Правительство обмануло депутатов. В
присланном в Госдуму письме нет ответа, куда пойдут 345
млрд руб., выделяемых в бюджете на армию. Призывая голосовать
за бюджет, вице-премьер Алексей Кудрин обещал рассекретить
90% этой суммы. Не открыл и 10%. "Нам вернули то, что у
нас было до 1997 года", – сказал в интервью "Газете.Ru"
замглавы комитета по обороне Алексей
Арбатов.
За два дня до первого чтения
проекта бюджета-2003 Борис Немцов предупредил, что фракция
СПС будет голосовать против, если правительство не рассекретит
расходы на оборону - а это 365 млрд руб. и 16% всех государственных
расходов. Еще раньше депутаты "Яблока" внесли в Госдуму
предложение расширить доступный парламентариям перечень
расходов Минобороны с 128 до 850 позиций. Никаких ультиматумов
"Яблоко" не выдвигало, зато Немцов не ограничился публичными
угрозами. По сведениям "Газеты.Ru", 10 сентября он получил
аудиенцию в сочинской резиденции Владимира Путина и жаловался
президенту на Генштаб, который хочет безответно тратить
отпущенные ему 365 млрд.
Так или иначе, но в Белом доме отнеслись к ультиматуму СПС
серьезно. Вице-премьер Алексей Кудрин, представляя проект
бюджета, обещал депутатам прислать письмо и раскрыть в нем
90% оборонных расходов. По сведениям "Газеты.Ru", это письмо
уже дошло до Охотного ряда. Содержание его опять же держится
в тайне, хотя уже появились утечки из Минобороны, в которых
постатейно расписаны нужды армии (см. справку). Впрочем,
депутаты уже недовольны тем, что им прислали.
Правительство рассекретило никакие не 90%,
а меньше 10%. Такую же информацию депутаты без проблем получили
пять лет назад. Об этом в интервью "Газете.Ru" сообщил замглавы
комитета по обороне и член фракции "Яблоко" Алексей Арбатов.
- Это, собственно, никакой не подарок. Нам просто вернули
то, что уже было у нас до 1997 года. Никто не считал это
великим достижением. Наоборот, говорили, что надо идти дальше
и раскрывать его больше. Потому что военный бюджет - самая
большая расходная часть федерального бюджета. Такие огромные
деньги нужно выделять осознанно.
- Какие данные не должны раскрываться как государственная
тайна?
- В военной области есть только несколько секретов, которые
действительно являются военной тайной для противников. Относятся
они к техническим характеристикам определенных систем оружия,
к разрабатываемой тактике их применения, к оперативным планам
и перспективным научным разработкам. Это те данные, которые
секретны везде. Но при этом в любой демократической стране
сотни и даже тысячи наименований открыты для парламента
и общества, чтобы оно осознанно участвовало в выработке
политики в этой важнейшей части жизни государства и страны.
Те, кто не хотят поступиться монополией на
информацию, хотят сохранить монополию на принятие весьма
произвольных, зачастую ошибочных и совершенно необоснованных
решений.
В результате у нас в плачевном состоянии находятся вооруженные
силы, в полном тупике военная реформа. И мы теряем возможность
вести те переговоры, которые вели - с американцами по стратегическому
вооружению и с Европой по обычному вооружению. Я не говорю
уже о том, что своей засекреченной военной политикой мы
подрываем нашу безопасность.
- Почему раньше не только военные, но и гражданские министры
не хотели открывать расходы на армию?
- Тогда Минфин, который зажимал финансирование, стремясь
к хорошим макроэкономическим показателям, сопротивлялся
раскрытию этих данных. С заменой правительства и президента
ситуация поменялась. Теперь Минфин готов пойти на раскрытие
военных статей, но Минобороны этого не хочет.
Военные действуют по принципу "лучше меньше да лучше".
Меньше - в смысле денег, а лучше - в том смысле, что они
сами определяют, на что эти деньги потратить.
И за эту привилегию они стоят намертво.
- Изменится ли что-нибудь после того, как правительство
раскрыло перед депутатами несколько статей оборонных расходов?
- Конечно, те статьи, которые предполагается сейчас раскрыть,
лучше, чем ничего. Но на их основе тоже никакой вразумительной
картины о том, куда идет наша военная политика, каково
состояние наших вооруженных сил, получить невозможно.
Секретом остается даже показатель численности наших вооруженных
сил. Как же тут можно рассуждать о достаточном или недостаточном
количестве средств на денежное довольствие военнослужащим?
Отсутствует элементарная база, на основе которой можно
делать какой-то вывод.
Если вы посмотрите на американский бюджет,
то убедитесь, что они никакого секрета из этого не делают.
И, кстати, слабее от этого не становятся, а становятся только
сильнее. Парадокс состоит еще и в том, что за рубежом гораздо
больше официальной информации о наших вооруженных силах
и военных расходах, чем в самой России. Что само по себе
совершенно ясно показывает, почему и от кого в России закрывают
эту информацию. И что делается это ни в целях сохранения
военной тайны и ни ради безопасности государства.
- Кто может изменить такое положение вещей?
- Надежда на то, что в правительстве поймут, что нужно больше
раскрывать, а президент увидит, что военные иногда дают
неправильные советы. Ему нужно опираться на более широкий
круг экспертов, специалистов и депутатов. Чтобы были видны
альтернативные точки зрения. Потому что, когда решения принимаются
в узком кругу, они ведут нас к провалу в военной политике.
"Независимая газета" в среду опубликовала раздел "Национальная
оборона" из законопроекта о бюджете-2003, который ей удалось
достать из своих источников. "Газета.Ru" приводит эту утечку
целиком:
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ РАССЕКРЕЧИВАНИЮ РАСХОДОВ
МО РФ НА 2003 Г.
|
|
# п.п. |
|
Наименование статьи |
|
Сумма, руб. |
|
|
|
1 |
|
Строительство и содержание ВС РФ |
|
212485048,5 |
|
|
|
|
|
2 |
|
Ведомственные расходы на здравоохранение |
|
2245421,5 |
|
|
|
|
|
3 |
|
Центральные органы военного управления: |
|
1526516,90 |
|
|
|
|
|
|
|
- денежное довольствие военнослужащих |
|
1392200,00 |
|
|
|
|
|
|
|
- денежное содержание гражданского персонала |
|
134316,90 |
|
|
|
|
|
4 |
|
Обеспечение личного состава войск: |
|
141075770,40 |
|
|
|
|
|
|
|
- денежное довольствие военнослужащих |
|
66227200,00 |
|
|
|
|
|
|
|
- денежное содержание гражданского персонала |
|
44197194,40 |
|
|
|
|
|
5 |
|
Продовольственное обеспечение военнослужащих |
|
21166100,00 |
|
|
|
|
|
6 |
|
Вещевое обеспечение военнослужащих |
|
4730490,00 |
|
|
|
|
|
7 |
|
Боевая подготовка и материально-техническое
обеспечение войск |
|
55246544,10 |
|
|
|
|
|
8 |
|
Содержание, эксплуатация и текущий ремонт
вооружения, военной техники и имущества |
|
470874,90 |
|
|
|
|
|
9 |
|
Жилой фонд |
|
435000,00 |
|
|
|
|
|
10 |
|
Расходы военных (специальных) образовательных
учреждений |
|
32864,20 |
|
|
|
|
|
11 |
|
Страховые гарантии военнослужащим |
|
1137372,90 |
|
|
|
|
|
12 |
|
Обязательное государственное страхование жизни
и здоровья военнослужащих |
|
908937,80 |
|
|
|
|
|
13 |
|
Единовременные пособия в случае гибели (смерти)
или повреждения здоровья военнослужащих при исполнении
обязанностей военной службы |
|
228435,10 |
|
|
|
|
|
14 |
|
Расходы по реформированию системы комплектования
воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими
службу по контракту |
|
1200270,00 |
|
|
|
|
|
15 |
|
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой
подготовки |
|
834800,00 |
|
|
|
|
|
16 |
|
Обучение по программе подготовки офицеров
запаса на военных кафедрах |
|
50000,00 |
|
|
|