25 мая 2001 г. фракция "Яблоко"
в Государственной думе направила президенту Российской Федерации
В. В. Путину обращение с просьбой подписать закон "О внесении
изменений в статью 7 закона "О государственных пенсиях в Российской
Федерации". "Принятый закон, - говорилось в обращении, - восстанавливает
норму о "нестраховых периодах" в том объеме, в котором они
учитывались ранее, и позволяет использовать их для исчисления
пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера
(ИКП).
Принятый Государственной думой закон позволяет работающим
пенсионерам получать пенсии, исчисленные с применением ИКП.
Тем самым восстанавливается социальная справедливость. Пенсии,
исчисленные без ИКП, на 300-700 рублей меньше, чем пенсии,
исчисленные с применением ИКП, что означает для работающих
пенсионеров разницу в размере их заработной платы. Как следствие
многие работающие пенсионеры вынуждены прекратить работу
и выйти на пенсию.
Поддерживая закон "О внесении изменений в статью 7 закона
Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации", "Яблоко" исходило не из популистских мотивов,
а из строгих экономических расчетов. Пенсионный фонд имеет
возможности профинансировать исполнение принятого закона.
На его реализацию с 1 августа 2001 года необходимо 15 миллиардов
рублей, в то время как переходящий остаток Пенсионного фонда
Российской Федерации на 1 января 2001 года составлял 98
миллиардов рублей. Министерство налогов и сборов подтверждает,
что поступления единого социального налога будут на 17 миллиардов
рублей больше, чем установлено проектом бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации, принятого Государственной думой
в первом чтении".
Но, как мы знаем, 6 июня 2001 года закон был отклонен президентом,
как не позволяющий провести индексацию пенсий в 2001 году
и усложняющий процесс принятия нового пенсионного законодательства
Российской Федерации.
Однако только ли президент и правительство ответственны
за то, что не принят восстанавливающий справедливость закон?
Для ответа на этот вопрос хотелось бы вспомнить историю
восстановления в пенсионном стаже "нестраховых" периодов.
Еще 4 октября 2000 года Государственная дума приняла в
первом чтении законопроект, внесенный депутатом Думы первого
и второго созывов И. Аничкиным, в котором не только восстанавливались
"нестраховые" периоды, но и решался вопрос о расчете размера
пенсий на основе среднемесячной начисленной зарплаты. Это
привело бы к существенному увеличению размера пенсий.
Однако вместо того, чтобы "продвигать" законопроект И.
Аничкина, группа депутатов Государственной думы по существу
присвоила суть его идей и внесла свой вариант законопроекта
о восстановлении "нестраховых" периодов. С их "легкой руки"
серьезное дело превратилось в популистский фарс.
И получилось некрасиво, вышел в чистом виде плагиат.
Не могу согласиться с утверждением О. Дмитриевой, что в
Думе возникают тысячи случаев, когда законопроект состоит
из двух частей и одна из них полностью списана с чужого
законопроекта. Такого в Государственной думе не было. А
даже если бы и было, то чужой плагиат - не оправдание собственного.
Что же в итоге получилось? Подмена одного законопроекта
другим привела к тому, что проблема учета среднемесячной
начисленной заработной платы при исчислении размера пенсии
осталась нерешенной. Ни Пенсионный фонд, ни Министерство
труда и социального развития не дали внятных разъяснений
по этому вопросу.
По оценкам экспертов "Яблока", исчисляемая от среднемесячной
зарплаты средняя пенсия составила бы в первом квартале 2001
года 1400 рублей. А фактически, как известно, она составляла
около 800 рублей.
Это происходит потому, что, пока вопрос не отрегулирован
законодательно, правительство рассчитывает среднюю зарплату,
применяемую для начисления пенсий, исходя из фактически
собранных страховых взносов в Пенсионный фонд. А должно
быть наоборот - план сбора страховых взносов должен рассчитываться
исходя из средней зарплаты.
В ответе на мой запрос первый заместитель министра труда
и социального развития Ю. Люблин пишет, что для начисления
пенсий не применяют среднюю зарплату якобы потому, что Госкомстат
не способен представить соответствующие статистические данные
в нужные сроки. Кроме того, в министерстве почему-то считают,
что данные Госкомстата о средней зарплате по стране не соответствуют
пенсионному законодательству и требуется разработка специальной
методики. То есть настаивают на своем праве "подгонять"
среднюю зарплату под сумму собранных взносов.
Данную коллизию мог бы разрешить законопроект Аничкина.
Но амбиции группы депутатов возобладали над здравым смыслом.
С точки зрения лидера "Яблока" Г. Явлинского, главная проблема
пенсионной системы в России заключается в том, что, по всем
источникам, на пенсионеров расходуется не более 6% ВВП.
А в развитых странах на эти цели выделяется до 15% ВВП.
Если мы выйдем на такой уровень, пенсии увеличатся в три
раза, и не надо будет пожилым людям работать, чтобы заработать
себе на жизнь. Кроме того, для решения пенсионной проблемы
необходимо вывести зарплату из "тени". А для этого нужна
эффективная налоговая система - низкие налоги, которые побуждали
бы людей не скрывать свои истинные доходы.
|