Желание власти свести российскую многопартийность, по сути,
к двухпартийной системе делает суперактуальным для партий
поиск собственной политической ниши. Сегодня явными фаворитами
являются национал-консерваторы из пропрезидентской "Единой
России" и посткоммунисты из КПРФ. Какую-то часть политического
спектра может занять консервативно-либеральный СПС. Абсолютно
невостребованными остаются в своем чистом виде социал-демократические
идеи. Да и либерализм правозащитного толка, свойственный
раннему "Яблоку", в массах непопулярен. Отсюда
и активный поиск новой системы координат. Тем более что
сегодня в российском электорате далеко не все принимают
на ура то, что предлагают фавориты нарождающейся российской
многопартийности.
Два в одном
Пионерами программного бума среди социал-демократов стали
"Яблоко" и СДПР Михаила Горбачева. Для "яблочников"
их документ - продолжение уже многочисленных теоретических
разработок, программа же Социал-демократической партии России
появилась на свет вместе с учреждением самой СДПР. Обе партии,
декларируя в качестве главной цели создание в России демократического,
во всех смыслах этого слова, справедливого и гуманного общества,
предлагают идти к нему, используя социаллиберальные принципы.
Но и здесь есть отличия: если для "Яблока" принципы
эти являются определяющими, то СДПР декларирует интеграцию
общечеловеческих, социалдемократических и либеральных ценностей.
Российские адепты либерализма очевидно следуют веяниям,
обозначившимся в европейском социал-демократическом движении.
Наиболее заметная веха на этом пути - так называемый "Манифест
Блэра - Шрёдера", в котором лидеры социал-демократии
предлагали по-новому посмотреть на возможности использования
как в теории, так и в политической практике идей рыночного
либерализма. Однако они не нашли полного взаимопонимания
в собственных рядах. Социалисты Франции, с которыми солидаризировались
другие левые силы в рядах Социнтерна, категорически возражали
против того, чтобы либеральные методы решения экономических
проблем распространялись бы на всю гамму социальных и общественных
отношений в интегрируемой Европе.
С другой стороны, социал-демократы были готовы учесть опыт
тех, кого они считали прогрессивными либералами, прежде
всего президента США Билла Клинтона, чей курс в решении
социально-экономических проблем соответствовал такому клише.
На состоявшейся встрече во Флоренции в конце 1999 г. лидеры
социал-демократов не скупились на комплименты американскому
варианту социал-либерализма, который в период успешно развивавшейся
национальной экономики помог США осуществить некоторые действительно
важные социальные программы. В то же время ни в Париже,
ни во Флоренции социал-демократы так и не смогли решить,
как конкретно американский опыт социального дирижизма в
условиях либерального рынка может быть использован на этапе
суперинтеграции Европы.
Мотивация поиска
Европеизм "Яблока", четко выраженный в "Демократическом
манифесте", предполагает следование континентальной
экономической модели, создание государства всеобщего благосостояния,
"близкого по своим параметрам к европейским образцам".
Он ставит и стратегическую задачу: "войти в качестве
полноправного члена в Европейский союз и другие политические,
экономические и оборонные европейские организации".
Специальный раздел "яблочной" программы назван
"Европейский путь России". У СДПР подобного рода
континентализм никак не прослеживается, понятия "Европа",
"европейский" отсутствуют. В то же время документ
не оставляет сомнения в важности для СДПР внешнего фактора,
причем не географического, а идейного.
Но при всей важности внешних обстоятельств не они определяют
вектор программных поисков отечественных либералов и эсдеков.
Определить свою нишу - это значит найти свой электорат.
Кому адресованы программные установки социалистов-либералов?
Своим социальным адресатом обе программы называют средний
класс. Однако понимают его по-разному. В контексте программы
"Яблока" он лишь дополнение к основному социальному
адресату - российской интеллигенции. Петербургский "яблочник"
Михаил
Амосов в брошюре, распространявшейся на январском (2002
г.) съезде партии, отнес к данной категории мелких и средних
предпринимателей, хорошо оплачиваемых менеджеров, лиц свободных
профессий. Социал-демократическая интерпретация, наоборот,
причисляет к среднему классу людей наемного труда. "Именно
они обучают, воспитывают и лечат людей, обеспечивают безопасность
граждан, государства и общества. Эти граждане составляют
основу "среднего класса России", - записано в
Программе СДПР. Представители же малого и среднего бизнеса
являются у эсдеков самостоятельной категорией, которая если
пока еще не социальная база партии, то, во всяком случае,
естественный союзник.
Социал-либеральная модель, при всех нюансах ее восприятия
как на Западе, так и в России, содержит некое общее начало.
Суть его в попытке установить связь между индивидуальными
потребностями каждого гражданина и коллективизмом как феноменом
общественных отношений. При этом индивидуализм отнюдь не
равнозначен эгоизму, а коллективизм не тождественен социальной
уравниловке. Эта идея зиждется на соответствующих формулировках
того, что принято обозначать как основные ценности. И первой
среди них обе программы называют свободу.
СДПР говорит о свободе выбора для каждой личности, ее
индивидуальной ответственности перед обществом. Для "Яблока"
свобода имеет вполне реальное толкование как свобода России,
обеспечивающая благосостояние и безопасность своих граждан.
Обе партии увязывают эту основную ценность с другой - справедливостью.
Для "Яблока" идеалом справедливости является общество,
не расколотое на преуспевающее меньшинство и страдающее
от бедности большинство. Называется и третья основная ценность
- равенство, трактуемое не только как равенство прав, но
и как равенство возможностей для реализации индивидуальных
способностей граждан. Социалдемократы, со своей стороны,
считают справедливость синонимом равенства возможностей,
при котором распределение общественных благ обусловлено
трудом и способностями человека. При этом СДПР выступает
против иждивенчества, незаслуженных привилегий и социального
паразитизма.
Обе программы рассматривают и другой ценностный элемент
- солидарность. Но если "Яблоко" лишь обозначает
проблему социальной солидарности сильных и слабых граждан
общества, то для СДПР солидарность выглядит эквивалентом
взаимопомощи и взаимоответственности граждан, в том числе
и в противоборстве злоупотреблениям власти и бизнеса. Однако
бизнес осуждается лишь в своих крайних, своекорыстных проявлениях.
В целом же ценностные установки СДПР вполне благоприятствуют
частной собственности. Процитируем одно из ключевых положений
программы: "Политику, направленную на развитие свободного
предпринимательства в интересах широких слоев населения,
мы называем социальным либерализмом". В такой оценке
не расходится с российскими социал-демократами и "Демократический
манифест": "Социальный либерализм XXI века ориентирован
на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан
России, а не только преуспевающего меньшинства".
На вооружение берется западный образец, где либералы прошли
свою часть пути, признавая справедливость как эквивалент
устремлений малообеспеченных граждан, а социал-демократы
признали свободу несущей опорой экономического благополучия
и развития общества. Солидарность в этой конструкции адекватна
партнерству, связывающему в правовом государстве интересы
всех граждан.
Шкала приоритетов
Российские приверженцы социал-либерализма отдают себе
отчет в том, сколь разнятся задачи в сформировавшемся правовом
государстве и социальной рыночной экономике Запада и в России.
То, что сегодня на Западе данность, в российских условиях
обозначается как цель. При этом теоретики российского социал-либерализма
вполне осознают, что на уровне слов проблемы неплохо прописаны
у их политических противников как справа, так и слева.
Например, только ленивый политик сейчас не говорит о важности
формирования в России гражданского общества и построения
социального государства. Социал-демократы особо отмечают,
что это взаимосвязанные задачи. В таком же ключе высказывается
и "Яблоко": "Социальный прогресс в России
невозможен без ответственного общества, умеющего критиковать
и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих
интересах".
Одной из важных скреп гражданского общества и государства
обе программы называют местное самоуправление. При этом
"Яблоко" против различных форм административного
и финансового давления на этот институт. Еще более радикально
ставит вопрос СДПР, исходящая из принципа: "самоуправления
- сколько возможно, государства - сколько необходимо".
Здесь явно прослеживается влияние западноевропейских социалдемократических
позиций, исторически опиравшихся в своей политике на инициативы
снизу - от муниципалитетов и общин. "Европейский след"
заметен и в подходе СДПР к социальному партнерству как "краеугольному
камню" гражданского общества.
Социал-либералы выстраивают собственную шкалу приоритетов
и во взаимоотношениях государства, общества и рынка. "Яблоко",
хотя и одобряет активную роль государства в создании экономического
порядка, однако дважды(!) указывает на то, что государство
должно лишь ориентировать свободный рынок на достижение
социальных целей, не принуждая и не диктуя им свою волю.
Близкую точку зрения высказывает и СДПР: "...рынка
должно быть сколько возможно, государства - сколько необходимо".
Оба анализируемых нами документа отвергают либерально-консервативную
точку зрения, согласно которой экономика является доминирующей
основой общества. Для социалдемократов экономика - это "необходимое
средство решения социальных проблем".
Шансы в XXI веке
Обнародование программ можно считать стартом социал-либерализма
в России. Найдут ли эти идеи понимание? Это уже зависит
не только от самих идей, их привлекательности, созвучия
общественным настроениям. Все решит конкретная политическая
деятельность, авторитет лидеров, умение чувствовать политический
момент и потребности электората.
|