с каждой тысячи долларов – нам, обществу.
Я умышленно говорю – центов, потому что председатель Счетной
палаты заявляет, что Абрамович заплатил 800 тысяч долларов.
В чьих интересах приватизация проведена? Вот об этом мы
не говорим. "Яблоко" не говорит, какие меры предлагает,
кроме реформы армии и ЖКХ. Мы же знаем, где деньги находятся,
и "Яблоко" знает, я не хочу говорить лозунгами
коммунистов, но доля критики существующего порядка у коммунистов
есть. Но не к коммунистам же идти за ответом, я хочу идти
к "Яблоку" и находить ответ у "Яблока",
потому что по духу и по смыслу оно мне близко.
Владимир Лукин: Спасибо, я очень рад, что у вас есть
симпатия к "Яблоку". Но вот вы нас справедливо
критикуете, что до вас не доходит информация о нашей деятельности.
Виктор Степанович: Доходит, потому что я, как проснусь,
слушаю "Эхо Москвы", и до поздней ночи.
Владимир Лукин: Значит, спасибо "Эхо".
Я хочу сказать, что вы справедливо сказали, что мы недостаточно
громко работаем в некоторых вопросах, которые волнуют людей.
Мы стараемся сделать так, чтобы было по-другому. Но вы должны
учесть и то обстоятельство, что долгое время, и до сих пор
мы говорим власти очень неприятные вещи, а у власти есть
большие ресурсы, чтобы эти неприятные вещи не доносить до
вас. Что касается "Эхо Москвы", то вы его слушаете,
и знаете, что тут выступают многие наши работники, и излагают
свою позицию. Например, по "Славнефти" мы точно
и ясно сказали, что это сговор, и объяснили, почему этот
сговор, это сговор в худших традициях наших приватизационных
авантюр, которые были. И, несомненно, такая приватизация
ущербна абсолютно для страны, потому что она просто вынимает
деньги из кармана государства. Если компания – китайская,
какая угодно, - предлагает 3 миллиарда, а приватизируют
за один миллиард 700 тысяч, что это означает? Что большая
недостача в казне. А недостача в казне – это пенсии. Вы
сказали, что получаете маленькую пенсию – правильно, потому
что вот такие приватизационные процессы идут. Ведь продает
собственность государственную, и часть этой собственности
- ваш, мой, и всех остальных. А продают по дешевке, делают
каким-то людям подарок за что-то, за какие-то услуги. Мы
это все говорим, но, к сожалению, мы маломощны. А чтобы
мы были мощнее, надо, чтобы вы своим соседям сказали, что
"Яблоко" заслуживает, чтобы за него проголосовали,
и тогда у нас будет больший ресурс, и больше возможностей.
Виктор Степанович: Спасибо за вашу позицию по "Славнефти"
- я рад, что вы ее высказали, я ее не слышал. Слышал позицию
Явлинского по работе Чубайса, а по "Славнефти"
я слышал только слово Ясина, когда он сказал - люди, будьте
бдительны.
Владимир Лукин: Абсолютно правильно сказал Ясин –
будьте бдительны. И мы будем бдительны, спасибо, что вы
думаете одинаково с нами по многим вопросам, что и не удивительно
– мы родились в одном городе.
Нателла Болтянская: Есть человек, который хочет с
вами поспорить по вопросу антисемитизма, его зовут Игорь,
Пока мы ему дозваниваемся, вопрос с пейджера – "Яблоко"
обвиняют, что оно исповедует "персоналистские"
идеи.
Владимир Лукин: Если под "персоналистскими"
идеями подразумевать, то, что в России очень, к сожалению,
пока низко ценится человеческая личность, значительно ниже,
чем во многих других странах - можете назвать это словом
"персоналистские", но это совсем не значит, что
я считаю, что кроме личности ничего не существует. Существуют
группы лиц, общество, государство, гражданское общество,
существует много факторов общественной жизни, но личность,
на мой взгляд, занимает слишком малое место в нашей жизни
и российской истории – отсюда много драм и трагедий.
Нателла Болтянская: А у нас – Игорь на линии. Спорим?
Владимир Лукин: Сначала выясним, в чем несогласие.
Игорь: Несогласие в том, что вы считаете, что никакой проблемы
антисемитизма нет, что все надумано и хорошо. Но известно,
что из России вывезено 400 млрд. долларов за время перестройки.
Вывезено олигархами, которые имеют четкую национальную принадлежность
- Ходорковский, Березовский, Авен, Фридман, и так далее.
Владимир Лукин: Я должен вам задать вопрос, потому
что в первой части вы сказали, что я якобы говорил, что
никакой проблемы антисемитизма в России не существует –
я этого не говорил, проблема антисемитизма существует, так
же, как проблема российского шовинизма. Существует и то,
и другое. Что же касается второй части вопроса, то вы говорите,
что среди олигархов есть люди, которые в этническом отношении
являются евреями – вполне с вами согласен, так и есть. Но
столь же длинный ряд олигархов я могу вам назвать, которые
не являются евреями. Тот же самый Потанин, Дерипаска, Мордашов,
Алекперов. Но при этом я хочу вам рассказать маленькую историю.
В нашем сознании существует такая история – если украл татарин,
то это – татарин. Если украл хохол, то это хохол. А если
украл русский – то это вор. Понимаете, в чем разница? Существует
такое понятие - олигарх, хотя оно неточное, - то есть группа
очень богатых людей. И если вы слушали разговор с самого
начала, то я уже говорил, что в России существует группа
очень богатых людей, и на фоне этого богатства существует
очень большая бедность, и что в России контраста больше,
чем во многих других странах мира, - это очень плохо. Но
если говорить о том, что существуют личные виновные того,
что так случилось, и их надо поднять на колокольню, сбросить
оттуда, и от этого все наши беды решатся – это неправильно.
Это легкий путь, по которому давно шла наша страна, и толку
не было. Не важно, приклеить этим Ивашкам должность японских
шпионов, немецких диверсантов, или еще кого-то. Вот это
ведет нас к тупику. Поэтому точка зрения, что раз украл,
то еврей, а если русский - то вор, эта точка зрения изначально
порочная, и для России она ни к чему хорошему не приведет.
Надо ловить воров, а не людей какой-то национальности.
Нателла Болтянская: Игорь, у вас есть комментарии?
Игорь: Я понял вашу позицию, но тогда у меня такое пожелание,
может быть, к нашим властям – вы считаете так, а я считаю
по- другому, и я хочу, чтобы те политические силы, которые
выражают мою точку зрения, а она состоит в том, что в России
существует ситуация, похожая на Южноафриканскую республику
времен апартеида, где понятно, кто негр, а кто белый – пусть
эти политические силы выйдут тоже на выборы, и мы проголосуем.
Ваши сторонники – за вас, я – за своих людей. Но не надо
затыкать рот тем людям, которые считают необходимым бороться
за права русских.
Владимир Лукин: А кто вам затыкает рот? Если бы вам
затыкали, вы бы сейчас не представили свою точку зрения.
По-моему, вы сгущаете краски. Я недавно был у Познера В.В.
на телевидении, - там вся команда, которая является Державной
партией, сидела, и мы с ними обсуждали вопросы. По-моему,
вы лукавите.
Игорь: Вы не обсуждали вопрос, а слушали только вас и господина
Познера, а Миронову там не дали сказать ни слова. Это я
и называю затыканием.
Владимир Лукин: Я его слышал лично, и могу вам рассказать,
что он сказал. Так что все не совсем так, и вам сегодня
никто рот не затыкает. Даже Нателла сегодня не перебивает
вас
Нателла Болтянская: Хотя очень хочется.
Владимир Лукин: Ей хочется, но она сдерживает себя.
Так что вы не совсем точны, - мягко говоря.
Нателла Болтянская: Еще одно сообщение на пейджере:
"Как вы думаете, "Яблоку" нужно консолидироваться
с СПС?"
Владимир Лукин: "Яблоку" не надо ни разъединяться,
ни консолидироваться. "Яблоку" надо объяснить
свою позицию людям. Мы – политическая, демократическая партия
с определенной позицией и программой. Эта программа в чем-то
сходится с рядом других партий. Сейчас некоторые радиослушатели
говорили, что у нас в критике есть нечто общее с коммунистами
– возможно, потому что когда критикуют слабые стороны, болячки,
- неизбежно сходятся мнения. В какой-то конструктивной части
реформ – не полностью, но в какой-то части, мы сходимся
с СПС, безусловно, - они предлагают ряд реформ, которые
похожи на наши предложения. А ряд реформ, в том числе и
реформы по РАО "ЕЭС", реформы ЖКХ, реформы, связанные
с армией – у нас иные. Если все это одним словом представить,
я бы сказал так, что мы более социально ориентированная
партия. СПС говорит – реформы быстро, энергично, не обращая
внимания на некоторые трудности людей – люди потом заживут
хорошо, в результате наших реформ. А мы говорим – нельзя
делать так, чтобы нынешние старушки загибались, грубо говоря,
- для того, чтобы старушки следующего поколения жили хорошо.
Это немножко, извините, большевистский подход, только вывернутый
наоборот. Вот здесь у нас серьезные разногласия. Поэтому
кое в чем мы сотрудничаем, и будем сотрудничать, у нас есть
даже инструменты совместного сотрудничества, наверняка мы
будем думать, как развести наших одномандатных кандидатов
на выборах, вместе с тем, программа, и олицетворение этой
программы – списочный состав основного ядра - на выборах
будет, скорее всего, отдельный, и мы посмотрим, что скажут
люди о нас, и что – об СПС. А в парламенте - и в этом, и
в следующем, по некоторым сходным вопросам мы будем голосовать
вместе.
Нателла Болтянская: И последний ваш собеседник сегодняшний
- Михаил Шульгин, у которого первая жена – автомобиль, а
вторая – Людмила.
Владимир Лукин: Как вы считаете, какой вопрос я вам
могу задать?
Михаил Шульгин: Наверное, вопрос о том, в какой стране мы хотим
жить, и как хотим относиться друг к другу. Для меня самый
больной вопрос – насколько мы, как граждане, как соседи,
относимся друг к другу – мне кажется, это определяющий фактор.
Если мы будем немножко больше любить друг друга, и с чуть
большим уважением относиться друг к другу, то и жизнь у
нас станет лучше.
Владимир Лукин: Вы высказали замечательный христианский
принцип, к которому нам дай бог, чтобы приблизиться. И в
этой связи я бы уточнил вопрос – сейчас у нас и в СМИ, и
в обществе идет довольно острая дискуссия – одни говорят,
что лучший способ укрепить мораль общества - это приблизить
нашу православную церковь к школам, и изучать основы истории
религии в школе. Другие говорят, что, во-первых, это противоречит
Конституции, а во-вторых, не только религия порождает приличных
людей, и наоборот, к сожалению, среди христиан есть не только
одни ангелы. Что вы думаете по этому поводу?
Михаил Шульгин: Исторически наша страна многонациональна и многоисповедальна,
если можно так сказать, многоконфессиональна. Поэтому я
не поддерживаю идею введения православных уроков в школе,
потому что существуют и другие народности, и все они живут
вместе, и нельзя нам кого-то выпячивать. И историческая
роль России, мне кажется, что если мы начнем что-то выпячивать,
допустим, христианство – это будет неправильно.
Нателла Болтянская: К сожалению, наше время в эфире
истекло. Я напомню, что в студии был Владимир Лукин, спасибо
вам большое.
Владимир Лукин: Спасибо, до свидания.
|