Согласно
началам экономической науки эффективная экономика базируется
на трёх китах - рынках труда, капитала и земли. Беда в том,
что у нас эту науку не признают или не знают. Отсюда и споры
об обороте сельхозземель. Судя по всему, ожидаемый в скором
времени правительственный законопроект на эту тему разрешит
оборот земель сельскохозяйственного назначения.
По официальным данным на 1.01.01 площадь сельскозозяйственных
земель в России составляла 406,5 млн га. Оценить вовлечение
в оборот этого имущества сегодня можно только на качественном
уровне. Результатом этого действия будет выявление реальной
стоимости участков и её увеличение (сегодня зачастую участки
не стоят ничего), привлечение в сельское хозяйство инвестиций,
значительное повышение эффективности аграрного сектора.
Побочным результатом будет связывание больших денежных средств
и значительное сокращение инфляции. Возможность ипотеки
обеспечит приток долгосрочных кредитов на максимально выгодных
условиях. По оценке президента Международной академии оценки
и консалтинга Евгения Неймана сегодняшняя рыночная цена
сельскохозяйственных угодий в Подмосковье колеблется от
20 до 150 тыс. рублей за гектар. Это в несколько раз выше
так называемой кадастровой стоимости (33 тыс. руб.) По-видимому,
и в иных регионах России "стартовую" капитализированную
стоимость участков - подчеркнём, именно земельных участков,
но не абстрактной земли -- можно оценить значительно выше
её административной кадастровой оценки. Гораздо дороже земля
в пригородах, например в ближнем Подмосковье, - 600-900
тыс. руб. за гектар. Легализация ясных ценовых ориентиров
приведёт к более рациональному использованию пригородов.
Действующий сегодня запрет оборота участков противоречит
Коституции РФ, а возможные его будущие ограничения - требованиям
экономики и здравому смыслу. Глупо бояться иностранцев,
которые "скупят всю землю", чтобы лишить Россию
сельхозпродукции: капитал вкладывают для получения прибыли.
В любом случае, участки остаются под российской юрисдикцией.
При катастрофическом недоиспользовании земель квалификационные
требования к покупателям создают лишь очередную кормушку
для чиновников. Нельзя вводить запрет оборота для обеспечения
целевого использования, который смешивает понятия "использование
участка" и "распоряжение участком". Ведь
требования по использованию земли в сельскохозяйственных
целях обязательны для любого собственника. Наказывать же
за возможное нецелевое использование надо не изъятием из
оборота, а штрафами, принудительной продажей. Допущение
оборота сельхозземель законами субъектов РФ противоречит
Конституции, поскольку дробит единое законодательство страны
на 89 региональных, где право собственности на базовый объект
недвижимости - земельный участок - будет определяться по-своему.
Соотношение государственной и частной собственности на
сельскохозяйственные земли в России - 69:31 (см. таблицу).
По тем же сведениям использование этих земель весьма неэффективно:
13-15% не имеет собственника и не используется. Средняя
урожайность зерновых упала с 15,9 ц/га в конце 90 годов
до менее чем 11 ц/га в последние годы, прогрессирует деградация
и загрязнение почв. Сельское хозяйство продолжает в значительной
мере оставаться "советским" - убыточным и дотационным.
Главная причина всех этих бед - крайняя непоследовательность,
половинчатость реформ в сельском хозяйстве.
Надо признать, что приватизация земли посредством "земельных
долей" если и не полностью провалилась, то стала огромным
препятствием, крайне осложнила создание самого предмета
оборота - земельного участка. Понятие "земельная доля"
означает право на сколько-то га земли бывшего колхоза, но
без выдела в натуре. Оно противоречит принятому позже Гражданскому
кодексу (и не идеальная доля в праве общей собственности,
и не земельный участок); обозначаемые "земельной долей"
права эфемерны. За всё время реформ только 5% из общего
числа 11,8 млн земельных долей выделены в натуре и превратились
в реальную недвижимость. Иначе говоря, победные реляции
о 31% сельхозземель в частной собственности - типичная советская
"приписка". Более того, создаётся впечатление,
что за завесой ложной статистики идёт формирование тех самых
"латифундистов", против которых на словах борются
левые. 74% земельных долей переданы в аренду, в основном
тем же бывшим колхозам-совхозам, продолжается административное
засилье руководителей этих сельхозпредприятий, идёт скрытая
концентрация "земельных долей".
По-нашему мнению, нужно законом определить чёткий срок,
например, 10 лет, после которого право земельной доли прекращается,
переходя к органу местного самоуправления. Нужны ясные и
честные механизмы "преобразования" долей в участки.
Почему бы не использовать жребий, по которому заранее определённые
на плане участки распределяются между всеми долями? Нужны
недорогие процедуры землеустройства и кадастрового учёта,
система мер господдержки формированию земельных участков,
без которых не будет рынка. А без рынка сельхозземель невозможна
и эффективная экономика.
Структура и использование "частной"
собственности на с/х землю
Категория |
Площадь, млн га |
Доля, % |
Структура
|
|
|
В государственной собственности |
280,5 |
69,1 |
В собственности граждан |
119,1 |
29,3 |
В собственности юр.лиц |
6,4 |
1,6 |
Всего земель с/х назначения |
406,5 |
100 |
Использование
|
|
|
Получено в счёт земельных долей |
114 |
28 |
в т.ч. не используются |
42 |
10,3 |
Не получено в счёт зем.долей |
8,3 |
2 |
Не востребованы из районных фондов перераспределения |
9,5 |
2,3 |
Источник: Государственный (национальный) доклад "О
состоянии и использовании земель Российской Федерации за
2000". Сай С.И. "Недвижимость и инвестиции. Правовое
регулирование", № 4 (9) 2001 г. с.5-12.
|