[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
ВСЕРОССИЙСКОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ

IV ЗАСЕДАНИЕ

Москва 21 октября 2002г
РЕШЕНИЕ
Всероссийского Демократического Совещания
по проблеме реформы жилищно-коммунального хозяйства

Необходимость жилищно-коммунальной реформы не вызывает сомнений. Сегодня жилищный фонд страны находится в удручающем состоянии. Растет его износ, а объем капитального ремонта составляет 2,5% от норматива. Аварийность сетей за десять лет увеличилась в 5-10 раз. В отдельных районах ситуация в жилищно-коммунальном комплексе обострена до предела.

Осознавая необходимость преобразований, Демократическое Совещание констатирует неудовлетворительное проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства в России.

«Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ», утвержденная Правительством в ноябре 2001 года, подвергается критике даже в самом Правительстве и требует безотлагательной корректировки. Налицо как несогласованность действий между федеральными ведомствами, ответственными за реформу, так и разное понимание смысла реформы в органах власти различных уровней и регионов.

Большая часть населения обоснованно опасается, что преобразования сведутся лишь к повышению цен на услуги, бюрократические препоны и очереди сделают недоступными адресные субсидии, а само проведение реформы в том виде, в котором она проходит сейчас, приведет к снижению уровня жизни.

Значительная часть населения, в первую очередь в регионах с суровым климатом и в городах, где вследствие спада производства люди лишились устойчивых источников доходов, рассматривает поддержку ЖКХ как СОЦИАЛЬНУЮ функцию государства и пока неспособно оплачивать услуги ЖКХ полностью.

Вместе с тем без поддержки реформы населением, без согласованных действий властей разных уровней, без понятного плана действий в этой жизненно важной сфере, преобразования вызывают сопротивление общества.

Главной целью реформы ЖКХ должно быть гарантированное и качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг при непременном снижении издержек и гарантированном выполнении взаимных обязательств поставщиков и потребителей услуг.

Основная причина тяжелого положения ЖКХ заключается в том, что в этой сфере по-прежнему сохраняется затратный принцип ценообразования, приводящий к раздуванию издержек, неэффективная система управления, препятствующая развитию конкуренции и привлечению ресурсов в отрасль. Отсутствует общественный контроль над тарифами естественных монополистов, контроль за количеством и качеством реально потребляемых услуг, отсутствуют юридически оформленные взаимные обязательства поставщиков и потребителей услуг.

Последние годы хронически не выполняло своих обязательств перед отраслью государство. Долги бюджетной сферы более чем вдвое превышают долги населения предприятиям ЖКХ. В свою очередь значительная часть предприятий ЖКХ являются должниками поставщиков электроэнергии, газа, воды, тепла. Предприятия-должники не могут быть привлекательны для инвестора, но главный должник - государство не дает ответа на вопрос о том, кто должен погасить эти долги. Органы местного самоуправления, на которых лежит ответственность перед людьми за деятельность ЖКХ, в ряде случаев лишены необходимой доходной базы.

Таким образом, бесконфликтная реформа возможна, если у каждого муниципалитета будут ресурсы на адресную помощь нуждающимся гражданам и одновременно будет решена проблема погашения долгов государства.

В противном случае монополисты всех уровней будут включать издержки на погашение долгов в свои тарифы для населения.

Комплексное решение проблем ЖКХ подразумевает осуществление следующих мер:

1. Создание правовой базы реформы, гарантирующей в полном объеме права граждан в жилищно-коммунальной сфере и проведение массовой просветительской кампании по разъяснению гражданам их прав.

2. Демонополизация ЖКХ и общественный контроль над естественными монополистами в сфере ЖКХ. Население, оставленное наедине с монополистами, не справится с задачами демонополизации без помощи государства.

Необходимо создание системы регулирования естественных монополий - механизма принятия компромиссных решений между поставщиками и потребителями услуг, для чего необходимо обеспечить участие общественных организаций потребителей в принятии решений по вопросам реформы ЖКХ и установлению тарифов.

Государство может стимулировать фактическое развитие конкурентного рынка в сфере ЖКХ, организовав конкурс на размещение заказа по обслуживанию государственных учреждений. Предлагая гражданам партнерство в столь трудной и жизненно важной реформе, государство должно показать пример цивилизованного поведения в условиях рынка.

Необходима фиксация тарифов на год, осуществляемая законодательными и представительными органами власти одновременно с принятием бюджета соответствующего уровня. Регулирующая роль государства состоит в создании резервных страховых фондов на случай резких колебаний цен на энергоносители на мировых рынках. Демократическое Совещание читает недопустимым изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги без осуществления правительством, региональными администрациями и муниципалитетами конкретных мероприятий, а именно:

  • обеспечение прозрачности тарифов на услуги, предоставляемые национальными и локальными монополиями, в том числе такими как РАО ЕЭС и ГАЗПРОМ;
  • стимулирование создания добровольных объединений граждан - потребителей услуг ЖКХ;
  • исключение из состава затрат всех непроизводительных расходов, не связанных напрямую с производственной деятельностью, в том числе долгов государства;
  • создание системы учета реальной стоимости и объема коммунальных услуг, потребляемых населением;
  • установлению взаимной ответственности производителей и потребителей услуг ЖКХ на основе договоров;
  • перевод существующих бюджетных субсидий организациям ЖКХ и льгот в денежные доходы населения;
  • разработка и публичное обсуждение программы, включающей:
    • создание конкурентного рынка в сфере ЖКХ;
    • подробный комплекс мер по осуществлению структурных реформ в субъектах федерации и муниципалитетах;
    • меры по реструктуризации долгов, накапливающихся в ЖКХ, прежде всего долгов, образующихся вследствие невыполнения государством своих обязательств перед бюджетной сферой, частными и государственными предприятиями.
    • выработку объективных критериев по формированию цивилизованного рынка, при достижении которых государство должно постепенно отказываться от административного управления системой ЖКХ.

3. Стимулирование создания на добровольной основе различных объединений граждан - потребителей услуг ЖКХ.

4. Создание доступной для граждан системы адресной социальной защиты - важнейшая составляющая реформы.

Помощь в оплате услуг ЖКХ должна оказываться тем, кто в ней реально нуждается. Система дотирования ЖКХ выгодна тем, кто имеет большую жилищную обеспеченность. Прекращение дотирования будет способствовать установлению социальной справедливости.

Внедрение системы специальных счетов граждан, на которые будут переводиться бюджетные жилищные субсидии, потребует учета региональных особенностей, компьютеризации, обучения населения обращению с новыми финансовыми документами, прозрачности бюджетного процесса. Подобная «жилищно-коммунальная революция» не может пройти гладко, однако вся эта работа должна быть проделана ДО того, как государство начнет снижать свое участие в дотировании ЖКХ.

В сфере социальной защиты населения необходимо:

  • заменить подавляющее большинство льгот на оплату коммунальных услуг соответствующей денежной компенсацией, которая должна предшествовать отмене льгот;
  • законодательно установить, что при начислении жилищных субсидий предельная доля в доходе семьи, расходуемая на оплату коммунальных услуг, должна зависеть от величины этого дохода, что особенно важно для малоимущих;
  • обеспечить соблюдение принципа «один человек - одно окно» при получении жилищной субсидии;
  • установить, что переход к полной оплате коммунальных услуг в первую очередь должен осуществляться за площадь, существенно превышающую социальную норму обеспеченности;
  • не допускать выселения с жилой площади граждан за задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг без решения суда;
  • поставить под федеральный контроль проведение реформы в регионах с большим отопительным сезоном.

Демократическое Совещание отмечает, что значительная часть перечисленных выше мер содержится в утвержденной Правительством Программе, однако на практике выполняются те из них, которые направлены на повышение доли населения в оплате услуг ЖКХ, что неизбежно приводит к социальному напряжению в обществе.

Перечень структурных преобразований, необходимых для повышения качества услуг, не подкреплен конкретными механизмами реализации, контрольными цифрами и планами их решения.

Мы выражаем несогласие с отсутствием гарантий от безудержного повышения тарифов естественными монополистами, с приватизацией предприятий ЖКХ до их демонополизации, с включением в тарифы задолженности прошлых лет, с переходом к полной оплате услуг для предприятий бюджетной сферы без гарантий соответствующего увеличения государственного финансирования бюджетных учреждений.

Мы выступаем за равные условия для производителей ЖКУ независимо от формы собственности, в первую очередь в сфере налогооблажения.

Необходимо утверждать Законом РФ единственный стандарт адресной помощи малоимущим. Регионы при проведении реформы ЖКХ, должны утверждать свои стандарты перехода к полной оплате коммунальных услуг с учетом местных особенностей. Правительство должно разработать методику расчета стандартов для регионов и муниципальных образований, имея в виду, что меры по переводу дотаций в денежные доходы граждан, а также иные меры социальной защиты должны предшествовать повышению доли населения в оплате услуг ЖКХ.

Необходимо отметить, что тактические ошибки при проведение реформы могут привести к росту преступности, ибо резкое повышение квартплаты может быть использовано криминальными структурами как средство незаконного завладения жилищем граждан.

Принципиально важна последовательность мероприятий при осуществлении модернизации и реформы ЖКХ. Любое решение о повышении тарифов на услуги в каждом регионе и муниципальном образовании должно быть увязано с выполнением конкретных действий по:

- установке приборов учета тепла,

- увеличению числа конкурирующих поставщиков услуг в сфере ЖКХ,

- обеспечению полной прозрачности тарифов монополистов,

- заключению реально работающих договоров между потребителями и поставщиками услуг.

На первом этапе реформ бюджетные деньги надо не изымать из системы ЖКХ, а заставить их работать на структурные изменения в этой системе. Необходимо перейти от аварийных ремонтов к планово-предупредительным, однако исключительно при условии предваряющей демонополизации структуры ЖКХ и обеспечении публичного контроля над проведением конкурсов и тендеров.

Демократическое Совещание призывает Правительство РФ и Государственную Думу РФ:

- разработать программу реструктуризации и погашения долгов, накопленных в сфере ЖКХ;

- разработать комплекс мер по обеспечению прозрачности тарифов национальных и локальных монополистов;

- сформулировать конкретные рекомендации и разработать нормативные документы для проведения структурных реформ в регионах,

- перевести на конкурсную основу все заказы на обслуживание государственных и муниципальных учреждений;

- запретить включение в ставки и тарифы оплаты жилищно-коммунальных услуг затрат, не связанных с фактическим потребления ресурсов каждым жителем.

Демократическое Совещание констатирует, что Правительство не справилось с проведением реформы ЖКХ.

Учитывая ошибки поспешных реформ предыдущих лет, Демократическое Совещание обращается к Президенту России В.В.Путину с предложениями:

- высказать публично свое отношение к деятельности Правительства по реформированию ЖКХ;

- учитывая, что реформа ЖКХ касается всех граждан страны, обеспечить широкое обсуждение ее хода в средствах массовой информации, включая 1-й и 2-й каналы телевидения, с участием представителей профсоюзов, обществ защиты прав потребителей, других общественных организаций и политических партий страны.

Демократическое Совещание рекомендует партиям, входящим в его состав и имеющим представительство в Государственной Думе, не поддерживать инициативы Правительства, направленные на реализацию фискальной реформы ЖКХ, и принять активное участие в работе над проектом Жилищного Кодекса РФ и иными законопроектами, необходимыми для реализации предложений Совещания.

От успеха реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, от состояния жизнеобеспечивающей инфраструктуры в решающей степени зависит судьба страны.

Москва, 21 октября 2002г

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

О проблеме реформы жилищно-коммунального хозяйства Заявление Всероссийского Демократического совещания. 21 октября 2002 г.

Раздел "Демократическое совещание"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]