Все уже знают — в образовании что-то происходит, что-то
меняется, реформируется, модернизируется. Министр образования
появляется на телеэкране не дважды в год, как было заведено
испокон — первого сентября и перед последним звонком, а
практически ежедневно. И чуть ли не каждый день полемика
в газетах — про пресловутую двенадцатилетку, про единые
экзамены, про стандарты, профили, модули и даже компетенции,
хотя никто точно не знает, что это значит и есть ли вообще
такое слово в родном языке...
Правда, когда приходишь к себе в школу и встречаешь все
в том же коридоре все с той же шваброй нянечку Зинаиду Ивановну,
которая работает, между прочим, с 1957 года, как-то сразу
понимаешь, в чем ключевой вопрос российской реформы. Ибо
не раз еще сменятся концепции, компетенции, стандарты, учебники,
разработчики, методисты, идеологи и министры, но вот кто
сменит Зинаиду Ивановну, если она, не дай бог, однажды все-таки
уйдет на пенсию?
Стандарты по понятиям
Меж тем споры идут и копья ломаются. Сейчас — вокруг того,
будут ли наконец у нас стандарты образования, и если будут,
то какие? Каждый раз участвуя в подобных дискуссиях, чувствую
некоторую неловкость. Как будто служебное положение (работа
в школе) дало мне возможность узнать страшную тайну, о которой,
видимо, не подозревают академики всех академий и образовательные
чиновники всех рангов.
Дело в том, что те самые стандарты, о необходимости которых
десять лет твердят реформаторы, каждый раз добавляя, что
завтра будет поздно, и против которых не менее неистово
борются консерваторы... уже давно в школе есть. И всегда
были.
То есть их нет де-юре, поскольку не приняты до сих пор соответствующие
законы и постановления. Но они, разумеется, есть и не могут
не быть де-факто. Ведь каждый год первого сентября все мои
коллеги-учителя входят в классы и знают (откуда-то), что
им преподавать. И преподают более или менее одно и то же.
То бишь стандарт.
А иначе, если его нет, этого пресловутого единого стандарта,
что же тогда спрашивают на выпускных и переходных экзаменах
по всей стране? на вступительных в вузы? на новомодных ЕГЭ
— единых государственных экзаменах? Неслучайно одна из коллег
(наверное, увидела меня в какой-то из теледискуссий) спросила
недавно в учительской, как будто про другие страны, про
мир иной: «Ну как там ваши стандарты?».
Более того, ныне существующие подписанные министром пресловутые
БУПы (базисные учебные планы) куда стандартнее всех предстоящих
стандартов, ибо предполагают железное поурочное однообразие
программ. И пока педромантики борются за свободу учителя
— против стандартов (действительно, неудачное слово), завучи
всей необъятной нашей родины открывают эти прокрустовы БУПы
и проверяют по классному журналу учителей: как они там программы
проходят, не отклоняются ли куда не надо.. А это, как уже
не раз справедливо было замечено, все равно что спортсмена
оценивать не по высоте прыжка, а по длине его разбега.
В известном филологическом анекдоте предлагается неопределенный
артикль переводить с иностранного словом «типа», а определенный
— словом «чисто». Добавлю: если «де-юре» еще можно перевести
как «по закону», то уж «де-факто» в сегодняшней отчизне
переводится не иначе как «по понятиям».
Все-таки лучше школьный стандарт будет по закону, чем по
понятиям... А реальная проблема совсем в другом: какую высоту
прыжка считать сегодняшней нормой школьного ГТО?
Шаг влево, шаг вправо — расстрел
Когда мы спорили о школьных стандартах в эфире «Эха Москвы»,
не выдержал и позвонил из дома сам главный редактор радиостанции
Алексей Венедиктов, чтобы со всей страстью и весомыми аргументами
обругать стандарты по истории за их очевидный левый уклон.
Поскольку, в частности, там написано «Октябрьская революция»,
а не «октябрьский переворот». Не менее весомо и убедительно
раскритиковал те же самые стандарты по истории (только уже
за очевидный правый уклон) на недавних парламентских слушаниях
депутат Госдумы Олег Смолин.
Потому как дело, господа, вовсе не в школьном стандарте,
в частности, по истории, а в примирении и согласии, которого
нет, кроме разве что недавнего дополнительного выходного.
Однако дети, тем не менее, рождаются, растут и идут в школу,
не дожидаясь гармонии в обществе и политического консенсуса.
И сегодня им тоже надо что-то говорить об Октябрьской...
то бишь об октябрьском...
Специально заглянул в обсуждаемые стандарты: что же там
действительно написано про этот пресловутый Октябрь, а заодно
про 1905 год и про Февральскую революцию? Цитирую: «Три
русские революции»: факты, суждения, оценки. Трагедия гражданской
войны». Попробуйте написать корректнее.
Кстати, обратил внимание, что большинство обсуждающих вообще
не читают первоисточник — то бишь те самые стандарты, что
предложены для обсуждения. Журналист с микрофоном и камерой
на очередной дискуссии спрашивает меня: «А правда ли, что
там нет чеховской «Чайки»?
Книжица с проектом стандартов лежит рядом. Ну открой, посмотри.
В голову не приходит. Между прочим, именно в этом один из
«проколов» нашего традиционного образования. Мы умеем воспроизводить
только то, что сказано учителем, начальником, телекомментатором,
соседом наконец. Школа не научила нас самостоятельно добывать
и проверять информацию. Не потому ли, кстати, так живучи
у нас всяческие социальные фантомы и мифы?
Откроем проект стандартов по литературе. Действительно,
нет там чеховской «Чайки». Есть «Вишневый сад». Как, впрочем,
и в прежних программах, когда мы школу заканчивали.
Кстати, о стандарте по литературе. Дело разве в том, «Чайка»
там или «Вишневый сад»? А каким вообще должен быть стандарт
по такому особому предмету, как русская литература? И может
ли он быть? А может ли быть программа по литературе? А учебник?
Помнится, за все свое школьное отрочество учебник по литературе
ни разу не открыл. Зачем? Может, в школьном предмете «литература»
ничего и не надо, кроме учителя словесности и книг — Толстого,
Чехова, Булгакова, Пастернака...
Стандарт выше плинтуса
Недавно на своем юбилее легендарный директор легендарной
второй московской матшколы Владимир Федорович Овчинников
на вопрос о том, как ему удалось создать такую школу, да
еще в махровые брежневские годы, ответил: «Секрет прост.
Я приглашал талантливых учителей и не мешал им работать.
Остальное они сделали сами».
Точно так же всем отделам, департаментам, министерствам
стоило бы научиться если не помогать, то хотя бы не мешать
работать талантливым учителям, директорам и коллективам.
Не мешать работать школам Казарновского, Рачевского, Ямбурга,
Михайловой, Тубельского, Караковского, другим...
Да если бы все школы были такими, никакие стандарты, срезы
и экзамены не так уж важны и нужны. Но, по самым оптимистичным
оценкам, штучных, уникальных школ с «лица необщим выраженьем»
сегодня где-то около 5%. А образование у нас всеобщее, учиться
должны все дети.
Учитель — массовая профессия. Никогда не будет миллиона
удивительных, талантливых, блистательных учителей. Но возможно
и очень нужно готовить учителей профессиональных, добросовестных,
достойных. Собственно, стандарт и призван (де-юре) обозначить
необходимый уровень, задать планку, защитить детей от откровенной
педагогической халтуры. Но не дай бог превратить стандарт
(де-факто) в дубину, которой можно будет забивать и добивать
все то, что высовывается, все то, что выше плинтуса.
Такая угроза есть, она реальна. Ведь дьявол — он всегда
в деталях. В том числе и в деталях проекта нынешних стандартов,
где не нашлось места для школ углубленного изучения, для
математических классов и школ, для языковых спецшкол — словом,
для тех, кто всегда составлял славу нашего школьного образования.
Кем, кстати, регулярно отчитывается тот же министр образования,
говоря о российских победах на международных предметных
олимпиадах.
Ямб от хорея недалеко падает
...В сущности, спорят не только и не столько о стандарте.
В отличие от нелепых дискуссий о двенадцатилетке в полемике
вокруг стандартов мы на самом деле пытаемся понять — зачем,
чему и как учить сегодня и завтра наших детей.
«Образование нужно для того, чтобы потом платили много денег»,
— процитировал Евгений Сабуров Томаса Элиота, и это совсем
другой и не менее серьезный вопрос. Можно сколько угодно
реформировать образование «изнутри», но если не будет реализована
эта нарочито циничная формула, мы будем только вздыхать
об «утечке мозгов», взывать к патриотическим чувствам, как
будто патриотизм не в том, чтобы обеспечить своим и последующим
поколениям достойное существование на родной земле.
Александр Асмолов проклинает (и поделом) пресловутые «санпины»
— санитарные правила и нормы, ограничивающие недельную нагрузку
учащегося, напоминая, что и дети все разные, и возможности,
и силы. И способности у них разные, и уроки разные, на одном
время летит незаметно, а на другом — «всю ночь, всю ночь
не наступает утро»...
«Школа живет в веселом отрицании программ», — впроброс замечает
упомянутый директор Рачевский, и в этом точное отношение
практика, исправно, кстати, участвующего в высокомудрых
дискуссиях, ко всем прошлым и будущим программам, стандартам,
законам и учебникам...
А Мариэтта Омаровна Чудакова не представляет себе девятиклассника,
который не может отличить ямб от хорея. Наверное, в ее филологическом
окружении такого и впрямь не бывает...
Собственно, в этом ямбе от хорея — один из ключевых вопросов
школьного стандарта: что спрашивать с того, кто готов «для
звуков жизни не щадить», и чем ограничиться для тех, кто
«высокой страсти не имея», обладает интересами и способностями
совсем в других областях.
Споры вокруг стандартов продолжаются. «Слишком общо, ничего
конкретно по ним проверить нельзя», — говорят одни. «Слишком
конкретно, все зарегламентировано, никакого простора для
творчества», — говорят другие. «Слишком традиционно, это
стандарты прошлого века». «Слишком авангардно, информатика
и английский со второго класса — в Тыве это нереально».
«Разгрузили школьника до того, что это грозит национальной
безопасности», — государственно пугает один академик. «Никакой
разгрузки не произошло, а как известно, камин, заваленный
дровами, не горит, а дымит», — возражает ему, цитируя Менделеева,
другой академик, Геннадий Ягодин, и перечисляет эти самые
«дрова», узкоспециальные термины и понятия, геосинклинали,
предикативности, фенолформальдегиды и плюсквамперфекты...
Надо сказать, после того как эти несчастные стандарты громили
слева и справа, сверху и снизу, а заодно спереди и сзади,
я стал к ним лучше относиться.
Может, как раз найден необходимый компромисс, коль скоро
со всех сторон ругают примерно с одинаковой силой?
В конце концов, школьные стандарты — это не заповеди Моисея
и не Нагорная проповедь. Они всегда относительные, временные,
рабочие. Конечно, надо их дорабатывать, доводить до ума.
И заодно понять, что спор идет, в сущности, не о школьных
стандартах, а о будущем России.
Едва ли в таком споре можно поставить точку.
Кстати
На одной из дискуссий подсунули мне вопрос из школьного
теста по биологии:
Выберите правильный (полный) набор признаков женских шишек
сосны:
а) метелки на концах годичных побегов
б) белая кайма на коричневых чешуйках
в) зеленый цвет шишки с чешуйками
г) коричневый цвет шишки с чешуйками
Задал этот вопрос на упомянутом радиоэфире. Мнения слушателей
разделились между ответами точно поровну. Так и не узнал
тогда, какой же у нее правильный (полный) набор признаков,
у этой загадочной женской шишки сосны...
Может, высоколобые читатели «Новой газеты» ответят?
|