[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
А.А. Лазаревский, А.Г. Сушкевич
эксперты фракции «ЯБЛОКО» Государственной Думы РФ
Послание президента
Чтобы люди стремились в Россию, а не из нее
«Финансы и кредит» № 9 (99), май 2002г., с.2-4
Главными темами ежегодного послания Пре­зидента РФ к Федеральному Собранию РФ были экономика и работа государственного аппарата. Главными потому, что от их решения зависит качество жизни людей и справедливое государствен­ное управление.

18 апреля Мраморный зал Кремля собрал тысячу слушателей - депутатов Государственной Думы РФ, членов Совета Федерации РФ, представителей правительства. Все они встали при появлении Президента РФ, а затем в течение почти часа его выступления внимательно и даже напряженно слушали. Благодаря прямой телетрансляции за всем действием наблюдали миллионы людей. У нас создалось впечатление, что стоявший на трибуне Президент РФ обращался не столько к залу, сколько ко всем россиянам. Интересно, что первой темой - вслед за перечислением немногих достижений - стала негативная оцен­ка громоздкого, неповоротливого, неэффективного государственного аппарата, порождающего разные формы административного произвола, блокирующего колоссальные возможности страны. Пикантность же была в том, что большая часть людей, сидевших в Мраморном зале, как раз и составляют этот самый «государственный аппарат», будучи частью государственной машины.

В. В. Путин честно сказал о проблемах, которые он, Президент РФ, не может решить без поддержки, поставил цели, помог заучить ключевое слово «конкуренция», обещал сохранить мир. Президентское обращение нельзя не поддержать (хоть это и звучит старомодно). Мы поддержим его по-новому, конструктивно, рассмотрев некоторые проблемы, которые упомянул глава государства.

Небольшие достижения

Среди достижений президент упомянул экономический рост, снижение безработицы, увеличение доходов граждан и числа студентов. Все это справедливо. Но вот средняя пенсия в стране превзошла прожиточный минимум лишь в первом квартале 2002 года. И только сами пенсионеры могут поведать, высока ли пенсия или все же низок тот «минимум». Безусловны успехи на законодательной ниве, принято много законов. Но возникают резонные вопросы: какой ценой они принимаются, и так ли уж хороши некоторые из этих законов? Распространено мнение о том, что Государственная Дума РФ превратилась в инструмент исполнительной власти. Оно подтвердилось буквально накануне президентского послания. Проект закона «О гражданстве Российской Федерации» между вторым и третьим чтением был изменен административным решением (исчезли льготы для нетрудоспособных родителей). А затем, несмотря на протесты меньшинства, закон послушно принят Государственной Думой РФ. Или Земельный кодекс РФ, отмеченный Президентом РФ среди достижений, хотя его рыночные нормы выборочны либо призрачны, а возможности для административного произвола, наоборот, беспредельны. Заслужил похвалы главы государства и пакет по пенсионной реформе. А ведь главный пенсионный чиновник ее и реформой-то не считает. Похоже, главная цель этой «реформы» - через подмену «социального обеспечения» на «пенсионное страхование» обеспечить чиновнику право управлять накопительной частью пенсии.

Недостатки

Достигнутое не удовлетворяет Президента РФ. Хотя тому есть и объективные причины - десятилетия стагнации и кризисов. По нашему мнению, столь же объективен и тот факт, что пра­вительство не выполнило задачи, которые Президент РФ ставил в предыдущем послании в сфере социальной политики. Законодательная база для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи не создана. Единая система медико-социального страхования не обеспечена полностью источниками финансирования. В социальной сфере не перешли от сметного прин­ципа к государственному заказу. При оказании социальных услуг условия для конкуренции государственных и негосударственных организаций не предвидятся. Яркий пример последнего показы­вает Пенсионный фонд РФ. Его руководитель «ложится костьми», чтобы не допустить к работе по формированию пенсий негосударственные пенсионные фонды.

Президент РФ посетовал, что часто «по пути» в Думу происходит скрытая ревизия первоначальных проектов, приводящая к искажению самой идеи. Можем рассказать, как это происходит. Один из авторов этих строк участвовал в подготовке правительственной концепции по развитию рынка недвижимости. Главная идея состояла в защите прав добросовестного приобретателя недвижимости. Для этого требуется формирование единого объекта, включающего участок и строение. Правительство включило в свой план на 2001 год задачу обеспечить передачу участков под строениями собственникам зданий. Но вопреки этому внесло в Государственную Думу РФ Земельный кодекс РФ, который «единый объект» разрывает. К тому же предложило выкупать участки под зданиями вместо их бесплатной передачи (в ходе дооформления прав собственности на здания). А главное - сохранило за чиновником право отказать в выкупе. Вместо «ускорения» получился тормоз развития рынка, инструмент для произвола и коррупции. Получается, что само правительство не готово покончить со «статусной» рентой взяток и отступных, которая представляет угрозу для общества и государства, как сказал Президент РФ еще в прошлогод­нем послании. Непоследовательные «реформаторы» с легкостью необыкновенной «сдают» принципиальные позиции, а потом убеждают нас в объективных причинах медленного экономического роста.

Что делать?

Самой необходимой задачей Президент РФ назвал модернизацию всей системы исполнительной власти, не приспособленной для решения стратегических задач. Сегодня чиновники по-прежнему пытаются финансово и административно подчинить себе предприятия. Но действительная обязанность государства - предоставлять публичные услуги, создавать условия для развития экономических свобод. Президент РФ потребовал четкой технологии разработки, принятия и испол­нения решений, сокращения государственных функций и собственности до необходимого минимума. Слова Президента РФ о неэффективности федеральных государственных унитарных предприятий (из 10 тыс. более 400 - банкроты) можно дополнить. Многие любимые и опекаемые сегодня чиновниками ГУПы благодаря привилегиям «снимают сливки» в бизнесе, разрушают конкуренцию, служат прикрытием взяточничества, превратились в часть системы административных барьеров. Но именно ограничение экономических свобод, по словам Президента РФ, блокирует развитие экономики и порождает коррупцию.

Эти слова главы государства более чем актуальны. Как не вспомнить обсуждаемый сейчас в Госсовете и Государственной Думе РФ правительственный законопроект об обороте сельхозземель, где приватизация участков отдается на откуп субъектам Федерации, государственные участки передаются в аренду безо всяких конкурсных процедур, а частная земля изымается без процедур судебных. Тут бы и реализовать на практике требование Президента РФ об исполнении стратегических решений, среди которых главное - выполнение норм Конституции РФ о защите прав граждан и едином рынке.

Экономическая свобода

Ключевая мысль послания Президента РФ - необходимость экономической свободы как предпосылки развития. Именно этой задаче служит налоговая политика (норма о 13%-м подоходном налоге пересмотру не подлежит), а также меры, предложенные главой государства в сфере местного самоуправления, малого бизнеса, в реформе ЖКХ, по поддержке науки и по вступлению в ВТО.

По нашему мнению, как настоящий прорыв следует оценить «поднятое на щит» местное самоуправление, которому федеральная власть раньше практически не уделяла внимания. Эти слова Президента РФ можно расценить и как его самокритику: прежде подразделение администрации, отвечавшее за местное самоуправление, было сокращено до минимума. В.В.Путин сказал, что без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти невозможно; именно на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью. А чтобы местное самоуправление заработало, у него должны быть соб­ственные источники формирования бюджета, в том числе - за счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иной недвижимости. Хотелось бы надеяться, что за этими сло­вами Президента РФ последуют дела правитель­ства: передача в собственность муниципальных образований земель в их границах (за исключением государственных и частных), переход от земельного налога и налога на имущество к муниципальному налогу на недвижимость на базе ее рыночной стоимости, создание муниципальных служб по налогообложению недвижимости. Кстати, все это - положения среднесрочной программы правительства на 2002 - 2004 годы. Надеемся, что к этому сроку число сторонников экономической свободы будет уже достаточно велико, чтобы проконтролировать исполнение программы.

Поддержка бизнеса
Ситуация с поддержкой предпринимательства рассмотрена Президентом РФ предельно критично: лишь «некоторые решения проблемы уже обозначены в ранее принятых актах по дебюрократизации». И это несмотря на вступление в силу в 2001 году инициированного правительством Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Надо изменить неразумные налоги, кото­рые «часто ставят наше предпринимательство не «на ноги», а «на уши»», как было с введением еди­ного социального налога. Президент РФ был вынужден сам предложить ряд практических мер для устранения избыточного административного контроля, в том числе и нестандартных. Например, расширить практику комплексного страхования ответственности (очевидно, предполагая страхованием заместить часть функций государственного надзора), освободить малые предприятия от проверок в первые три года их работы. Для выхода наукоемкого российского производства на мировой рынок президент инициировал развитие российского венчурного капитала и вовлечение нашей науки в мировой рынок научных продуктов и услуг.

Откровенно говоря, заряжающие энтузиазмом слова Президента РФ резко контрастируют с их воплощением в практической деятельности правительства. Вызывает сомнение возможность аппарата модернизировать систему исполнительной власти - то есть самое себя. По нашему мнению, единственный спо­соб заставить власть работать эффективно это сделать ее более открытой для публичного контроля, для критики. Предложенные Президентом РФ меры (установить законом перечень информации, которую государственные органы должны делать публично доступной) необходимы, но, видимо, недостаточны. Нужны постоянный диалог государства и общества, не «управляемая», а настоящая демократия, гарантирующая от засилья серости в высоких собраниях, реальное разделение властей и свобода слова. Только тогда можно рассчитывать, что все сказанное Президентом РФ и поддержанное людьми будет выполнено.

В.В. Путин завершил свое Послание словами о главной цели: надо, чтобы люди стремились в Россию, а не из нее. Это очень ёмкое определение не только стратегической цели, но, возможно, и будущей роли России в мире. Выбор человека - точнейший общий показатель того, где жизнь устроена хорошо и правильно. И если люди, имея свободный выбор, делают его в пользу России, значит, она этого достойна.

«Финансы и кредит» № 9 (99), май 2002г., с.2-4

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Андрей Лазаревский, эксперт объединения "Яблоко" Кодекс обещаний "Ведомости" от 27 cентября 2001

Андрей Лазаревский, Пенсионное ханство Ведомости, 16.05.2002

Андрей Лазаревский, Алексей Сушкевич, Наизнанку и вверх ногами. Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта, 6 марта 2002 года

Аграрная политика

Социальная политика

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]