НА СВОЕМ первом заседании Госдума приняла постановление о поддержке действий президента В. Путина, направленных на борьбу с международным терроризмом. Как Россия должна участвовать в этой борьбе? Об этом мы спросили лидера фракции "Яблоко" Григория ЯВЛИНСКОГО.
- НА ЗАКРЫТОМ заседании я назвал суммы, которые нужно дать для укрепления границ на Северном Кавказе и в Средней Азии, охрану атомных станций и безопасность авиаперевозок. Всего необходимо выделить немедленно примерно 29 млрд. рублей. Военные и представители спецслужб эти предложения поддержали, а правительство пока молчит.
Осадок "холодной войны"
МЕНЯ часто спрашивают, не оказалась ли Россия между двух стульев после объявления США акции возмездия? Мол, поддержать американцев - значит поссориться с друзьями из арабского мира. Не поддержать - оказаться в изоляции по отношению к Западу.
Вообще-то Россия чисто географически находится между двух стульев, то есть между Западом и Востоком. Правда, однако, заключается в том, что американцы пока не очень-то тянут нас в свою коалицию, а друзья из арабского мира не очень-то сильно с нами дружат. Поэтому нам нужно соблюдать собственные интересы. Оглядываться не на то, что скажут о нас в Вашингтоне или Кабуле, а на то, что скажут в Туле и Тамбове, Казани и Уфе. Тогда с нами будут считаться и на Западе, и на Востоке.
Другой вопрос - в чем заключаются наши интересы? Я полагаю, в том, чтобы, во-первых, уничтожить очаги терроризма в России и на территории соседних стран. Во-вторых, не дестабилизировать ситуацию ни у себя, ни в союзнических государствах. Потому что международная антитеррористическая операция начинается в очень слабом нашем месте - подбрюшье России. С этими двумя позициями мы и должны обсуждать план действий. Но нельзя сидеть и ждать, пока этот план нам сбросят по факсу. Нужно разработать его сейчас, срочно - вместе с американцами.
Хорошо, что президент Путин сделал правильные оценки произошедшей трагедии. Хорошо, что в Америку поехал министр иностранных дел Иванов с экспертами. Хотелось бы только, чтобы они максимально быстро договаривались с американцами о конкретных совместных действиях. Но я боюсь, что в головах и наших, и американских чиновников до сих пор сидит осадок "холодной войны". Поэтому им трудно договариваться, переступать через себя, отказываться от стереотипов.
Учитесь у Израиля
МЕЖДУ тем в прессе зазвучала такая сентенция - мол, ударив по американским небоскребам, террористы одновременно ударили по позициям критиков войны в Чечне. И теперь ни один разумный политик не рискнет выступить с антивоенной риторикой...
На мой взгляд, наоборот, эти позиции только окрепли. Стало понятно, к чему ведет война. Теракты в Америке - довод в пользу того, что нужно бороться с террористами, а не мочить всех подряд в сортире, не обижать людей, слушать все точки зрения, обсуждать их. Не должно быть изгоев, у которых нет выхода. Иначе бунт обездоленных может протекать в таких диких и преступных формах. С террористами надо уметь бороться. А в Чечне почти все главари продолжают действовать. И если американцы не учтут наш опыт, у них тоже ничего не выйдет. Если они начнут действовать в Афганистане в той же стилистике, то Афганистан станет их собственной Чечней. С той только разницей, что он находится черт знает как далеко от Америки.
А стало быть, в чем состоит правильная тактика борьбы с терроризмом? Ответ на этот вопрос дает Израиль. Когда террористы убили в Мюнхене 11 спортсменов из олимпийской сборной Израиля, за несколько лет спецслужбы уничтожили всех, кто это сделал. Всех до одного! Сейчас после каждого теракта бандиты лишаются кого-то из своих главарей. Хотя Израиль со своей мощью уже давно мог бы устроить палестинцам полномасштабную "чеченскую войну", замочив всех без разбора. Но они предпочитают убивать главарей, а не мирное население. Правда, даже при такой тактике Израиль не может окончательно победить терроризм. Потому что корни его очень глубокие и уходят и в политику, и в психологию, и в историю.
Мало не покажется
ПОЛИТИКИ и простые люди обеспокоены - а не выльется ли охота за бен Ладеном в третью мировую войну? По этому случаю вспоминается старый анекдот. Армянское радио спрашивают: будет ли третья мировая война? Ответ: войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется.
Вот и я отвечаю: мировой войны в привычном понимании не будет. Но будет такая борьба с терроризмом, что мало никому не покажется. Если международное сообщество всерьез захочет справиться с этим злом, то это надолго.
|