Одна из целей настоящей акции – добиться «разделения
властей». Их у нас очень много, причем все они ветвистые,
так что трудно понять, какой именно властный «сучок» занимается
надругательством над нашими гражданскими правами. И какие
«ветви» своими листьями прикрывают все безобразия «реформаторов».
Поэтому мы ждем ответов на наши публикации от всех без исключения
ветвей, сучков, структур и контор власти. Чтобы хотя бы
просто разделить властный бурелом на «дикие» и «культурные»
побеги. Или хотя бы «окультуренные» российской демократией.
Первой на наш призыв откликнулась думская фракция «ЯБЛОКО»,
и сегодня мы публикуем замечания этой партии к предложенному
в № 19 «Новой газеты» нашему собственному проекту коммунальной
реформы. А также присваиваем думской фракции «ЯБЛОКА» звание
«культурных представителей законодательной власти».
Последнее десятилетие все реформы в нашей стране проводились
так: сначала что-то обещают, затем отнимают то, что есть,
потом об обещанном забывают. Правительственная реформа ЖКХ
— не исключение из этого правила. Государство снова залезет
к нам всем в карман, а взамен ничего не даст. Поражает цинично-фискальный
характер реформы. Ясный ответ дается только на один вопрос:
когда отнимут деньги. Ответа на вопрос, когда повысится
качество услуг, искать в ней бесполезно.
Чтобы повысить качество, нужны масштабные структурные преобразования.
Частично в программе они перечислены; отсутствует только
одна «мелочь» – сроки и механизмы их осуществления. О сроках
речь заходит только там, где говорится об увеличении тарифов,
но график увеличения никак не увязывается с заданиями по
структурным реформам. Да и сами задания сформулированы в
общей форме, без контрольных цифр и конкретных планов реализации.
Вывод отсюда простой: платить мы будем больше, а услуги
лучше не станут.
«ЯБЛОКО» считает структурные преобразования абсолютным
приоритетом по отношению к фискальным целям. Такие преобразования
возможны только при активной роли государства (муниципалитетов),
особенно на начальных этапах реформы. В этот период бюджетные
деньги надо не изымать из системы ЖКХ, а заставить их работать
на структурные изменения в этой системе. Дотации должны
рассматриваться не как подачка иждивенцам, а как часть долга,
возникшего у государства за годы полного пренебрежения к
жилищно-коммунальной сфере.
Подробно наши инициативы изложены в программе РДП «ЯБЛОКО».
Перехожу к предложениям «Новой газеты».
1. Не всякая деятельность в ЖКХ является по природе монопольной.
В таких сферах, как благоустройство, уборка мусора, обслуживание
лифтов, техобслуживание, ремонт и др., могут и должны работать
конкурирующие подрядчики. Импульс конкуренции в этих сферах
может быть дан государством в случае, если оно примет закон
об обязательном размещении государственного и муниципального
заказа на коммунальные услуги на конкурсной основе. Такой
законопроект нами уже разрабатывается. При этом приватизация
коммунальных контор и служб, находящихся в муниципальной
собственности, возможна только после появления у них конкурентов.
Если же сделать наоборот, как предлагает правительство,
то мы получим новый класс коммунальных олигархов, которые
задушат любую конкуренцию. Над естественными монополиями
нужно установить жесткий контроль в форме ежегодного аудита,
результаты которого публиковать в доступных изданиях. Зарплата
на этих предприятиях должна устанавливаться органами власти.
Приватизировать их нельзя.
2. Согласен, что платить 100% можно, только зная, за что
платишь. Малоимущим — счетчик за счет бюджета. Установку
счетчиков поощрять снижением на определенный срок тарифов
при оплате соответствующей коммунальной услуги. Это – один
из примеров, показывающих, для чего нужно сохранять дотации
ЖКХ. Они должны стать инструментом решения структурных задач.
Трудно согласиться с тем, что «оплата услуг по нормативам
допускается только в добровольном порядке». А если гражданин
упорно отказывается устанавливать счетчик — даже бесплатно?
В этом случае нормативы должны ему вменяться в обязательном
порядке, иначе многие вообще перестанут платить.
3. Введение договорных отношений между потребителем и поставщиком
также должно быть одним из предварительных условий перехода
к полной оплате услуг. Проблему типового договора можно
решить и без ГПУ, где с ним будут возиться несколько лет.
«ЯБЛОКО» готово опубликовать в газете свой проект договора.
4. Предложение «распустить ТСЖ и ЖСК» не может нас устроить.
Делать этого нельзя ни в коем случае. Во-первых, это будет
грубым нарушением прав собственников. Во-вторых, эти объединения
нужны в первую очередь самим гражданам. Не каждый готов
тратить время и силы на одинокую борьбу (в том числе судебную!)
с ДЭЗами и ЖЭКами. Гораздо лучше, объединившись с этой целью,
выбрать в своем доме (нанять) управляющего, который будет
это делать профессионально.
Жилищные кооперативы и объединения домовладельцев действуют
во всех развитых странах и представляют собой важнейшую
часть гражданского общества. Только организованный потребитель
может контролировать поставщиков услуг и диктовать им свою
волю. Есть проблемы, которые индивидуальный плательщик вообще
не в силах решить. Например, обслуживание общего имущества
жителей дома (подъездов и прилегающих территорий). Выбор
наиболее выгодного подрядчика по целому ряду услуг (уборка
мусора, капремонт и т.д.) может совершить исключительно
коллективный потребитель. Он, между прочим, в состоянии
обойтись без посредничества ДЭЗов и ЖЭКов, прямо выходя
на подрядчиков и поставщиков.
Так что ТСЖ и ЖСК нужно не запрещать, а напротив, поощрять.
Сегодня они, кстати, находятся в худшем положении, чем обычные
потребители, так как лишены всех льгот. Поэтому «ЯБЛОКО»
выступает за уравнивание в правах коллективных и индивидуальных
потребителей услуг. Мы также считаем, что нужно поощрять
создание потребительских жилищных кооперативов, организованных
не по признаку собственности, а на основе общих интересов
при потреблении услуг.
5. Конкурсное назначение руководителей коммунальных служб
– правильная идея. Но применяться она должна только к муниципальным
предприятиям-монополистам. Во многих секторах ЖКХ конкуренция
возможна и должна приветствоваться. Не исключена она и между
управляющими компаниями. На территории одного района могут
работать две (и более) такие компании, конкурирующие за
потребителя путем повышения привлекательности предлагаемого
пакета услуг. Совершенно не обязательно, чтобы один ДЭЗ
занимался всем: и текущим обслуживанием, и капремонтом,
и реконструкцией сетей. В разных коммунальных секторах могут
действовать разные фирмы.
Не считая свои подходы к реформе истиной в последней инстанции,
мы готовы обсуждать их с читателями газеты. «ЯБЛОКО» уже
внесло в Государственную Думу ряд инициатив, направленных
на реализацию вышеизложенных идей. Эта работа продолжается.
Ваши предложения направляйте на мое имя в приемную «ЯБЛОКА»
— 121019, Москва, Новый Арбат, д. 21, эт. 18-й либо по электронному
адресу mitrokhin_ss@duma.gov.ru Уверен, что общими усилиями
мы заставим правительство провести коммунальную реформу
по-человечески.
Сергей МИТРОХИН, заместитель
председателя РДП «ЯБЛОКО»
25.03.2002
|