Законопроект "О противодействии экстремистской деятельности"
вчера был принят во втором чтении
По сложившейся "летней" привычке множество поправок
обсуждалось бегло и не совсем внимательно, а из-за этого
у многих депутатов осталось огромное количество вопросов
к проекту.
Первым делом парламентарии решили взяться за более точную
формулировку самого понятия "экстремизм". Например,
противодействие органам исполнительной власти отныне экстремизмом
считаться не будет. А деятельность организаций, СМИ и граждан
по планированию, организации, подготовке и совершению действий,
направленных на насильственное изменение основ конституционного
строя, - это уже политический экстремизм.
Голосовали за точную формулировку по фракциям, что само
по себе - беспрецедентный шаг для Думы. Причина одна: левые
и некоторые другие политические силы в Думе по-прежнему
опасаются, что документ станет мощным инструментом в деле
борьбы власти с политически оппозиционными партиями.
Взволнованных успокоил глава комитета по законодательству
Павел Крашенинников. Он заявил, что из-под действия документа
"выведены политические партии и СМИ в части приостановления
их действия. Теперь у противников принятия пакета нет возможности
утверждать, что он якобы направлен на борьбу с политической
оппозицией". Другими словами, все действия властей
в отношении оппозиционных СМИ и партий должны будут основываться
не на данном законе, а на законах о политических партиях
и о СМИ. Но даже если какую-то партию и признают экстремистской,
то решение о ее ликвидации будет принимать только суд.
Почти час спорили думцы о поправке, касающейся печатных
материалов экстремистского толка. Авторы проекта предлагают
привлекать к ответственности даже за хранение материалов,
предназначенных для публичного обнародования, что можно
трактовать весьма вольно, было бы желание у соответствующих
органов. Можно, например, прийти в партийный офис, подкинуть,
а затем и обнаружить несколько экстремистских статей, а
в итоге предъявить обвинения. А собирался ли кто-то эти
статьи публично обнародовать - это уже дело следствия. Единственное,
над чем депутаты не задумались, так это над списком литературы,
запрещенной к хранению, сбыту или публикации.
Впрочем, на творческие изыски Гитлера и других фашистских
лидеров запрет наложен однозначный, а вот как поступят с
другой экстремистской литературой, которой пруд пруди в
одном только столичном метро, или с сочинениями В.И.Ленина
(там ведь тоже есть призывы к революции), неизвестно.
Партии будут нести ответственность и за высказывания своих
лидеров. Законом предусмотрено, что если в течение пяти
дней с момента экстремистского заявления своего руководителя
партия публично не даст таковому оценку, то все признаки
экстремизма будут налицо. Забавно послушать после этого
господина Жириновского в прямом эфире, если очередной проигрыш
национальной сборной по футболу он вновь объяснит происками
одной конкретной нации.
Мнения экспертов
Мы перегибаем палку
К большому сожалению, в проекте делается разница между
партиями и общественными объединениями. Деятельность партии
будет приостанавливаться по судебному решению, а общественных
объединений - без судебного решения, хотя они также могут
участвовать в выборах. Существует проблема, связанная с
тем, что чиновники, в данной редакции документа, несут ответственность
за непринятие мер по противодействию экстремистской деятельности.
Вообще-то чиновники должны бы еще и работой своей непосредственной
заниматься, а здесь любого чиновника можно привлечь к ответственности
и уволить с работы только за то, что где-то произошло какое-то
экстремистское действие, а он не принял мер по его пресечению,
хотя это и не является его обязанностью.
Что касается материалов экстремистского толка, предназначенных
для публичного обнародования, то здесь ситуация странная.
Да, можно найти 10 брошюр и посчитать, что это - основание
для привлечения к ответственности. Я считаю, что мы здесь
все-таки перегибаем палку и идем по неправильному пути.
Александр Чуев,
зампредседателя комитета Госдумы по общественным объединениям
(фракция "Единство")
Учтено, увы, не все
Наша фракция добилась внесения ряда принципиальных поправок
в этот законопроект: сняты расширенные формулировки в определении
экстремистской деятельности, что не позволит или как минимум
сильно затруднит использование закона в качестве инструмента
политического давления на оппонентов действующей власти;
к экстремистским не могут быть отнесены призывы к "социальной
розни"; под запрет на использование подведена не только
нацистская символика, но и сходная с ней до степени смешения.
Таким образом, может быть подведена правовая база под запрет
символики фашиствующих групп, действующих на территории
России, которые чаще всего пользуются не "канонической",
а видоизмененной фашистской символикой.
К сожалению, была отклонена одна из важнейших поправок,
она касается правил приостановки деятельности общественных
объединений, подозреваемых в экстремистской деятельности.
Госдума сохранила прежнюю редакцию, согласно которой приостановка
деятельности общественной организации возможна по решению
регистрирующего органа. По мнению ряда депутатов "Яблока",
отклоненная поправка слишком принципиальна, и принятая редакция
делает неприемлемым законопроект в целом.
Сергей Митрохин,
депутат Госдумы (фракция "Яблоко")
|