Бюджетный комитет рекомендовал Думе одобрить правительственный
вариант главы Налогового кодекса "Система налогообложения
при выполнении соглашений о разделе продукции". Альтернативная
версия главы НК, внесенная большой группой депутатов и сенаторов
(в том числе "отцами" российского закона об СРП
"яблочниками" Алексеем
Михайловым и Алексеем
Мельниковым), будет снята на пленарном заседании Думы.
Таков удивительный итог спора о том, каким должен быть
режим налогообложения при выполнении СРП. В течение года
и депутаты, и эксперты говорили, что правительственная версия
приведет к отказу инвесторов заключать любые соглашения
с российским государством.
Однако шансов на принятие думской версии, как признают
ее авторы, не было. При том контроле над Думой, которая
есть у исполнительной власти, неугодный проект был бы легко
заблокирован. Понимая это, депутаты начали искать с правительством
компромисс. Правительство, в свою очередь, отнюдь не уверенное
в том, что его вариант наберет искомое число голосов (думский
проект подписан представителями практически всех объединений),
тоже не заинтересовано в лобовом законодательном столкновении.
К тому же в своем бюджетном послании президент поручил кабинету
до конца года принять налоговую главу по СРП. Результатом
компромисса, которого мучительно добивалась думская сторона,
стало вчерашнее решение комитета. При этом авторы думского
проекта сдали свою главу на определенных условиях. Первое
и главное требование, с которым согласился кабинет: в налоговой
главе должен быть дан закрытый перечень налогов для участников
СРП. Кроме того, должны быть прописаны механизмы, обеспечивающие
стабильность и неизменность налогообложения инвестора на
все время действия соглашения. Депутаты настояли также на
принципе полного возмещения капитальных вложений при выполнении
СРП, взамен предлагаемого правительством принципа амортизации.
Взамен думцам тоже пришлось пойти на ряд уступок. Они согласились
с переводом инвесторов, работающих на условиях СРП, на общий
порядок уплаты НДС, (сейчас они НДС не платят). Правда,
правительство согласилось рассмотреть возможность введения
ускоренного порядка возмещения НДС для работающих на условиях
СРП. Думцы также смирились с тем, что в перечень возмещаемых
инвестору расходов не будут включаться проценты, начисленные
на остаток не возмещенных ему затрат (так называемый аплифт).
Уже сейчас понятно, что компромиссная глава НК по СРП будет
далеко не идеальной. Впрочем, учитывая, что у компаний (прежде
всего нефтяных), которым этот закон адресован, нет единой
и четкой позиции, другой эта глава быть и не может. Повторяется
ситуация семилетней давности при принятии закона об СРП.
Большая часть инвесторов сначала настаивала на принятии
любого закона, а потом возмущалась его некачественностью.
Работающие в России иностранные компании (их позицию выражает
Нефтяной совещательный форум, PAF) год ругали правительственный
закон, уверяя, что не будут по нему работать, затем внезапно
стали убеждать Думу принять его. Как уверяют источники в
PAF, смена фронта связана с тем, что позицию этого органа
определяет компания Еххоn, работающая по проекту "Сахалин-1".
Эту компанию прежде всего интересует "дедушкина оговорка"
- стабильность налоговых правил для СРП, подписанных до
вступления главы НК в силу. Среди российских компаний и
вовсе полный разброд и шатание. Часть из них к проблеме
СРП равнодушна. Другие, например ЮКОС, последовательно борются
против этого режима, считая, что иностранцы должны вкладывать
деньги в российские недра, покупая акции наших компаний,
а не качая нефть на особых условиях. ТНК, разрабатывающая
Самотлор, разумеется, заинтересована в принятии привлекательной
налоговой главы.
При такой пестроте взглядов и интересов адресатов закона
только власти будут определять, какими станут налоговые
правила игры в СРП. Поскольку правительство всегда исходит
прежде всего из фискальных интересов, насколько либеральными
окажутся эти правила, будет зависеть исключительно от упорства
депутатов.
|