Вчера в Государственной думе состоялись парламентские слушания "Содержание
стандарта общего образования".
Депутаты обсуждали самый острый вопрос модернизации образования
— чему учить.
Лейтмотивом выступлений всех причастных к рождению двухтомного
сочинения под названием "Проект федерального компонента
государственного образовательного стандарта общего образования"
был призыв не судить его строго, потому как это стандарт
переходного (на 5-7 лет) периода. Ярослав Кузьминов, ректор
Высшей школы экономики, он же председатель общественного
совета по обсуждению, даже назвал творение, которое стоило
государству 18 млн руб. и сил трехсот экспертов, стандартом
прошлого века. Может, оно и так, но хоть переходный, хоть
с массой противоречий и огрех, но нам без него никуда. Наука,
весь мир так эволюционировали в последнее время, что медлить
более нельзя: обновленное содержание образования должно
подготовить выпускника школы XXI века к жизни в условиях
глобализации и развития информационных технологий. Обновленное
содержание, как передавалось из уст в уста в кулуарах Думы,
не нравится ни министру, ни депутатам, ни даже самим авторам
стандарта. Но главное — маховик запустить. А окончательный
документ, как утешил замминистра образования Виктор Болотов,
будет очень сильно отличаться от того, что есть сейчас.
Кузьминов его поддержал, пообещав, что возглавляемый им
общественный совет проведет публичные слушания по каждому
предмету, вот тогда-то предметники и получат возможность
разобрать по косточкам содержание программ. Давний испытанный
прием: вы только примите, а уж мы-то потом обязательно все
исправим в лучшем виде!
Глава комитета ГД по образованию и науке Александр
Шишлов в самом начале слушаний тоже очень просил всех
приглашенных не увязнуть в дискуссии о содержании предметов,
которая развернулась в прессе:
— Если будем спорить, нужно или нет в программу по биологии
включать строение ланцетника, за деревьями леса не разглядим.
Мы должны смотреть крупнее — чему детей хотим научить.
Призыв Шишлова услышан не был. Всех упорно тянуло на конкретику.
Зампредседателя комитета по образованию и науке Олег Смолин
заявил, что мы должны безумству храбрых авторов стандарта
пропеть славу, но при этом и ужаснуться этому безумству.
По мнению Смолина, стандарт грешит явным идеологическим
перекосом в сторону западничества. Это угроза национальной
безопасности, так как еще до введения перекошенного стандарта
35% российских детей, как показывают опросы, не хотели бы
родиться и жить в России, 22% еще не определились, где бы
жить было хорошо.
Но чиновников это явно не страшит. Их страшит, что вовремя
не будет поставлена галочка — стандарт принят.
|