На закончившейся недавно весенне-летней
сессии Думы было рассмотрено немало важных налоговых законопроектов.
Мы попросили прокомментировать их заместителя председателя
думского Комитета по бюджету и налогам Михаила
Задорнова.
В отличие от прошлого года, когда Дума приняла немало
разумных решений, направленных на ослабление фискального
бремени, результаты работы последней сессии однозначно оценить
сложно. Хорошо, что продолжилась линия на доработку цельной
конструкции Налогового кодекса путем создания отдельных
его глав: по упрощенной системе налогообложения малого бизнеса,
по соглашениям о разделе продукции. Кроме того, депутаты
приняли решения об отмене со следующего года последнего
процента оборотных налогов, налога на покупку валюты, налога
на ценные бумаги. То есть продолжается отмена "вредных"
налогов. Тем самым тенденция сокращения налогового бремени
и числа налогов продолжается.
В то же время я бы не рискнул все изменения оценивать как
позитивные для налогоплательщиков. Многие из них принимались
по политическому заказу, а не в результате тщательной оценки
последствий для экономики. Наиболее характерный пример -
принятие главы по упрощенной системе налогообложения малого
бизнеса. Это было сделано по прямому президентскому указанию.
Напомню, что лидеры фракций центристской четверки шли на
встречу с президентом с одной позицией, а вышли - совершенно
с другой и в итоге поддержали правительственный законопроект.
Между тем, когда закон обсуждался на нашем комитете, все
были едины в том, что он не дает реальных послаблений малому
бизнесу. Комитет предлагал значительную часть малого бизнеса
перевести просто на патент, чтобы упростить ситуацию. Правительство
же, наоборот, пошло в сторону от патента к перерегистрации
и усложнению отчетности малых предприятий. Поняв, что политическое
решение центристской четверкой принято, комитет просто устранился
от внесения поправок для улучшения закона. Это была наша
принципиальная позиция: правительство должно отвечать за
последствия своих решений. Убежден, что предпринимателям
невыгодны те ограничения и ставки, которые содержит закон.
Он не создает никаких условий для легализации малого бизнеса,
который сейчас в большей части просто налоги не платит.
А самое неприятное - закон требует от малых предприятий
ведения полномасштабного бухгалтерского учета, что для многих
из них - вещь технически нереализуемая и весьма затратная.
Для большинства населения наиболее ощутимыми станут последствия
решений по увеличению акцизов на алкоголь, табак и бензин.
Но отразятся они на наших кошельках по-разному. Доля акцизов
на пиво и табак в цене этих изделий в России в 4 - 5 раз
ниже среднего европейского уровня. Конечно, людям от этого
не легче: все привыкли к тому, что у нас сигареты достаточно
дешевы. Но думаю, что как раз цены на табак (несмотря на
повышение акцизов на 70 процентов) и на пиво (повышение
на 25 процентов) вырастут в минимальной степени. Повышение
цены на пачку дорогих сигарет на рубль-полтора и дешевых
- на 50 - 60 копеек вряд ли кого-то серьезно напряжет. По
пиву также, думаю, средний рост цен будет в пределах 3 -
4 проц. Ведь эта отрасль очень высококонкурентная, и здесь
спрос диктует ограничения по цене.
Принято достаточно большое повышение акцизов на бензин,
дизельное топливо и моторные масла - на 45 процентов. Кроме
того, взимание акциза переносится с нефтеперерабатывающих
заводов, которых у нас в стране всего 2 - 3 десятка, на
последнего до розницы перепродавца. То есть на нефтебазы
- то звено, которое поставляет непосредственно на АЗС бензин.
И в силу того, что меняется вся система взимания акциза,
последствия до конца просчитать невозможно. Но для меня
является аксиомой то, что нефтяные компании постараются
сохранить свою рентабельность и в конечном счете переложить
все это повышение на потребителя. Причем переложат они не
в момент введения акциза, то есть с января будущего года,
а раньше. Мы уже наблюдаем этот процесс: реально цена на
бензин уже выросла на 15 процентов. Думаю, что еще процентов
10 - 15 нефтяники "отыграют" до конца года.
С другой стороны, в новой налоговой ситуации развернется
борьба между нефтяными компаниями, сегодняшними хозяевами
бензоколонок и местными властями за контроль над этими нефтебазами
и розницей. Этот процесс скорее всего будет способствовать
оздоровлению ситуации вокруг АЗС. Не секрет, что очень часто
бензозаправки контролирует криминальный бизнес, поскольку
это доступ к "живым" деньгам населения. И чем
больше будет интегрирована розница в нефтяные компании,
тем меньше будет криминала.
Замечу, что от всех вышеперечисленных налоговых нововведений
больше всего не повезло автомобилистам. Помимо того, что
придется все больше раскошеливаться на бензин, им еще предстоит
платить транспортный налог. Причем сумма его довольно ощутимая.
Для владельцев грузового транспорта и автобусов дополнительных
платежей в целом по России набегает примерно на 300 млн.
долларов. Что касается личных авто, то диапазон налогового
повышения колеблется примерно от 5-кратного для владельцев
"Жигулей" и до чуть ли не 50-кратного для владельцев
"Мерседеса" последней модели.
В настоящий момент достаточно очевидны необходимые дальнейшие
действия для продвижения налоговой реформы: речь идет о
снижении ставки налога на добавленную стоимость и единого
социального налога. Но пока правительство не готово поддержать
эти идеи, поэтому предстоит большая подготовительная работа.
В целом же моя оценка достаточно пессимистична: налоговая
реформа утратила четкость, направленность и этапность движения,
в ней проявляется все больше противоречивых импульсов.
|