[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Виктория Малютина
Правительство не спешит с присяжными
Газета.Ру, 29 ноября 2002 года


Суды присяжных на всей территории России будут введены не ранее 2007 года. Это значит, что рассмотрение в суде дел по тяжким преступлениям будет затягиваться, а подсудимые смогут избежать справедливого наказания. По мнению депутатов, в этом виновато правительство, которое не внесло в Госдуму соответствующий законопроект.

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект "О внесении изменений в закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ"". Авторы документа предлагают отложить введение суда присяжных на всей территории России фактически до 2007 года (в нынешней редакции закона предполагается, что присяжные начнут работать с 1 января 2003 года). Инициаторы поправки (а проект закона подписали депутаты 7 из 9 парламентских фракций) хотят вводить суды присяжных поэтапно. С 1 января 2003 года к 9 субъектам федерации, где уже действует новая система, должен присоединиться 61 регион, с 1 июля 2003 года -- еще 14 субъектов федерации, с 1 января 2004 года -- 7, и только с 1 января 2007 года суды присяжных начнут работать в Чечне.

Парламентарии мотивируют это тем, что российское правительство не внесло в установленный срок в Госдуму законопроект, предусматривающий конкретные сроки введения суда с участием присяжных заседателей -- власти должны были сделать это до 1 июня 2002 года, но до сих пор соответствующего документа в Думе никто не видел. 13 сентября депутаты обратились к правительству, чтобы выяснить, что происходит. Через четыре дня парламентариям официально сообщили, что Минюст уже внес соответствующий законопроект на рассмотрение правительства, и вскоре он появится и в Думе. Однако этого так и не произошло.

А к концу ноября всем стало окончательно ясно, что суд присяжных в ближайшем январе не введут -- хотя в министерстве юстиции "Газете.Ru" подтвердили, что документ действительно подготовлен и отдан в правительство.

Однако присяжные все равно не смогли бы начать работу с 1 января 2003 года. Авторы поправки констатировали, что одновременно ввести суды присяжных по всей России просто не удастся. Как сказано в пояснительной записке, с самого начала "было очевидно, что введение суда присяжных потребует проведения определенных организационно-технических мероприятий, связанных с обустройством залов судебных заседаний, формированием общего и запасного годовых списков кандидатов в присяжные заседатели в каждом субъекте РФ, решением других оргвопросов". На протяжении всей осени судебные чиновники объезжали регионы, выясняя подготовку местных судов к нововведению. При этом власти утверждали, что "все проходит хорошо и закон непременно начнет действовать".

Как оказалось, сейчас к работе присяжных готовы только 60 регионов, а в остальных областях, краях и республиках здания судов до сих пор не приспособлены для работы заседателей: там элементарно нет комнат, где должны совещаться присяжные. В 14 субъектах местные власти пообещали завершить все лишь к концу этого года. А в Карачаево-Черкесии, Чечне, Ненецком, Таймырском и Эвенкийских округах не смогли даже составить списки присяжных.

Если законопроект будет принят, то в России до 2007 года продлится мораторий на смертную казнь - по решению Конституционного суда, выносить смертные приговоры нельзя до введения судов присяжных на всей территории государства.

Кроме того, юристы не исключают, что в судебной системе начнется серьезный кризис из-за того, что подсудимые начнут затягивать процессы, обращаясь в Конституционный суд.

Как пояснил корреспонденту "Газеты.Ru" зампредседателя думского комитета по Госстрою Сергей Попов, согласно новому УПК с 1 января 2003 года у российских подсудимых будет конституционное право потребовать суда с участием присяжных. Но если это будет происходить, например, в Карелии, где заседатели появятся только через полгода, то обвиняемый сможет обратиться в Конституционный суд. А он уже принял постановление о том, что переходный период уже закончился. Поэтому спорное дело будет серьезно затянуто либо вообще выиграно. "А таких жалоб будет лавина", -- предупредил Попов.

Кроме того, считает парламентарий, отсрочкой введения судов в нескольких регионах ничего решено не будет: "То, что не везде есть суды присяжных, можно было бы решить: например, вывозить человека на суд в другой регион". К тому же, по его словам, без принятия злополучного правительственного проекта о сроках учреждения судов присяжных деятельность их будет просто незаконной, и это также поможет адвокатам "затормозить процесс". "Президент заявлял, что борется за диктатуру закона, однако ее пока даже в правительстве нет", -- подытожил депутат.

Сейчас судебные власти, предполагая возникновение серьезных проблем, пытаются как-то повлиять на ситуацию.

На прошлой неделе состоялся пленум Верховного суда, на котором чиновники обратились к Думе с просьбой уменьшить число дел, которые могут рассматривать присяжные. По новому УПК заседатели будет судить не только за преступления против жизни, но и за укрывательство преступлений. Также они должны выносить вердикт, если в нескольких преступлениях обвиняется группа лиц. Верховный суд считает, что полномочия присяжных слишком широки -- и предлагает отобрать у них хотя бы две последние группы дел.

"Газета.Ru" будет следить за развитием событий.

Газета.Ру, 29 ноября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Попов

Обновленная Фемида Лев Московкин Московская правда, 21 ноября 2002

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]