Владимир Варфоломеев: Добрый день!
Сергей Митрохин:
Здравствуйте!
Владимир Варфоломеев: Новость, которая всколыхнула
весь московский журналистский корпус, политики об этом много
говорят – это сообщение "Интерфакса" со ссылкой
на источники в Кремле о том, что лидер вашей партии Г. Явлинский
скорее всего уйдет в правительство, что ему предложен высокий
пост председателя госкомитета по строительству. Комментарий,
который на этот момент поступили, довольно невнятные. Для
себя я так и не понял, действительно ли Явлинскому сделано
такое предложение, правда ли, что он уходит из парламента?
Сергей Митрохин: Нет, конечно, ничего подобного не было. Мы
имеем дело с очередной пиаровской компанией. Некоторым политическим
партиям не нравится позиция "Яблока" по реформе
электроэнергетики, в первую очередь, а так же наша позиция
по реформе ЖКХ, потому что мы отстаиваем не олигархический
вариант реформы, при котором собственность сосредотачивается
в руках узкого круга ограниченных людей, а за реформу для
населения, за структурные реформы, которые не ведут к росту
тарифов. Вот эта наша позиция не нравится, поэтому вбрасываются
такого рода слухи.
Владимир Варфоломеев: Я помню, около года назад были сообщения,
что Явлинский может быть назначен тем же председателем Госстроя,
летом текущего года – о том, что Явлинскому предложен пост
министра иностранных дел, сейчас вот это новое предложение.
Т.е. не было даже самого этого предложения?
Сергей Митрохин: Нет, никаких предложений не было. Я был бы
очень рад, если бы источник в Кремле сообщил, что правительство
готово отозвать из ГД поправку к закону "Об основах
жилищной политики", которая легитимизирует переход
к т.н. 100%-оплате услуг населением, что приведет к росту
тарифов в несколько раз. Вот таким слухам я был бы рад.
Но, к сожалению, те партии, которые ведут кампания против
"Яблока", как раз добиваются противоположных целей.
Владимир Варфоломеев: Но с другой стороны, "Яблоко",
наверное, было бы не против, чтобы ее представители могли
работать в правительстве? Тот же Госстрой. Тогда, наверное,
была бы подготовлена совсем другая концепция реформирования
ЖКХ.
Сергей Митрохин: Такой вопрос можно обсуждать, только имея
серьезные предложения. А т.к. предложений нет, то обсуждать
нечего.
Владимир Варфоломеев: Вы имеете в виду предложение о приглашении?
Сергей Митрохин: Да, о работе и в правительстве, и в экономическом
блоке правительства или в отдельных ведомствах. Когда такие
предложения будут, мы их будем рассматривать. Сейчас их
нет, и обсуждать пиаровские глупости мы считаем излишним.
Владимир Варфоломеев: Но "Яблоко" с порога не отвергает
саму возможность работы в кабинете министров?
Сергей Митрохин: Мы не отвергаем никаких возможностей делать
реальные дела и реализовать нашу программу. У нас их много.
Есть альтернативный бюджет, который направлен не на стагнацию
страны, а не ее развитие и экономический прорыв. Мы готовы
реализовать на экономических постах в правительстве нашу
концепцию бюджета, считаем, что это резко изменит ситуация
в стране и выведет страну на траекторию динамичного развития.
У нас есть своя программа по реформе армии, которая предполагает
скорейший переход на контрактную основу. Мы считаем, что
сегодня ситуация в армии такова, что только так можно решить
эту проблему, и никак иначе. Никакими паллиативами в виде
полугодового призыва решить это невозможно.
Владимир Варфоломеев: А какие основные претензии у "Яблока"
к предлагаемым изменениям в жилищном законодательстве, то,
что ГД будет рассматривать завтра, и Анвар Шамузафаров как
раз должен докладывать, если он останется на своем посту?
Сергей Митрохин: Самая главная претензия – это полный подрыв,
окончательный подрыв доверия населения к государству. В
той статье закона "Об основах жилищной политики",
куда правительство вносит поправку, до сих пор фигурирует
цифра 2008, как дата, когда должен произойти переход к т.н.
новой системе оплаты услуг населением. Т.е. государство
в 1993 году, когда принимался этот закон, сказало, что 100%-ной
оплаты не будет до 2008 года. Сегодня вдруг правительство,
власть говорит, что оно тогда ошибалось, и давайте введем
с 2003 года. Но мы считаем это просто циничным по отношению
к населению, к народу. Второе – закон реализует фискальную
реформу ЖКХ. Речь идет только о том, чтобы повышать тарифы.
Речи не идет о том, чтобы в ЖКХ что-то менялось. Например,
происходила демонополизация, устанавливался бы жесткий контроль
за тарифами коммунальных и общенациональных монополий. Сейчас
в этих тарифах сидит все, что угодно, и роскошные особняки,
и целые коттеджные поселки для коммунальных начальников,
и обширные парки автомобилей, и т.д. Никто не знает, как
образуются тарифы. Наша позиция заключается в том, что реформа
должна быть не фискальной, а структурной. Т.е. на первое
место должны быть поставлены все эти изменения, демонополизация,
прозрачность тарифов для монополий, стимулы для создания
товариществ собственников жилья и других формы коллективного
потребления услуг. На первое место должны быть поставлены
права граждан, в первую очередь, права потребителей коммунальных
услуг. А вот эти повышения тарифов, которых так желает правительство,
коммунальщики должна зарабатывать, коммунальные монополии
должны зарабатывать.
Владимир Варфоломеев: Но это совсем другой подход.
Сергей Митрохин: Да, другой подход, не просто взять и подарить
им повышение тарифов, а сначала увидеть, что они сделали
для того, чтобы это заслужить, потому что они не делают
ничего. Кстати, несколько дней назад демократическое совещание
приняло позицию "Яблока" по реформе ЖКХ, и центральный
пункт того заявления, которое было сделано, заключается
в том, что повышение тарифов недопустимо без конкретных
мероприятий по созданию конкурентной среды, по созданию
прозрачности монополий, по стимулированию товариществ собственников
жилья, по установке счетчиков и т.д. Кстати, о счетчиках.
Сегодня же получается полный абсурд. Правительство говорит
- население должно платить экономически обоснованную сумму
за услуги. Возникает вопрос: откуда возьмется эта экономически
обоснованная цифра? У нас в ЖКХ нет рынка, мы даже не знаем,
сколько услуг мы реально потребляем. И подсчета не ведется,
и никто ничего не делает для того, чтобы можно было хотя
б подсчитать. А после этого придут и скажут, что экономически
обоснованной является такая-то сумма, например, в 2 раза
больше, чем сейчас платит население. Скажут – это экономически
обосновано, потому что мы так решили…
Владимир Варфоломеев: Но извините, есть министерство по антимонопольной
политике, есть разные региональные энергетические компании,
которые в принципе следят за этим.
Сергей Митрохин: Вот вы по памяти назовите сейчас хотя бы одно
сильное решение министерства по антимонопольной политике.
Куда оно вмешалось и кому оно что запретило? Кроме того,
что касается всевозможных комиссий, надо же усвоить одну
простую вещь: они устанавливают тарифы административным
путем на основе предложений тех же самых коммунальных служб.
Рынка там никакого нет. Нас просто заставляют платить столько,
сколько прикажут монополисты. Все! И это единственный смысл
т.н. 100%-ной оплаты. Мы же говорим о том, что государство
сначала должно подготовить ЖКХ к переводу его на рыночные
условия и провести целый ряд комплексных мероприятий.
Владимир Варфоломеев: У нас уже, по-моему, лет 15 ведется разговор
об этом…
Сергей Митрохин: В том-то и дело, что ведутся именно разговоры,
а не сама подготовка.
Владимир Варфоломеев: Еще один вопрос. Правда ли, что сегодня
лидер вашей партии Григорий Явлинский встречается с Путиным?
Сергей Митрохин: У меня такой информации нет.
Владимир Варфоломеев: Появились однако такие сведения. Посмотрим,
как вечером дальше будут развиваться события. Большое спасибо!
В прямом эфире "Эха Москвы" был Сергей Митрохин,
заместитель председателя партии "Яблоко", депутат
ГД.
|