[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Митрохин
Утром качество, вечером - деньги.
Такой должна быть реформа ЖКХ. Но сегодня все наоборот
"Независимая газета", 20 марта 2002 г.

Об авторе: Сергей Митрохин - депутат Государственной Думы, фракция "ЯБЛОКО".

Недавно Герман Греф сделал сенсационное заявление: перехода на 100% оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) не будет. Чиновники Госстроя, разработавшие программу модернизации ЖКХ, на сенсацию никак не отреагировали. Да и зачем? Программу, принятую правительством в ноябре прошлого года и требующую перейти к 100% оплате в 2003 г., никто и не думал отменять.

Смысл любой программы заключается не столько в перечне мероприятий, сколько в их последовательности, то есть что сначала, а что потом. Госстрой отвечает на него однозначно. Сначала граждане расстанутся со своими деньгами, начав платить 100% за тарифы и ставки, размеры которых увеличатся в 3-4 раза, - путем включения в них затрат на текущий и капитальный ремонт, субсидии малоимущим, а также в силу отмены льготы по НДС при оплате жилья и роста тарифов энергетических монополий. Потом они в качестве компенсации за это получат "повышение качества коммунальных услуг". Как говорится, утром деньги, вечером - стулья. А где же гарантии получения "стульев", то есть качества? Они в принципе несовместимы с сугубо фискальными целями программы.

В программе Госстроя невозможно найти ответа на вопрос о том, за что будут граждане платить столь большие суммы. В отношениях между гражданами и коммунальщиками царит сегодня полный абсурд. Первые не в состоянии измерить предоставляемые им услуги по причине отсутствия индивидуальных и коллективных приборов учета воды и тепла. Вторые выставляют гражданам счета, основанные на умозрительных стандартах, разработкой которых занимается армия чиновников на всех уровнях власти. Поскольку стандарты скрыты от граждан дымовой завесой бюрократических инструкций, у коммунальщиков возникают безграничные возможности для разного рода приписок. Некоторым москвичам, ухитрившимся установить в своих квартирах счетчики (вопреки яростному сопротивлению коммунальных служб), удалось выяснить, что разница между реальным и виртуальным объемом коммунального "продукта" составляет от 200 до 400%!

Сегодня никто, в том числе и Минфин, не сможет ответить на вопрос, какая часть консолидированного бюджета разбазаривается только потому, что правительство не создало системы учета и определения реальной стоимости коммунальных услуг. Не сумев (и даже не попытавшись!) обуздать развращенного ею же самой монополиста, власть оставляет наедине с ним население. Гражданам предлагается решать задачи рационального хозяйствования, с которыми не справилась власть. А для того чтобы у них был стимул это делать, они должны больше платить. Сможет ли вообще средний россиянин оплачивать "реформированные" тарифы? За субсидиями придут только те, кто будет в состоянии выдержать садистскую процедуру получения-предоставления бесчисленных справок. Вместо ожидаемого правительством резкого притока средств в ЖКХ может произойти резкий отток, так как бюджетные деньги туда поступать перестанут, а количество неплательщиков резко возрастет. Тем самым деградация ЖКХ будет не остановлена, а ускорена.

Фискальный подход к реформе нуждается в срочном пересмотре. Перестав платить дотации ЖКХ, власть быстро забудет о его существовании. Надо установить мораторий на переход к полной оплате услуг до 2008 г., как требует Закон "Об основах жилищной политики". Очевидно, что ЖКХ наряду с образованием и медициной является отраслью, чей коммерческий потенциал должен сдерживаться социальными ограничениями. Бюджетные деньги нужно не убирать из ЖКХ, а заставлять их работать на структурные реформы. Эти деньги должны рассматриваться не как подачка иждивенцам, а как возврат долга, возникшего у государства за годы полного пренебрежения к коммунальной сфере. Часть этого долга можно возвратить, вернув муниципальным бюджетам - главным донорам ЖКХ - ряд региональных и федеральных налогов, отнятых у них в последние годы.

На первом этапе должен быть заложен информационный и правовой фундамент реформы. Нельзя повысить качество услуг, не выявив их количество. Нужно четко определить и закрепить в законе понятие и перечень ЖКУ, установив для каждой из них отдельную норму оплаты потребителем. Создать систему их мониторинга и определения реальной стоимости. Для этого поначалу достаточно под контролем организованных потребителей выборочно установить счетчики в нескольких домах в каждом городе. Данная мера позволит выявить реальную стоимость услуг и сократить объем приписок. В новом Жилищном кодексе свести в единую ясную картину все жилищные права. Развернуть общероссийскую кампанию по разъяснению жилищно-коммунальных прав граждан, особо подчеркивая право отказа от оплаты ЖКУ в случае невыполнения договоров.

Для регионов и городов сформулировать не фискальные, а структурные задания. Такой-то процент счетчиков, кондоминиумов, конкурирующих подрядчиков, аудиторских проверок (с публикацией их результатов), жильцов, заключивших договора, - к таким-то срокам. Создать систему фондов, в которые отчислять средства, сэкономленные благодаря рационализации расходов на ЖКХ. Гарантированную часть этих средств легально выплачивать должностным лицам, добившимся такой экономии, а также главам регионов и городов, выполняющих задания. Разработать механизм государственного и муниципального заказа на ЖКУ, размещаемого на конкурсной основе. Это даст импульс развитию конкуренции.

С целью облегчить выполнение заданий установить временные льготы гражданам, платящим по счетчикам, а также организованным потребителям (ТСЖ, ЖСК и др.), чтобы стимулировать их создание в каждом доме. Надо понимать, что выбор подрядчика нельзя сделать в одиночку; для этого требуется коллективное решение жителей, возможное только в рамках кооператива. Таковы далеко не все, а лишь минимально необходимые меры, предваряющие переход к следующему этапу реформы, на котором возможна полная оплата ряда ЖКУ в регионах, выполнивших основные задания.

"Независимая газета", 20 марта 2002 г.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин

Зампредседателя Госстроя Чернышов дезавуирует заявление Грефа - пресс-релиз 20 февраля 2002 г

По программе, предлагаемой Правительством, вся тяжесть проведения реформ ЖКХ ложится на население, считает депутат Госдумы Сергей Митрохин Росбалт, 19 февраля 2002 г.

Сергей Митрохин Модернизация или узаконенное ограбление? Выдержит ли Красноярский край реформу ЖКХ Красноярский рабочий, 12 февраля 2002 г.

"ЯБЛОКО" предлагает альтернативную концепцию реформы ЖКХ - пресс-релиз 24 января 2002

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]