На сегодня в Думе запланировано рассмотрение пакета
законопроектов об обороте земель сельхозназначения. Несмотря
на то, что во всех проектах гражданский оборот участков
декларируется либо подразумевается, он обставлен такими
условиями, которые закрепляют в России фактически феодальное
землевладение.
Андрей Лазаревский,
эксперт Российской демократической партии "ЯБЛОКО",
специально для "Финансовых Известий"
Булку с изюмом придумал поставщик императорского двора
кондитер Филиппов, когда в его хлебе нашли таракана. Каждый
из семи законопроектов, представленных сегодня в Думе, содержит
в себе массу "тараканов" -- норм, которые делают
их абсолютно "несъедобными" рыночным организмом.
95 лет назад 10 мая 1907 года Петр Столыпин в известном
докладе сказал о собственности крестьянина на земельный
надел. Тогда слово не разошлось с делом: неэффективное общинное
землевладение реформировалось, к 1913 году производство
хлебов в стране выросло на треть. По развитию сельской кооперации
Россия заняла второе после Германии место в мире, и первое
– по экспорту зерна.
Сегодня в России земли сельскохозяйственного назначения
занимают 406 млн га. Мы располагаем 55% мирового чернозема.
Потенциал земельных ресурсов России оценивается зарубежными
экономистами в $5 триллионов. Сельхозземли России используются
неэффективно. За десять лет реформ из сельхозоборота выпало
около 18 млн гектаров. Причина -- отсутствие полноценной
собственности на участок, запрет его оборота. На недавнем
заседании Госсовета президент России говорил о том, что
"закон должен защищать право крестьян самим распоряжаться
своей землей". Что же предлагается для рассмотрения
в Госдуме? Проект СПС из трёх статей, правительственный
проект, который рассматривают как основной и пять проектов,
написанных, так сказать, одним "аграрным" языком
(пронумеруем их для удобства): проект № 1 -- Г.В.Кулика,
№ 2 -- А.Г.Пузановского, №3 -- Н.М.Харитонова, № 4
-- А.В.Четверикова и № 5 -- П.Т.Бурдукова (называем
только имена "идеологов" проектов). Эти проекты
совпадают на 70-80%, но в каждом есть и собственные "изюминки"
(см. бокс).
Суть "аграрных" проектов это попытка в ущерб
экономике ввести ограничения оборота участков и земельных
долей, создать условия для их концентрации, для откровенного
передела земельной собственности в пользу некоторых сельхозорганизаций
-- бывших колхозов и совхозов, а также чиновников.
Проект СПС просто объявляет, что оборот земель сельскохозяйственного
назначения "регулируется Конституцией РФ. .. ".
Это могло бы решить базовую проблему, если бы не продолжение
". .. и законами субъектов РФ". Последнее разрушает
правовые основы единого рынка и противоречит Конституции.
Позитив правительственного проекта -- декларация о свободном
обороте сельхозучастков и земельных долей. Однако его недостатки
сводят эту декларацию "на нет". Так, субъекты
РФ в отношении любого частного участка сельскохозназначения
наделяются правом преимущественной покупки. Это означает,
что администрация получает правомочия со-собственника в
отношении всех существующих в стране частных участков сельхозназначения.
Такие нормы ограничивают права собственников участков, создают
возможность для административного произвола, увеличивают
временные и финансовые издержки при совершении сделок,
делают ненадёжными права любого покупателя участка.
Приватизация участков осуществляется с момента, установленного
законом субъекта РФ. Такое "допущение" противоречит
конституционным положениям о защите прав и свобод человека
и гражданина как высшей ценности, об установлении правовых
основ единого рынка и единстве экономического пространства,
о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности.
Государственные (муниципальные) участки передаются в аренду
безо всяких конкурсных процедур, что нанесёт ущерб бюджетам
и создаст условия для коррупции.
Вводится внесудебное лишение участка у собственника
-- "по правилам для принудительного прекращения
прав ... лиц, не являющихся его собственниками".
Предпринята попытка "исправить" понятие земельной
доли за счёт ущемления прав миллионов граждан. Существующие
договорные отношения аренды земельной доли подменяются на
отношения доверительного управления. При жёстком 2-летнем
сроке, отведённом для выдела участков в счёт земельной доли,
не устанавливается механизмов для выдела участков на местности,
которые могли бы гарантировать права собственников земельных
долей. Это создаёт условия для национализации земли в ущерб
гражданам. Порядок владения и пользования земельным участком
будет определяться большинством голосов на собрании "независимо
от числа явившихся участников долевой собственности".
Такая схема поможет руководителям "материнской"
сельхозорганизации принимать произвольные решения.
Согласно проекту максимальная площадь сельскохозугодий
в собственности одного лица, расположенных на территории
одного района устанавливается законом субъекта Российской
Федерации, но не менее 35% общей площади сельхозугодий в
границах района. На практике это означает, что максимальные
размеры будут не менее 10-100 тысяч га -- в зависимости
от размера района. Зарубежный опыт и российская практика
показывают, что эффективно использовать такие площади невозможно.
Очевидно, что такой "потолок" установлен в интересах
бывших колхозов и совхозов, которые занимают участки в 5000
га и более. У этих российских "латифундистов"
с сотнями работников производительность втрое меньше, чем
на небольших (в несколько десятков га) частных фермах Западной
Европы.
Проект вводит запрет собственности на участки сельскохозяйственного
назначения для иностранных граждан и иностранных юридических
лиц, в капитале которых доля иностранцев составляет более
50%. Эта норма блокирует прямые зарубежные инвестиции в
сельское хозяйство, "отрезая" возможность привлечения
сюда серьёзных долгосрочных инвесторов.
Прогноз (дождь)
Для приведения правительственного проекта в удобоваримый
вид нужна его очень серьёзная чистка от "тараканов".
Если это не будет сделано, то России грозит увековечивание
феодально-бюрократического землевладения. Хотя остаётся
еще шанс изготовить добротную "филиповскую булку".
Список аграрных «изюминок»
Субъекты РФ не вправе вводить частную собственность на сельскохозяйственные
земли "впредь до изучения опыта действия настоящего
закона" (проект № 5). Для приобретателей участков
установлены квалификационные требования: специальное образование,
опыт работы, а для юр. лиц -- сельхозпроизводство как
основной вид деятельности. Тем, кто впервые приобретает
участок, он передаётся в собственность только после 10-15
лет аренды (проекты №№ 3,4). Иностранцам участки
передаются только в аренду. "Забиты" долгосрочные
ограничения на приватизацию: за 5 лет -- не более 30%
площади района, за 50 лет -- не более 50% (№ 4).
Многие нормы напрямую "топят" ипотеку: при дефолте
в торгах участвуют только участники общей долевой собственности
(№ 4). Создаётся государственный земельный банк-"субандеррайтер"
-- для манипуляций с гарантированием всех сделок по залогу
сельхозземель и управлением бюджетными средствами (№ 2).
Просматривается попытка превратить сельхоз. организацию
либо сообщество "участников общей долевой собственности"
в подобие крестьянской общины XIX века. Сельхозорганизации
наделяются административными полномочиями при распоряжении
собственниками их земельными долями (№ 1). В их собственность
обращаются земельные доли "отказников"; решение
принимаются сходом, утверждающим местоположение земельной
доли, которое может меняться раз в три года (№ 4).
Вводится внесудебное изъятие участка при "неуведомлении"
в месячный срок о его использовании (№ 4), а земельных
долей -- при отказе от распоряжения ею в трёхмесячный
срок (№ 1). Конфискуются участки, не используемые
в течение 2-3 лет, в.ч. если сенокосы "закочкариваются"
и распространяются вредители (№ 1). Установлены жестокие
ограничения прав граждан и организаций: "самоустранение"
от владения, пользования и распоряжения участком или земельной
долей в течение трёх лет приравнивается к отказу от прав
на участок (№ 4). Право первоочередной покупки
присваивается арендатору, владельцу соседнего участка
и даже всем хозяйствам, расположенным в данном районе
(№ 5). Вводится множество ограничений свободы договора:
привязка цены сделки к административно устанавливаемой
кадастровой стоимости, фактические запреты в части мены
участков, дарения; изменение порядка наследования с возможностью
конфискацией земельной доли в пользу органа местного самоуправления.
Лица, не использующие участок, обязаны возместить субъекту
РФ стоимость неполученного урожая, среднего для данного
района (№ 5). Для борьбы с "латифундизмом"
устанавливаются предельные размеры участков для всех покупателей
(но не для существующих сельскохозяйственных организаций).
Создаётся исключаемый из оборота и из общего законодательства
страны государственный фонд земель сельскохозяйственного
назначения (№ 2).
|