[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Сенинский
Реформа ЖКХ в России: старт или фальстарт?
Радио "Свобода", 29 ноября 2002 года
Сергей Сенинский: Подготовленный правительством России законопроект, который почему-то называют "стартом" реформы жилищно-коммунального хозяйства, повторно рассматривался в первом чтении на заседании Государственной Думы в пятницу и был принят. В среду ему не хватило всего нескольких голосов.

На следующий день мы говорили о нем с депутатами, по роду своей работы в Думе связанными с этим направлением законодательства. Наш первый собеседник - Сергей Митрохин, заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.

Сергей Митрохин: Реформа началась уже давно, фактически с 1997 года. Правда, трудно пока назвать это полноценной реформой. Поскольку все мероприятия в рамках реформы выливаются исключительно в повышение тарифов для населения. И больше ничего реального в жилищно-коммунальном хозяйстве не происходит, ну, разве что за редким исключением. В отдельных городах есть мэры, которые ответственно подходят к делу, и проводят реформу своими силами...

Сергей Сенинский: Тему продолжает - Олег Шеин, член комитета Государственной Думы по труду и социальной политике. Он же - автор альтернативного законопроекта:

Олег Шеин: До этого принимался 449-ый, если я не ошибаюсь, указ президента РФ Бориса Ельцина, а также бесчисленное количество различных правительственных постановлений, рекомендаций и так далее. Однако реально единственное постановление, которое было реализовано, - это увеличение доли населения в оплате за услуги ЖКХ и сокращение государственной доли. В сущности, к этому сводилась и последняя инициатива правительства. И ничего другого в ней не содержится.

Сергей Сенинский: Вновь вопрос - Сергею Митрохину, заместителю председателя комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. Если, как вы сказали, реформу продвигают своими силами мэры некоторых российских городов, что происходит на федеральном уровне?

Сергей Митрохин: На общефедеральном уровне речи идет, фактически, только о повышении тарифов и о предоставлении субсидий малоимущим. Никакие структурные мероприятия, такие как демонополизация, установление прозрачности тарифов, контроль над деятельностью монополистов, создание жилищных кооперативов, установка счетчиков и многое другое, что необходимо для проведения реальной реформы, все эти мероприятия практически не осуществляются. Если мы возьмем ситуацию в целом по стране...

Результатом становится тотальное разочарование населения в проводимой реформе. Рост социального напряжения. Рост количества неплатежей и неплательщиков, особенно в кризисных и климатически суровых регионах. Например, такие как Камчатка и другие регионы Дальнего Востока.

Сергей Сенинский: На Камчатке, кстати, уже несколько дней продолжается забастовка работников самих коммунальных хозяйств - двух крупнейших в Петропавловске-Камчатском, к которым, судя по сообщениям, намерены присоединиться еще четыре. Бастующие требуют от местных властей свою зарплату, которую они не получали три месяца, а также остановить, по их мнению, "неразумно проводимую в городе" реформу жилищно-коммунального хозяйства.

Вновь - в Москву. Один из наших собеседников - Олег Шеин, член комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, полагает, что принятие нынешнего правительственного законопроекта мало что меняет по сути. Почему?

Олег Шеин: Ничего не меняется. Более того, сам вопрос о сокращении количества льготников лишен даже экономического смысла. Дело в том, что на сегодня правительство не платит вообще ничего по данной категории льготников. (Речь идет о ветеранах труда, сельских учителях и врачах). А за них реально платят не-льготники. То есть мы с вами. Почему?

Потому что в стране завышены нормативы потребления. Скажем, человек потребляет в сутки около 60-70 литров водопроводной воды, а норматив потребления - 300 литров на человека. Аналогичный норматив по потреблению тепла завышен в 3 раза. То есть что предлагает сделать кабинет министров? Например, с нового года, или с 2005 года, у нас с вами оставить старыми нормативы потребления, то есть завышенные, а у льготников отобрать льготы, то есть установить для них тоже завышенные нормативы потребления.

Сергей Сенинский: Олег Шеин - автор альтернативного законопроекта. На первом голосовании в Государственной Думе, в минувшую среду, он набрал в три раза меньше голосов, чем представленный правительством. В чем суть ваших предложений?

Олег Шеин: Мы предлагали совершенно другой законопроект, чем у правительства. Не отменять льготы, а наоборот, на данном этапе их оставить. Обеспечить полную финансовую "прозрачность" коммунального хозяйства - перед населением, в первую очередь. А заодно - перед государством. Та как на сегодня там все покрыто так называемой "коммерческой" тайной. Причем это - коммерческая тайна муниципальных организаций!

Мы предлагали также упростить процедуру предоставления коммунальных субсидий, чтобы народ не мучался по очередям. Сегодня 3/4 малоимущих людей, которые имеют право на скидку по квартплате и по плате за коммунальные услуги, даже не обращаются за этой скидкой и платят больше, чем им положено по закону. Почему? Потому что ходить по бесконечным очередям - невозможно!

Мы предлагали установить за счет бюджета счетчики. На самом деле, это достаточно недорогая операция. И она окупается за сезон. Зато у коммунальных кооперативов возникает стимул ремонтировать трубы, а население начинает платить реально за то, что оно потребляет, а отнюдь не за отопление атмосферного воздуха...

Мы предлагали также предоставить людям право самостоятельно выбирать обслуживающую дом организацию. Проще говоря: если ЖЭК ничего не делает, то - отказаться от услуг этого ЖЭКа и вместо него нанять какую-то другую фирму. И мы предлагали не ставить вопрос о 100%-ой оплате услуг ЖКХ, пока заработная плата хотя бы ни сравняется с прожиточным минимумом...

Сергей Сенинский: Последний вопрос - Сергею Митрохину. Еще в начале года обсуждались планы правительства передать бюджетные субсидии - напрямую - самим потребителям, для чего каждой семье понадобиться специальный банковский счет. Разве от этой идеи теперь отказались?

Сергей Митрохин: Вообще-то, идея - правильная. И вот этот вопрос... я, кстати, его задал Герману Грефу, - какая часть населения будет получать эти субсидии? В документах министерства экономразвития написано, что это будет всего 22% семей. То есть правительство исходит из того, что 80% населения в состоянии оплачивать коммунальные услуги. Это, конечно же, далеко не так. При переходе к так называемой "полной" оплате пострадает примерно 30-40% людей, которые живут на грани прожиточного минимума. Это - первое.

Второе. Данная операция является, безусловно, необходимой и рациональной. Но это - не панацея для изменения ситуации в ЖКХ. Это - только одно из мероприятий. Можно, например, устраивать конкурсы между управляющими предприятиями - "Водоканалами", "Теплосетями" и т.д. Наконец, государство сможет разработать систему стимулов для создания тех же жилищных товариществ, жилищных кооперативов, для установки счетчиков и т.д. Но ничего этого правительство не делает. Главная ставка делается только на повышение тарифов...

Сергей Сенинский: Спасибо, напомню, на вопросы программы отвечали в Москве заместитель председателя комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Сергей Митрохин и член комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Олег Шеин. С ними беседовал мой коллега Иван Трефилов.

Радио "Свобода", 29 ноября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сайт радио "Свобода"

Сергей Митрохин

Реформа ЖКХ. Дума пошла навстречу правительству Светлана Листопадова Вести.Ru, 29 ноября 2002 года

"Яблоко" жалеет граждан, которым придется пережить реформу ЖКХ Газета.Ру, 27 - 29 ноября 2002 года

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]