На прошлой неделе Совет Федерации наложил вето на принятые
Государственной Думой изменения к федеральному закону "О
государственных пенсиях в Российской Федерации", тем самым
заблокировав существенное повышение пенсий для миллионов
российских граждан. Факт печальный, но если бы не непомерные
амбиции кое-кого из "пламенных защитников пенсионеров",
такого развития событий можно было избежать...
Проблемы, о которых идет речь в отвергнутом СФ законе,
имеют давнюю историю, и, поскольку соответствующая информация
доступна не для всех, хотелось бы рассказать об этом подробно.
Итак, в июле 1997 года был принят федеральный закон "О
порядке исчисления и увеличения государственных пенсий",
обычно именуемый "Закон № 113". Этим законом, как мне уже
приходилось писать, вводился принцип исчисления и последующего
увеличения государственных пенсий по так называемому ИКП
– индивидуальному коэффициенту пенсионера, зависящему от
трудового стажа и среднего заработка пенсионера. Однако,
в "законе 113" содержалось вопиюще несправедливое положение:
с 1 февраля 1998 года из общего трудового стажа пенсионера
исключались так называемые "нестраховые периоды". О чем
конкретно идет речь?
Статьи 89-92 федерального закона "О государственных пенсиях"
устанавливают, что в трудовой стаж, от которого зависит
пенсия, включается не только время непосредственной работы
(когда работник подлежал государственному страхованию и
с его зарплаты отчислялись соответствующе взносы), но и
многие другие периоды. В частности, к таким периодам относятся:
- период, когда осуществлялась творческая деятельность
членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов,
театральных деятелей и так далее
- военная служба, служба в органах МВД, разведке, госбезопасности,
пребывание в партизанских отрядах во время войны
- период временной нетрудоспособности, начавшейся в
период работы, и инвалидности I и II групп вследствие
увечья, связанного с производством, или профессионального
заболевания;
- пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного
при пересмотре дела;
- учеба в училищах, школах, в средних и высших учебных
заведениях, на курсах повышения квалификации, пребывание
в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
- уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом, престарелым,
если он нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного
учреждения;
- уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте
до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет
в общей сложности;
- проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях,
где они не могли трудиться по специальности в связи с
отсутствием возможности трудоустройства;
- проживание за границей жен (мужей) работников советских
учреждений и международных организаций, но не более 10
лет в общей сложности.
Кроме этого, в соответствии со статьями 94-95 этого закона,
для не требующих комментариев ситуаций устанавливалось льготное
исчисление трудового стажа:
- в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в
состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях
в период боевых действий, а также время нахождения на
излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы
- в тройном размере;
- в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г.
по 27 января 1944 г.) - в тройном размере;
- во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941
г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах,
временно оккупированных неприятелем, - в двойном размере;
- в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных
к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере;
- военная служба по призыву - в двойном размере;
При этом:
- гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности,
необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным,
время содержания под стражей, пребывания в местах заключения
и ссылке засчитывается в общий трудовой стаж в тройном
размере;
- гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных
неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим
ко дню оккупации или в ее период 16 лет, в общий трудовой
стаж засчитывается все время их пребывания в возрасте
16 лет и старше на оккупированной территории СССР или
других государств, а также на территории государств, находившихся
в состоянии войны с СССР, кроме случаев, когда они в указанный
период совершили преступление;
- гражданам, проживавшим в г.Ленинграде в период его блокады
(с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г), а также гражданам
- узникам фашистских концлагерей, время соответственно
проживания в блокадном г.Ленинграде и нахождения в концлагерях
в период Великой Отечественной войны засчитывается в общий
трудовой стаж в двойном размере, кроме случаев, когда
они в указанный период совершили преступление.
А теперь – внимание: "закон 113" установил, что при исчислении
пенсии на основе ИКП, в трудовом стаже не учитываются почти
все указанные "нестраховые периоды" (кроме четырех, выделенных
для удобства читателя жирным шрифтом)! Время ухода за ребенком,
ухода за инвалидом, учебы в вузе или аспирантуре, пребывания
в месте службы мужа-военного – все это отныне не учитывалось
при определении стажа, а значит – и при расчете ИКП. Между
тем, чем больше стаж – тем, естественно, больше и пенсия.
Но это еще "цветочки": были отменены и все указанные выше
"льготные" периоды определения стажа во время войны, блокады,
необоснованных репрессий и так далее. Трудно назвать это
иначе, как кощунством по отношению к тем, кого это касается.
И последнее "новшество": в законе было записано, что "пенсионеру,
выполняющему оплачиваемую работу, исчисление и увеличение
пенсии в соответствии с настоящей статьей производится с
1-го числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер
прекратил выполнение указанной работы". Что означало: получение
пенсии на основе ИКП возможно только для неработающих пенсионеров.
Хочешь работать и получать пенсию – пожалуйста, проси, чтобы
тебе пенсию считали по другим нормам (без учета "закона
113"), но тогда ее реальный размер оказывается почти в два
раза ниже, чем у пенсии, рассчитанной на основе ИКП...
Жалобы пенсионеров на несправедливость "закона 113" начались
практически сразу после его введения в действие. И были
вполне обоснованными: не должно государство в одностороннем
порядке менять правила, по которым живут граждане. Ведь
люди, которые вдруг потеряли годы в пенсионном стаже, сейчас
в силу возраста, состояния здоровья не могут вновь пойти
на работу, чтобы "добрать стаж". А люди, работавшие во время
войны? Ведь они работали отнюдь не по восемь часов в сутки,
а в два, а то и в три раза больше. Как же можно исчислять
стаж их работы чисто календарно? Стало ясно, что вопрос,
что называется, назрел – но далее началась почти детективная
и, к сожалению, не слишком красивая история.
В июле 1999 года депутат Госдумы первого и второго созывов
Иван Аничкин внес в парламент проект закона, по которому
все исключенные "нестраховые периоды" включались в трудовой
стаж. Кроме этого, в его законе была прописана еще одна
важная деталь: пенсии должны были рассчитываться исходя
из начисленной средней зарплаты по стране. Как мне приходилось
писать в "Курьере", правительство и Пенсионный Фонд России
(ПФР) применяют для расчета пенсий совсем другую зарплату
– в полтора-два раза меньше реальной, и принятие "закона
Аничкина" могло резко повысить пенсии.
Четвертого октября 2000 года "закон Аничкина" был принят
в первом чтении подавляющим большинством депутатов – после
чего планировалось собрать несложные поправки, проголосовать
их и отправить закон в Совет Федерации и к президенту. Но
к тому времени Аничкин уже не был депутатом – и группа из
семнадцати действующих парламентариев во главе с Оксаной
Дмитриевой решила, не мудрствуя лукаво, присвоить себе славу
защитников пенсионеров. И ... внесла закон о восстановлении
"нестраховых периодов" еще раз. Что называется, на бис.
Шестого марта 2001 года "пенсионный" вопрос обсуждался
на Совете Госдумы – где даже Геннадий Селезнев был вынужден
назвать деятельность Дмитриевой и ее коллег "плагиатом".
Представители СПС и "Яблока" предлагали простой вариант:
Дума как можно быстрее принимает во втором чтении "закон
Аничкина", а Дмитриева и ее сотоварищи оформляют свои прочие
пенсионные идеи, не являющиеся заимствованными у Аничкина,
отдельным законом и вносят его, не пытаясь предстать главными
и единственными борцами за интересы пенсионеров. Однако,
решили иначе. Более того: те депутаты, которые предлагали
разделить указанные пенсионные вопросы, и настаивали на
скорейшем принятии "закона Аничкина", как раз и были объявлены
Дмитриевой едва ли не "врагами пенсионеров". К тому же,
для озвучивания этой точки зрения ей, как верной стороннице
губернатора Яковлева, был немедленно и в неограниченном
количестве предоставлен питерский радио-и телеэфир.
Так или иначе, 14 марта Дума приняла в первом чтении закон,
внесенный О.Дмитриевой, а "закон Аничкина", к сожалению,
вновь отложила. "К сожалению" - потому, что "аничкинское"
положение о расчете пенсий на основе реальной, а не заниженной
в ПФР средней зарплаты, могло увеличить каждому пенсионеру
его пенсию почти в два раза...
В конце апреля "закон семнадцати" был принят во втором
и третьем чтениях – а затем, как уже сказано, натолкнулся
на вето Совета Федерации. Почему? Все очень просто.
В законе, который внесли Дмитриева и ее "партнеры" (которых
куда уместнее назвать халявщиками) содержалось не только
положение о восстановлении "нестраховых периодов", но и
другое положение - о выплате полной пенсии работающим пенсионерам,
у которых пенсия рассчитывается на основе ИКП. Само по себе
это вполне справедливо – но незадача в том, что против этого
пункта резко возражало российское правительство. Вице-премьер
Валентина Матвиенко, выступая в Совете Федерации, заявила,
что она, в принципе, не против этого положения, но пускай
парламент сперва отыщет источники финансирования, а потом
принимает подобные законы. В итоге верхняя палата ее поддержала
и отклонила закон.
С логикой правительства вполне можно бы поспорить (резервы
ПФР достаточно велики), но дело не только в этом. Если бы,
как предлагали на Совете Думы г-же Дмитриевой, оказались
разделены вопросы восстановления "нестраховых периодов"
и выплаты пенсий работающим пенсионерам и, соответственно,
были бы приняты разные законы по этим вопросам – возможно,
отклонен Советом Федерации в связи с возражениями правительства
был бы только второй из них. В этом случае "нестраховые
периоды" были бы восстановлены в трудовом стаже. Когда же
эти вопросы во имя амбиций Оксаны Генриховны оказались объединены
вместе – вето Совета Федерации оказалось наложено на весь
закон (такова особенность законодательного процесса). И
в дальнейшем судьба этого закона вряд ли будет оптимистична:
даже если Дума преодолеет вето СФ, на закон, скорее всего,
наложит вето президент – который куда больше прислушивается
к мнению Белого Дома, чем к мнению Охотного Ряда. Преодолеть
же вето президента уже практически невозможно. Кто в этом
виноват? Ответ один – все дело в желании депутата Дмитриевой
присвоить авторство чужого закона и раструбить о своих заслугах...
Что дальше? В принципе, остается шанс довести "до ума"
закон, внесенный Иваном Аничкиным, и провести его в жизнь.
Если депутаты Госдумы осознают важность вопроса и ускорят
прохождение "закона Аничкина" - тогда "пенсионная несправедливость"
будет хотя бы частично восстановлена. Да и правительство
вряд ли решится противодействовать такому развитию событий.
Ну, а питерским пенсионерам, которые постоянно слышат о
"небывалых достижениях" Оксаны Дмитриевой на ниве защиты
их интересов, хорошо бы быть более внимательными. Когда
они в следующий раз будут слышать по радио или читать в
газетах о том, что именно ей они якобы обязаны увеличением
пенсий или еще чем-нибудь – пускай так легко не верят на
слово, а поинтересуются фактической стороной дела. Может
выясниться очень много любопытного. Слишком часто у этой
"героини нашего времени", легко (в зависимости от конъюнктуры)
меняющей партии и думские фракции, и любящей поливать грязью
недавних товарищей, слово и дело расходится друг с другом...
Что же касается описанных выше "пенсионных" вопросов –
решать их совершенно необходимо. И, как уже говорилось,
необходимо добиться не только восстановления "нестраховых
периодов", но и того, чтобы размер пенсии рассчитывался
исходя из реальной средней зарплаты. Ведь сегодня зарплата,
применяемая для начисления пенсий, рассчитывается, исходя
из фактически собранных страховых взносов в ПФР. А должно
быть ровно наоборот – план сбора страховых взносов должен
рассчитываться исходя из средней зарплаты.
Заметим, что в ответе на запрос питерского депутата Госдумы
Александра Шишлова, первый
заместитель министра труда и социального развития РФ Юрий
Люблин пишет, что для начисления пенсий не применяют среднюю
зарплату, которую считает Госкомстат, потому что он не способен
представить в нужные сроки соответствующие статистические
данные. Это, что называется, вообще без комментариев. Кроме
того, в Министерстве труда и социального развития считают,
что данные Госкомстата о средней зарплате по стране не соответствуют
пенсионному законодательству и требуется разработка специальной
методики. То есть настаивают на своем праве "подгонять"
среднюю зарплату под сумму собранных взносов.
Похоже, исправить эту абсурдную ситуацию можно только законом
– иного языка в ПФР и Минсоцтруда не понимают.
|