«Наш депутат никуда не годится! - раздраженно
заявила моя знакомая, живущая в питерских новостройках на
самом краю города. - Присылает то открытки к празднику,
то письма с просьбой избрать его еще раз. Лучше бы на эти
деньги по пакету гречки раздал, как в соседнем округе. Или
двор благоустроил. А он на халяву переизбираться хочет!..»
Разговоры о том, что «с паршивой овцы хоть
шерсти клок», и что такой-то депутат хороший, поскольку
«дает», а такой-то «плохой», поскольку «не дает», мне приходится
слышать все чаще и чаще. Все чаще и чаще депутаты воспринимаются
не как люди, должные принять необходимые для граждан законы,
а как раздатчики благ в одном отдельно взятом округе. Исходя
из этого, их и оценивают те, кто в основном и ходит на выборы
- пожилые и малообеспеченные граждане. И выстраиваются в
очереди в местах, где от имени депутатов раздают продуктовые
наборы по талонам, заботливо снабженным фамилией «благодетеля».
При этом как-то упускается из виду, что «благодетель» вовсе
не сам оплачивает эту «благотворительность» - как правило,
речь идет о социальной помощи, оказываемой за счет городского
бюджета. И с точно таким же «основанием» какой-нибудь депутат,
стремящийся во что бы то ни стало продлить свое пребывание
в Мариинском дворце еще на четыре года, мог бы снабдить
своей фамилией, например, ведомость выдачи зарплаты учителям,
врачам или милиционерам. Ведь расходы на их зарплату тоже
заложены в городской бюджет…
Между тем, перед нами - вовсе не благотворительность,
а одна из наиболее распространенных в последнее время «грязных
технологий».
И на прошлых выборах в ЗАКС - в декабре
1998 года - голоса доверчивых граждан скупались, что называется,
оптом и в розницу. В массовом порядке тиражировались обещания
бесплатных услуг - в частности, юридических, весьма привлекательных
для доверчивых граждан. В ряде округов кандидаты предлагали
гражданам заключить с ними некий «договор», согласно которому
кандидат в случае избрания обязывался выделить избирателю
200 рублей из своего будущего резервного фонда. Естественно,
происходила и раздача подарков, лекарств, продуктовых наборов
- в зависимости от финансовых возможностей кандидатов…
Ну, а на нынешних выборах процесс приобрел
прямо-таки массовый характер. С одной стороны, голоса «скупают»
некоторые депутаты, организовавшие у себя в округах своего
рода «конвейер» по выдаче «социальной помощи» (которую точнее
было бы назвать социальным подкупом). С другой стороны,
тем же занимаются некоторые из кандидатов, которые депутатами
не являются и доступа к утверждению бюджета не имеют, но
имеют собственные финансовые возможности.
Формы деятельности «подкупантов» не слишком
разнообразны, и в основном повторяют методы 1998 года. Доходит
до прямого «плагиата». Так, на Петроградской стороне в свое
время депутатом был избран Сергей Шевченко, создавший перед
этим некоммерческую организацию «АНО «Шевченко», занимавшуюся
бесплатной уборкой подъездов. Теперь Шевченко, в отношении
которого вынесен обвинительный приговор суда, и сложивший
свои полномочия, не баллотируется - но его преемником объявлен
президент банка, известного крайней близостью к городской
администрации. И все повторяется: по округу курсируют дворники,
представляющие то же самое «АНО», но теперь уже - носящее
имя банкира. А малоимущим гражданам, проживающим на Петроградской
стороне, рассылают письма от имени благотворительного фонда
«Адресная помощь», где после благодарностей в адрес Шевченко,
который ранее поддерживал фонд, сообщается, что «один из
крупнейших предпринимателей Петербурга и России взял фонд
под свое покровительство и будет нашим с вами кандидатом
в депутаты».
Заметим: избирательный закон, во-первых,
прямо запрещает благотворительным организациям участвовать
в предвыборной агитации, а во-вторых, рассматривает подобную
«помощь» во время кампании, как прямой подкуп избирателей,
за который положено снимать с выборов. Но окружная избирательная
комиссия почему-то не обращает на все это ни малейшего внимания.
Как и на массированную рекламу кандидата в СМИ (в том числе,
принадлежащих указанному банку) - при том, что до 8 ноября
эта реклама, как известно, строго запрещена…
Процитируем, однако, закон «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме».
И прочтем: строго запрещено «вручать
избирателям денежные средства, подарки и иные материальные
ценности, кроме как за выполнение организационной работы
(за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить
вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную
работу, в зависимости от итогов голосования или обещать
произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу
товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением
печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков,
специально изготовленных для избирательной кампании, предоставлять
услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать
на избирателей посредством обещаний передачи им денежных
средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том
числе по итогам голосования)».
Но дело - не только
в незаконности действий «подкупантов». Дело - в том, что
если на выборы придут, большей частью, те, чьи голоса купили
по сходной цене мешка с продуктами, и выберут тех, кто эти
голоса купил - не жалуйтесь тогда, уважаемые избиратели,
что за бюджетные (то есть, за ваши) деньги в Америке покупают
лампочки для школ по 50 долларов за штуку.
Не жалуйтесь, что
за миллион долларов продают принадлежащие городу (то есть,
вам) 40% акций «Гранд отеля «Европа», которые, по самым
приблизительным оценкам, стоят раз в двадцать больше. Не
жалуйтесь, что малы доплаты к заработной плате учителей
и врачей. Не жалуйтесь, что недостаточно денег выделяется
на школьное питание. Не жалуйтесь, что усиливается налоговое
бремя для малого бизнеса…
Почему не жалуйтесь?
Да потому, что среди «подкупантов» - именно те депутаты,
которых поддерживает городская администрация. Те, кто отказывается
голосовать за законы, против которых выступает Смольный
- устанавливающие доплаты «бюджетникам», увеличивающие расходы
на питание школьников, снижающие налоги, ограничивающие
произвол чиновников, гарантирующие учет мнения граждан при
решении вопросов о новом строительстве. Список можно продолжить
без труда.
Победить «подкупантов»
можно только одним путем: на выборы должны придти те, кто,
к сожалению, не всегда на них приходит.
Те, чей голос не
продается.
Иначе - не говорите
потом, что вас не предупредили…
|