Об авторе: Сергей
Митрохин - депутат Государственной Думы, фракция "ЯБЛОКО".
Недавно Герман Греф сделал сенсационное заявление: перехода
на 100% оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)
не будет. Чиновники Госстроя, разработавшие программу модернизации
ЖКХ, на сенсацию никак не отреагировали. Да и зачем? Программу,
принятую правительством в ноябре прошлого года и требующую
перейти к 100% оплате в 2003 г., никто и не думал отменять.
Смысл любой программы заключается не столько в перечне
мероприятий, сколько в их последовательности, то есть что
сначала, а что потом. Госстрой отвечает на него однозначно.
Сначала граждане расстанутся со своими деньгами, начав платить
100% за тарифы и ставки, размеры которых увеличатся в 3-4
раза, - путем включения в них затрат на текущий и капитальный
ремонт, субсидии малоимущим, а также в силу отмены льготы
по НДС при оплате жилья и роста тарифов энергетических монополий.
Потом они в качестве компенсации за это получат "повышение
качества коммунальных услуг". Как говорится, утром
деньги, вечером - стулья. А где же гарантии получения "стульев",
то есть качества? Они в принципе несовместимы с сугубо фискальными
целями программы.
В программе Госстроя невозможно найти ответа на вопрос
о том, за что будут граждане платить столь большие суммы.
В отношениях между гражданами и коммунальщиками царит сегодня
полный абсурд. Первые не в состоянии измерить предоставляемые
им услуги по причине отсутствия индивидуальных и коллективных
приборов учета воды и тепла. Вторые выставляют гражданам
счета, основанные на умозрительных стандартах, разработкой
которых занимается армия чиновников на всех уровнях власти.
Поскольку стандарты скрыты от граждан дымовой завесой бюрократических
инструкций, у коммунальщиков возникают безграничные возможности
для разного рода приписок. Некоторым москвичам, ухитрившимся
установить в своих квартирах счетчики (вопреки яростному
сопротивлению коммунальных служб), удалось выяснить, что
разница между реальным и виртуальным объемом коммунального
"продукта" составляет от 200 до 400%!
Сегодня никто, в том числе и Минфин, не сможет ответить
на вопрос, какая часть консолидированного бюджета разбазаривается
только потому, что правительство не создало системы учета
и определения реальной стоимости коммунальных услуг. Не
сумев (и даже не попытавшись!) обуздать развращенного ею
же самой монополиста, власть оставляет наедине с ним население.
Гражданам предлагается решать задачи рационального хозяйствования,
с которыми не справилась власть. А для того чтобы у них
был стимул это делать, они должны больше платить. Сможет
ли вообще средний россиянин оплачивать "реформированные"
тарифы? За субсидиями придут только те, кто будет в состоянии
выдержать садистскую процедуру получения-предоставления
бесчисленных справок. Вместо ожидаемого правительством резкого
притока средств в ЖКХ может произойти резкий отток, так
как бюджетные деньги туда поступать перестанут, а количество
неплательщиков резко возрастет. Тем самым деградация ЖКХ
будет не остановлена, а ускорена.
Фискальный подход к реформе нуждается в срочном пересмотре.
Перестав платить дотации ЖКХ, власть быстро забудет о его
существовании. Надо установить мораторий на переход к полной
оплате услуг до 2008 г., как требует Закон "Об основах
жилищной политики". Очевидно, что ЖКХ наряду с образованием
и медициной является отраслью, чей коммерческий потенциал
должен сдерживаться социальными ограничениями. Бюджетные
деньги нужно не убирать из ЖКХ, а заставлять их работать
на структурные реформы. Эти деньги должны рассматриваться
не как подачка иждивенцам, а как возврат долга, возникшего
у государства за годы полного пренебрежения к коммунальной
сфере. Часть этого долга можно возвратить, вернув муниципальным
бюджетам - главным донорам ЖКХ - ряд региональных и федеральных
налогов, отнятых у них в последние годы.
На первом этапе должен быть заложен информационный и правовой
фундамент реформы. Нельзя повысить качество услуг, не выявив
их количество. Нужно четко определить и закрепить в законе
понятие и перечень ЖКУ, установив для каждой из них отдельную
норму оплаты потребителем. Создать систему их мониторинга
и определения реальной стоимости. Для этого поначалу достаточно
под контролем организованных потребителей выборочно установить
счетчики в нескольких домах в каждом городе. Данная мера
позволит выявить реальную стоимость услуг и сократить объем
приписок. В новом Жилищном кодексе свести в единую ясную
картину все жилищные права. Развернуть общероссийскую кампанию
по разъяснению жилищно-коммунальных прав граждан, особо
подчеркивая право отказа от оплаты ЖКУ в случае невыполнения
договоров.
Для регионов и городов сформулировать не фискальные, а
структурные задания. Такой-то процент счетчиков, кондоминиумов,
конкурирующих подрядчиков, аудиторских проверок (с публикацией
их результатов), жильцов, заключивших договора, - к таким-то
срокам. Создать систему фондов, в которые отчислять средства,
сэкономленные благодаря рационализации расходов на ЖКХ.
Гарантированную часть этих средств легально выплачивать
должностным лицам, добившимся такой экономии, а также главам
регионов и городов, выполняющих задания. Разработать механизм
государственного и муниципального заказа на ЖКУ, размещаемого
на конкурсной основе. Это даст импульс развитию конкуренции.
С целью облегчить выполнение заданий установить временные
льготы гражданам, платящим по счетчикам, а также организованным
потребителям (ТСЖ, ЖСК и др.), чтобы стимулировать их создание
в каждом доме. Надо понимать, что выбор подрядчика нельзя
сделать в одиночку; для этого требуется коллективное решение
жителей, возможное только в рамках кооператива. Таковы далеко
не все, а лишь минимально необходимые меры, предваряющие
переход к следующему этапу реформы, на котором возможна
полная оплата ряда ЖКУ в регионах, выполнивших основные
задания.
|