[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Виктория РАБОТНОВА, Борис ВИШНЕВСКИЙ
Молчание – знак несогласия
"Новая газета", 11 июля 2002 года


Конституционный Суд России 9 июля вынес решение, которое превращает для Владимира Яковлева в почти невыполнимую задачу возможность баллотироваться на третий срок. Если депутаты будущего ЗАКСа двумя третями голосов не изменят городской Устав – не позднее июня 2004 года в Петербурге будет новый губернатор.

Предыстория такова. В октябре 1999 года был принят федеральный закон "Об общих принципах организации представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации", где было четко прописано: занимать губернаторскую должность более двух сроков подряд нельзя. Почти сразу группа глав регионов, привыкших к своей принципиальной несменяемости, начала борьбу против указанной нормы. И – весьма успешную: в начале 2001 года, по предложению преданного "лужковца", депутата Георгия Бооса, Госдума приняла поправки к закону, согласно которым в "лимит" засчитывались лишь те сроки правления, на которые губернатор заступил на выборах, прошедших после октября 1999 года. В итоге Юрий Лужков, бессменно управляющий Москвой с лета 1992 года, а формально избиравшийся в первый раз мэром в июне 1996 года, начинал свой первый срок правления лишь с декабря 1999 года, и мог спокойно править до декабря 2007 года. Ну, а Владимир Яковлев, который впервые был избран питерским губернатором в том же июне 1996-го, начинал отсчитывать свой первый "зачетный" срок лишь с мая 2000 года – и, следовательно, мог оставаться на боевом посту до 2008 года…

Однако, весной 2002 года в КС пришел запрос депутатов Госдумы, которые полагали, что предоставление некоторым должностным лицам возможности избираться на третий срок нарушает принцип равенства граждан в осуществлении их конституционных прав. Высокий суд заседал с апреля по июль (злые московские языки, правда, говорят, что решение было вынесено быстро, но долго согласовывалось с президентской администрацией), и, наконец, огласил свой вердикт. Суть его такова: отсчет сроков пребывания глав субъектов на своих должностях должен все-таки начинаться с октября 1999 года. Но в тех субъектах Федерации, где в конституциях или уставах к этому моменту существовали нормы, ограничивающие пребывание губернаторов в своих должностях двумя сроками, местные законодатели наделялись правом самостоятельно решить вопрос, как следует исчислять указанные сроки – с 1999 года или с того момента, как эта норма появилась в региональном законодательстве.

Именно такая ситуация имеет место в Петербурге: в городском законодательстве запрет занимать губернаторскую должность более двух сроков подряд появился еще в апреле 1996 года – и был сформулирован в законе "О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга". Позднее, в январе 1998 года этот запрет был включен в Устав Санкт-Петербурга – до "Дня Икс", октября 1999 года оставалось более полутора лет. Таким образом, и в первый, и во второй раз Владимир Яковлев избирался губернатором по правилам, исключающим третью попытку.

Казалось бы, все ясно: без изменения Устава таким образом, чтобы было записано, что все сроки, отбытые до осени 1999 года, не идут "в зачет", Владимир Анатольевич не может избираться в третий раз. Но Владимир Яковлев, радостно улыбаясь, уверяет по всем федеральным и городским телеканалам, что никакого изменения городского Устава для его баллотировки на третий срок не требуется! Мол, "все, что не запрещено – разрешено". Большинство городских СМИ (одни – с радостью, другие – с сожалением) транслирует аналогичную точку зрения, говоря о том, что КС разрешил Яковлеву избираться еще раз.

Что же, придется несколько разочаровать губернатора и обратиться к первоисточнику. Специально для "Новой газеты", решение Конституционного Суда согласился прокомментировать судья КС (и его бывший председатель) Валерий ЗОРЬКИН. По его словам, ситуация совершенно однозначна, и не допускает двойного толкования:

- Если в каком-то регионе до октября 1999 года существовал запрет занимать должность губернатора более двух сроков подряд, это означает, что соответствующий субъект Российской Федерации воспользовался своим правом на "опережающее регулирование" - в отсутствие федерального закона, установил свои правила. После этого появился федеральный закон, где эти правила менялись – в частности, устанавливалось, что отсчет сроков, входящих в "лимит", начинается с первых выборов, прошедших после октября 1999 года. Две нормы вошли в определенное противоречие, и КС был вынужден это противоречие разрешать. Суд постановил, что норма федерального закона (в том числе, в редакции "поправки Бооса") не может иметь для субъектов Федерации обратной силы. Теперь у законодателей тех регионов, где еще до октября 1999 года был введен запрет занимать должность губернатора более двух сроков подряд, есть выбор между двумя вариантами. Первый вариант - действовать "по умолчанию", ничего не меняя в своих уставах. Это будет означать, что субъект Федерации "продлевает" действие своего запрета на период после октября 1999 года. В этом случае, если осенью 1999 года у какого-либо губернатора шел первый срок, он мог после этого избираться еще на один срок, но этот срок однозначно оказывается последним. Второй вариант - законодатели региона соглашаются с тем, что отсчет "зачетных" сроков надо осуществлять лишь после октября 1999 года, и тем самым меняют ранее установленную ими норму. Но в этом случае они обязаны соответствующим образом изменить устав субъекта Федерации, и сделать там прямую запись, на это указывающую. Так что, в данном случае "молчание – знак несогласия" с правом губернатора баллотироваться еще раз…

Такой же точки зрения на решение КС придерживается известный юрист, заместитель председателя думского комитета по государственному строительству Сергей Попов. По его мнению, прямым следствием этого решения будет крайнее обострение осенней кампании по выборам Законодательного Собрания. И с этим мнением трудно не согласиться.

Понятно, что в нынешнем составе городского парламента никак не наберется две трети депутатов, которые были бы готовы поддержать поправку в Устав, позволяющую Владимиру Яковлеву избираться в третий раз. Если в новом ЗАКСе, который изберут в декабре 2002 года, оппозиции удастся получить больше трети мандатов – вопрос о третьем сроке будет закрыт. И потому нынешней осенью все силы Смольного будут брошены на то, чтобы добиться нужного результата. Ресурсов жалеть не будут – слишком многое поставлено на карту…

Заметим, что в этой связи не случаен интерес к предстоящему изменению схемы избирательных округов ЗАКСа. Казалось бы, чисто технический вопрос, но при его решении можно так "перенарезать" округа неудобных для администрации депутатов, что четырехлетняя работа на территории пойдет псу под хвост, и кампанию придется начинать едва ли не с нуля. Новую схему, кстати, в Собрание внесут аккурат во время парламентских каникул, а утверждена она, по новому федеральному закону, должна быть еще до их окончания – в конце августа. Если депутаты не соберутся на внеочередное заседание для утверждения схемы – горизбирком, надежно контролируемый Смольным, утвердит ее своим решением. Со всеми вытекающими последствиями - как для сторонников губернатора, так и для оппозиции.

Иллюзий относительно предстоящей кампании по выборам ЗАКСа и раньше не питал никто. Теперь же, по всем прогнозам, она будет еще более жесткой и грязной, чем предыдущая…

"Новая газета", 11 июля 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис ВИШНЕВСКИЙ

Третий ЗАКС и третий срок Борис ВИШНЕВСКИЙ, "Известия", 10 июля 2002 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]