Сегодня на заседании правительства министр труда и социального
развития Александр Починок должен зачитать новую концепцию
"Об отраслевых условиях оплаты в бюджетной сфере".
В соответствии с этим документом учителя из федерального
бюджета будут получать оклады не больше минимального размера
оплаты труда, то есть 600 рублей. Остальное должны доплачивать
регионы.
Таким образом, реформа образования оказывается под угрозой
срыва. Суть концепции Минтруда - упразднить единую тарифную
сетку бюджетников и ввести отраслевую оплату. Такое решение
было принято после заявления президента страны о проблемах
бюджетного федерализма. Минтруд отреагировал на слова президента,
однако получить конкретные комментарии от министерства не
удалось, поскольку министр до заседания правительства находился
в заграничной командировке, а без его визы никто комментариев
не давал.
По словам советника министра образования Анатолия Пинского,
новая система оплаты наносит удар по учителям, библиотекарям
и работникам культуры, то есть по работникам тех отраслей,
где внебюджетных средств нет совсем. По новой концепции,
в которую не вошел проект оплаты труда, предложенный Минобразования,
государство из федерального бюджета будет гарантировать
только оплату минимального размера. На данный момент МРОТ
составляет 450 рублей, а с 1 октября 2003 года будет 600
рублей, с этого же времени предполагается ввести новую оплату
труда. Платить непосредственно зарплату бюджетникам будут
регионы, если же говорить про учителей, то им начислять
зарплату должны будут учредители, то есть муниципалитеты,
у которых денег традиционно нет.
Главный аргумент Минтруда: в Германии, Канаде и США бюджетные
работники получают разные зарплаты - и ничего, хорошо живут.
Но в наших условиях, где 90% регионов находятся на дотации
от государства, по прогнозам господина Пинского, учителям,
и то не всем, будут начислять губернаторские надбавки, которые
в лучшем случае составят 50 рублей.
С концепцией Минтруда не согласен и комитет образования
и науки в Госдуме. По мнению председателя комитета Александра
Шишлова, любые реформы в системе оплаты труда бюджетников
не имеют смысла без решения главной проблемы школы - повышения
низкой зарплаты учителей: "В предлагаемой Минтрудом
реформе не учитываются интересы 6 миллионов российских бюджетников,
занятых в сфере образования". Введение данной концепции,
по словам депутата, не решит проблемы зарплаты учителя,
более того, поставит под угрозу единство образовательного
пространства.
По словам господина Шишлова, правительство не раз объявляло
образование одним из главных национальных приоритетов, но
данная концепция означает ревизию отношения к образованию,
фактический отказ от конституционных обязательств государства
в сфере образования. Неурегулированность межбюджетных отношений
и централизация доходов в федеральный бюджет не позволят
регионам ощутимо повысить зарплату педагогов. Это означает,
что у учителей, работающих в дотационных областях и республиках,
зарплата будет намного ниже, чем у их коллег в немногочисленных
регионах-донорах. Нет никаких гарантий даже сохранения нынешнего
уровня зарплаты.
По словам Александра Шишлова, комитет поддержал бы отказ
от единой тарифной сетки, если бы введение отраслевой оплаты
труда проводилось вместе с существенным увеличением бюджетного
финансирования при сохранении единой федеральной политики
в сфере образования, а не наоборот: "Нельзя разрывать
вопросы перехода к отраслевой системе оплаты труда и увеличения
средней заработной платы".
Реформа Минтруда ставит под угрозу реформу образования,
которая в том числе призвана создать единое образовательное
пространство. Зато с введением новой оплаты труда, отчитываясь
на правительстве, Минтруд сможет констатировать, что задолженностей
по зарплатам нет, обеспечить учителей минимальным окладом
государству пока под силу. Но модернизация образования,
о которой говорили последние два года, может пойти насмарку.
|