Скверной традицией российского парламента стало "пожарное" рассмотрение вносимых правительством важнейших законов аккурат перед летними каникулами. По принципу "чего тут думать, трясти надо", когда не то, что проанализировать, но и внимательно прочесть объемный и сложный текст соответствующего законопроекта депутаты не успевают. Собственно, на это правительство и рассчитывает – в преддверии летних отпусков депутаты теряют бдительность и думают лишь о том, как бы побыстрее все "спихнуть". Последствия, между тем, оказываются грустными – и не столько для депутатов, сколько для избирателей.
Весьма показательный пример имел место только что – приняты изменения в Налоговый Кодекс, которые должны были скомпенсировать регионам потери, связанные с отменой с 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог. Что особенно актуально для Петербурга, где состояние дорог, несмотря на их непрерывный ремонт, остается скверным. Между тем, в 2002 году город получал 4.9 миллиардов рублей "дорожного налога" - сумма серьезная…
Как в мае сообщал "Санкт-Петербургский курьер", доходы от "дорожного" налога предполагалось заменить доходами, связанными с ростом акцизов на алкогольную продукцию (в том числе пиво), на табачные изделия, бензин и ГСМ, а также доходами, связанными с ростом земельного налога. Теперь эти планы окончательно реализованы в Налоговом Кодексе. Что же нас ждет?
Во-первых, как и планировалось, с 1 января 2003 года будут увеличены на 45% акцизы на бензин, дизельное топливо и автомобильные масла. Что, по самым скромным оценкам, увеличит цены на бензин на 20-25%. Сегодня самый "ходовой", 92-й бензин, продается на питерских заправках почти за 10 рублей за литр. Значит, будет продаваться по 12-13 рублей. Средней дальности поездка на дачу (150-200 километров в два конца) "встанет" примерно в 150 рублей.
Во-вторых, в 1.9 раза возрастут акцизы на табачные изделия. С точки зрения цен это не слишком тревожно – удорожание составит 1-2 рубля на пачку сигарет, которая сегодня стоит около 12 рублей. Тревожно другое: в планах правительства (уже озвученных на думском заседании заместителем министра финансов Сергеем Шаталовым) – с 2003 года полностью передать поступления от акцизов за табачные изделия в федеральный бюджет.
Сейчас эти акцизы полностью зачисляются в региональные бюджеты, и деньги это немалые: так, в Петербурге в 2001 году было собрано более 2 миллиардов рублей (около 4% доходов городского бюджета). Направление мыслей правительства понятно: легко собираемый и непрерывно растущий в объеме (к 2003 году в Петербурге прогнозируется рост этих поступлений до 5 миллиардов рублей) налог очень хочется забрать "наверх".
С категорическим протестом против очередной "централизации" выступило питерское Законодательное Собрание – 26 июня было приято специальное обращение к Государственной Думе, где говорится: "изъятие указанных доходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, которые несут основную нагрузку по обеспечению работы учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры, работы общественного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, недопустимо. Принятие этого предложения самым негативным образом скажется на решении социальных и экономических проблем регионов, увеличит социальную напряженность, снизит уровень жизни населения". Но прислушаются ли в Москве к Петербургу – неизвестно. К сожалению, главными идеологами все большего и большего "перетягивания" бюджетных денег из регионов в центр являются "московские петербуржцы" - министр финансов Алексей Кудрин, министр экономического развития Герман Греф и другие. Заметим, что упомянутые выше "бензиновые" акцизы уже сейчас полностью зачисляются в федеральный бюджет, так что каждая заправка питерской автомашины на питерской бензоколонке пополняет отнюдь не питерскую казну…
В-третьих, на 25% будут увеличены акцизы на алкогольные напитки (в том числе, на пиво). Правда, к серьезному росту цен это не приведет.
И, в-четвертых, в 1.8 раза будут увеличены ставки земельного налога.
Ну, а что же – с финансированием дорожного строительства? Как выяснилось, регионы (в том числе, и Петербург) элементарно "кинули". Когда изменения в Налоговый Кодекс принимались в первом чтении, правительство обещало депутатам, что 4% поступлений от налога на прибыль будет передано из федерального бюджета в бюджеты регионов. В применении к Петербургу, получалось, что 3.2 миллиарда рублей будут дополнительно поступать в городской бюджет. Конечно, меньше, чем город теряет от отмены "дорожного" налога – но хоть что-то. Но при втором чтении закона об изменении НК правительство, усилиями поддерживающих его фракций, настояло на том, что регионы получат только 1.5% налога на прибыль. Для Петербурга это означает получение "компенсации" лишь в размере 1.2 миллиарда рублей. "Дырка" - почти 4 миллиарда рублей. Придется или сокращать на эту сумму городские программы, или "замораживать" дорожные работы.
Правда, при осеннем обсуждении федерального бюджета нам обещают, что регионы получат половину от акцизов на бензин и ГСМ, а также весь земельный налог. Но, скорее всего, это обещание не будет выполнено. Вот когда надо отнять у регионов деньги – правительство стоит твердо. И вообще, как в притче о Ходже Насреддине, слово "На!" правительство понимает лучше, чем слово "Давай!"…
Борис Вишневский
|