[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Владимир Швейцер
Новый взгляд на старые ценности
Социал-демократы на рандеву с либерализмом
"Новое время", 17 марта 2002

Желание власти свести российскую многопартийность, по сути, к двухпартийной системе делает суперактуальным для партий поиск собственной политической ниши. Сегодня явными фаворитами являются национал-консерваторы из пропрезидентской "Единой России" и посткоммунисты из КПРФ. Какую-то часть политического спектра может занять консервативно-либеральный СПС. Абсолютно невостребованными остаются в своем чистом виде социал-демократические идеи. Да и либерализм правозащитного толка, свойственный раннему "Яблоку", в массах непопулярен. Отсюда и активный поиск новой системы координат. Тем более что сегодня в российском электорате далеко не все принимают на ура то, что предлагают фавориты нарождающейся российской многопартийности.

Два в одном

Пионерами программного бума среди социал-демократов стали "Яблоко" и СДПР Михаила Горбачева. Для "яблочников" их документ - продолжение уже многочисленных теоретических разработок, программа же Социал-демократической партии России появилась на свет вместе с учреждением самой СДПР. Обе партии, декларируя в качестве главной цели создание в России демократического, во всех смыслах этого слова, справедливого и гуманного общества, предлагают идти к нему, используя социаллиберальные принципы. Но и здесь есть отличия: если для "Яблока" принципы эти являются определяющими, то СДПР декларирует интеграцию общечеловеческих, социалдемократических и либеральных ценностей.

Российские адепты либерализма очевидно следуют веяниям, обозначившимся в европейском социал-демократическом движении. Наиболее заметная веха на этом пути - так называемый "Манифест Блэра - Шрёдера", в котором лидеры социал-демократии предлагали по-новому посмотреть на возможности использования как в теории, так и в политической практике идей рыночного либерализма. Однако они не нашли полного взаимопонимания в собственных рядах. Социалисты Франции, с которыми солидаризировались другие левые силы в рядах Социнтерна, категорически возражали против того, чтобы либеральные методы решения экономических проблем распространялись бы на всю гамму социальных и общественных отношений в интегрируемой Европе.

С другой стороны, социал-демократы были готовы учесть опыт тех, кого они считали прогрессивными либералами, прежде всего президента США Билла Клинтона, чей курс в решении социально-экономических проблем соответствовал такому клише. На состоявшейся встрече во Флоренции в конце 1999 г. лидеры социал-демократов не скупились на комплименты американскому варианту социал-либерализма, который в период успешно развивавшейся национальной экономики помог США осуществить некоторые действительно важные социальные программы. В то же время ни в Париже, ни во Флоренции социал-демократы так и не смогли решить, как конкретно американский опыт социального дирижизма в условиях либерального рынка может быть использован на этапе суперинтеграции Европы.

Мотивация поиска

Европеизм "Яблока", четко выраженный в "Демократическом манифесте", предполагает следование континентальной экономической модели, создание государства всеобщего благосостояния, "близкого по своим параметрам к европейским образцам". Он ставит и стратегическую задачу: "войти в качестве полноправного члена в Европейский союз и другие политические, экономические и оборонные европейские организации". Специальный раздел "яблочной" программы назван "Европейский путь России". У СДПР подобного рода континентализм никак не прослеживается, понятия "Европа", "европейский" отсутствуют. В то же время документ не оставляет сомнения в важности для СДПР внешнего фактора, причем не географического, а идейного.
Но при всей важности внешних обстоятельств не они определяют вектор программных поисков отечественных либералов и эсдеков. Определить свою нишу - это значит найти свой электорат. Кому адресованы программные установки социалистов-либералов?

Своим социальным адресатом обе программы называют средний класс. Однако понимают его по-разному. В контексте программы "Яблока" он лишь дополнение к основному социальному адресату - российской интеллигенции. Петербургский "яблочник" Михаил Амосов в брошюре, распространявшейся на январском (2002 г.) съезде партии, отнес к данной категории мелких и средних предпринимателей, хорошо оплачиваемых менеджеров, лиц свободных профессий. Социал-демократическая интерпретация, наоборот, причисляет к среднему классу людей наемного труда. "Именно они обучают, воспитывают и лечат людей, обеспечивают безопасность граждан, государства и общества. Эти граждане составляют основу "среднего класса России", - записано в Программе СДПР. Представители же малого и среднего бизнеса являются у эсдеков самостоятельной категорией, которая если пока еще не социальная база партии, то, во всяком случае, естественный союзник.

Социал-либеральная модель, при всех нюансах ее восприятия как на Западе, так и в России, содержит некое общее начало. Суть его в попытке установить связь между индивидуальными потребностями каждого гражданина и коллективизмом как феноменом общественных отношений. При этом индивидуализм отнюдь не равнозначен эгоизму, а коллективизм не тождественен социальной уравниловке. Эта идея зиждется на соответствующих формулировках того, что принято обозначать как основные ценности. И первой среди них обе программы называют свободу.

СДПР говорит о свободе выбора для каждой личности, ее индивидуальной ответственности перед обществом. Для "Яблока" свобода имеет вполне реальное толкование как свобода России, обеспечивающая благосостояние и безопасность своих граждан. Обе партии увязывают эту основную ценность с другой - справедливостью. Для "Яблока" идеалом справедливости является общество, не расколотое на преуспевающее меньшинство и страдающее от бедности большинство. Называется и третья основная ценность - равенство, трактуемое не только как равенство прав, но и как равенство возможностей для реализации индивидуальных способностей граждан. Социалдемократы, со своей стороны, считают справедливость синонимом равенства возможностей, при котором распределение общественных благ обусловлено трудом и способностями человека. При этом СДПР выступает против иждивенчества, незаслуженных привилегий и социального паразитизма.

Обе программы рассматривают и другой ценностный элемент - солидарность. Но если "Яблоко" лишь обозначает проблему социальной солидарности сильных и слабых граждан общества, то для СДПР солидарность выглядит эквивалентом взаимопомощи и взаимоответственности граждан, в том числе и в противоборстве злоупотреблениям власти и бизнеса. Однако бизнес осуждается лишь в своих крайних, своекорыстных проявлениях. В целом же ценностные установки СДПР вполне благоприятствуют частной собственности. Процитируем одно из ключевых положений программы: "Политику, направленную на развитие свободного предпринимательства в интересах широких слоев населения, мы называем социальным либерализмом". В такой оценке не расходится с российскими социал-демократами и "Демократический манифест": "Социальный либерализм XXI века ориентирован на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства".

На вооружение берется западный образец, где либералы прошли свою часть пути, признавая справедливость как эквивалент устремлений малообеспеченных граждан, а социал-демократы признали свободу несущей опорой экономического благополучия и развития общества. Солидарность в этой конструкции адекватна партнерству, связывающему в правовом государстве интересы всех граждан.

Шкала приоритетов

Российские приверженцы социал-либерализма отдают себе отчет в том, сколь разнятся задачи в сформировавшемся правовом государстве и социальной рыночной экономике Запада и в России. То, что сегодня на Западе данность, в российских условиях обозначается как цель. При этом теоретики российского социал-либерализма вполне осознают, что на уровне слов проблемы неплохо прописаны у их политических противников как справа, так и слева.

Например, только ленивый политик сейчас не говорит о важности формирования в России гражданского общества и построения социального государства. Социал-демократы особо отмечают, что это взаимосвязанные задачи. В таком же ключе высказывается и "Яблоко": "Социальный прогресс в России невозможен без ответственного общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах".

Одной из важных скреп гражданского общества и государства обе программы называют местное самоуправление. При этом "Яблоко" против различных форм административного и финансового давления на этот институт. Еще более радикально ставит вопрос СДПР, исходящая из принципа: "самоуправления - сколько возможно, государства - сколько необходимо". Здесь явно прослеживается влияние западноевропейских социалдемократических позиций, исторически опиравшихся в своей политике на инициативы снизу - от муниципалитетов и общин. "Европейский след" заметен и в подходе СДПР к социальному партнерству как "краеугольному камню" гражданского общества.

Социал-либералы выстраивают собственную шкалу приоритетов и во взаимоотношениях государства, общества и рынка. "Яблоко", хотя и одобряет активную роль государства в создании экономического порядка, однако дважды(!) указывает на то, что государство должно лишь ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, не принуждая и не диктуя им свою волю. Близкую точку зрения высказывает и СДПР: "...рынка должно быть сколько возможно, государства - сколько необходимо". Оба анализируемых нами документа отвергают либерально-консервативную точку зрения, согласно которой экономика является доминирующей основой общества. Для социалдемократов экономика - это "необходимое средство решения социальных проблем".

Шансы в XXI веке

Обнародование программ можно считать стартом социал-либерализма в России. Найдут ли эти идеи понимание? Это уже зависит не только от самих идей, их привлекательности, созвучия общественным настроениям. Все решит конкретная политическая деятельность, авторитет лидеров, умение чувствовать политический момент и потребности электората.


"Новое время", 17 марта 2002

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Демократический манифест Российской демократической партии "ЯБЛОКО"

Программа Российской Демократической партии "ЯБЛОКО"

ПУТЬ К СВОБОДЕ. Обращение Учредительного Съезда Российской демократической партии "ЯБЛОКО"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]