Сергей Сенинский:
Подготовленный правительством России законопроект, который
почему-то называют "стартом" реформы жилищно-коммунального
хозяйства, повторно рассматривался в первом чтении на заседании
Государственной Думы в пятницу и был принят. В среду ему не
хватило всего нескольких голосов.
На следующий день мы говорили о нем с депутатами, по роду
своей работы в Думе связанными с этим направлением законодательства.
Наш первый собеседник - Сергей
Митрохин, заместитель председателя комитета Государственной
Думы по вопросам местного самоуправления.
Сергей Митрохин: Реформа началась уже давно, фактически
с 1997 года. Правда, трудно пока назвать это полноценной
реформой. Поскольку все мероприятия в рамках реформы выливаются
исключительно в повышение тарифов для населения. И больше
ничего реального в жилищно-коммунальном хозяйстве не происходит,
ну, разве что за редким исключением. В отдельных городах
есть мэры, которые ответственно подходят к делу, и проводят
реформу своими силами...
Сергей Сенинский: Тему продолжает - Олег Шеин, член
комитета Государственной Думы по труду и социальной политике.
Он же - автор альтернативного законопроекта:
Олег Шеин: До этого принимался 449-ый, если я не
ошибаюсь, указ президента РФ Бориса Ельцина, а также бесчисленное
количество различных правительственных постановлений, рекомендаций
и так далее. Однако реально единственное постановление,
которое было реализовано, - это увеличение доли населения
в оплате за услуги ЖКХ и сокращение государственной доли.
В сущности, к этому сводилась и последняя инициатива правительства.
И ничего другого в ней не содержится.
Сергей Сенинский: Вновь вопрос - Сергею Митрохину,
заместителю председателя комитета Государственной Думы по
вопросам местного самоуправления. Если, как вы сказали,
реформу продвигают своими силами мэры некоторых российских
городов, что происходит на федеральном уровне?
Сергей Митрохин: На общефедеральном уровне речи
идет, фактически, только о повышении тарифов и о предоставлении
субсидий малоимущим. Никакие структурные мероприятия, такие
как демонополизация, установление прозрачности тарифов,
контроль над деятельностью монополистов, создание жилищных
кооперативов, установка счетчиков и многое другое, что необходимо
для проведения реальной реформы, все эти мероприятия практически
не осуществляются. Если мы возьмем ситуацию в целом по стране...
Результатом становится тотальное разочарование населения
в проводимой реформе. Рост социального напряжения. Рост
количества неплатежей и неплательщиков, особенно в кризисных
и климатически суровых регионах. Например, такие как Камчатка
и другие регионы Дальнего Востока.
Сергей Сенинский: На Камчатке, кстати, уже несколько
дней продолжается забастовка работников самих коммунальных
хозяйств - двух крупнейших в Петропавловске-Камчатском,
к которым, судя по сообщениям, намерены присоединиться еще
четыре. Бастующие требуют от местных властей свою зарплату,
которую они не получали три месяца, а также остановить,
по их мнению, "неразумно проводимую в городе"
реформу жилищно-коммунального хозяйства.
Вновь - в Москву. Один из наших собеседников - Олег Шеин,
член комитета Государственной Думы по труду и социальной
политике, полагает, что принятие нынешнего правительственного
законопроекта мало что меняет по сути. Почему?
Олег Шеин: Ничего не меняется. Более того, сам вопрос
о сокращении количества льготников лишен даже экономического
смысла. Дело в том, что на сегодня правительство не платит
вообще ничего по данной категории льготников. (Речь идет
о ветеранах труда, сельских учителях и врачах). А за них
реально платят не-льготники. То есть мы с вами. Почему?
Потому что в стране завышены нормативы потребления. Скажем,
человек потребляет в сутки около 60-70 литров водопроводной
воды, а норматив потребления - 300 литров на человека. Аналогичный
норматив по потреблению тепла завышен в 3 раза. То есть
что предлагает сделать кабинет министров? Например, с нового
года, или с 2005 года, у нас с вами оставить старыми нормативы
потребления, то есть завышенные, а у льготников отобрать
льготы, то есть установить для них тоже завышенные нормативы
потребления.
Сергей Сенинский: Олег Шеин - автор альтернативного
законопроекта. На первом голосовании в Государственной Думе,
в минувшую среду, он набрал в три раза меньше голосов, чем
представленный правительством. В чем суть ваших предложений?
Олег Шеин: Мы предлагали совершенно другой законопроект,
чем у правительства. Не отменять льготы, а наоборот, на
данном этапе их оставить. Обеспечить полную финансовую "прозрачность"
коммунального хозяйства - перед населением, в первую очередь.
А заодно - перед государством. Та как на сегодня там все
покрыто так называемой "коммерческой" тайной.
Причем это - коммерческая тайна муниципальных организаций!
Мы предлагали также упростить процедуру предоставления
коммунальных субсидий, чтобы народ не мучался по очередям.
Сегодня 3/4 малоимущих людей, которые имеют право на скидку
по квартплате и по плате за коммунальные услуги, даже не
обращаются за этой скидкой и платят больше, чем им положено
по закону. Почему? Потому что ходить по бесконечным очередям
- невозможно!
Мы предлагали установить за счет бюджета счетчики. На самом
деле, это достаточно недорогая операция. И она окупается
за сезон. Зато у коммунальных кооперативов возникает стимул
ремонтировать трубы, а население начинает платить реально
за то, что оно потребляет, а отнюдь не за отопление атмосферного
воздуха...
Мы предлагали также предоставить людям право самостоятельно
выбирать обслуживающую дом организацию. Проще говоря: если
ЖЭК ничего не делает, то - отказаться от услуг этого ЖЭКа
и вместо него нанять какую-то другую фирму. И мы предлагали
не ставить вопрос о 100%-ой оплате услуг ЖКХ, пока заработная
плата хотя бы ни сравняется с прожиточным минимумом...
Сергей Сенинский: Последний вопрос - Сергею Митрохину.
Еще в начале года обсуждались планы правительства передать
бюджетные субсидии - напрямую - самим потребителям, для
чего каждой семье понадобиться специальный банковский счет.
Разве от этой идеи теперь отказались?
Сергей Митрохин: Вообще-то, идея - правильная. И
вот этот вопрос... я, кстати, его задал Герману Грефу, -
какая часть населения будет получать эти субсидии? В документах
министерства экономразвития написано, что это будет всего
22% семей. То есть правительство исходит из того, что 80%
населения в состоянии оплачивать коммунальные услуги. Это,
конечно же, далеко не так. При переходе к так называемой
"полной" оплате пострадает примерно 30-40% людей,
которые живут на грани прожиточного минимума. Это - первое.
Второе. Данная операция является, безусловно, необходимой
и рациональной. Но это - не панацея для изменения ситуации
в ЖКХ. Это - только одно из мероприятий. Можно, например,
устраивать конкурсы между управляющими предприятиями - "Водоканалами",
"Теплосетями" и т.д. Наконец, государство сможет
разработать систему стимулов для создания тех же жилищных
товариществ, жилищных кооперативов, для установки счетчиков
и т.д. Но ничего этого правительство не делает. Главная
ставка делается только на повышение тарифов...
Сергей Сенинский: Спасибо, напомню, на вопросы программы
отвечали в Москве заместитель председателя комитета Государственной
Думы по вопросам местного самоуправления Сергей Митрохин
и член комитета Государственной Думы по труду и социальной
политике Олег Шеин. С ними беседовал мой коллега Иван Трефилов.
|