Заставить граждан платить
за каждую минуту телефонного разговора российские связисты
мечтали еще задолго до массового появления сотовой связи.
Вот уже более четверти века они убеждают всех, что без повременки
отрасль вот-вот накроется, потому что денег не хватает ни
на закупку оборудования, ни на ремонт сетей, ни на их обслуживание.
Абонентская плата, мол, нерентабельна. Правда, все это время
каким-то чудесным образом строились новые телефонные узлы
и росла зарплата телефонных начальников. Однако сейчас речь
не об этом.
Повременка все же стала явью. Без всяких на то законных оснований
связисты уже ввели повременную оплату внутригородских телефонных
разговоров в шестидесяти городах страны. То ли аппетит приходит
во время еды, то ли “эксперимент” пришелся им по вкусу, но
Минсвязи пообещало перевести на повременку уже всю Россию.
И, видимо, эти “славные” времена — не за горами...
Руки у связистов развязаны. Если раньше для принятия решения
о введении повременки в том или ином регионе требовалось получить
разрешение губернатора, то теперь достаточно узкой чиновничьей
договоренности региональной телефонной компании с местным
отделением Антимонопольного комитета. И более никаких законодательных
ограничений до сего времени не существовало. Восполнить этот
пробел решили сразу несколько депутатов Госдумы, которые предложили
ограничить аппетиты телефонных компаний, большинство из которых
являются в своих регионах монополистами.
Петр Шелищ (“Яблоко”) считает,
что надо запретить вводить повременку в тех республиках, областях
и городах, где действует всего одна телефонная компания. Депутаты
Александр Шишлов, Юрий
Нестеров (“Яблоко”), Сергей Глазьев (КПРФ), Олег Шенин
(“Российские регионы”) хотят обусловить введение повременки
возможностью абонента выбрать подходящую ему систему оплаты.
То есть если ты считаешь, что тебе удобнее или выгоднее платить
фиксированную абонентскую плату, как сейчас, — пожалуйста,
а если хочешь — переходи на повременку. Впрочем, наибольшие
шансы — у законопроекта, внесенного омским Законодательным
собранием. Его авторы, повторяя положение о возможности выбора
между двумя системами оплаты, дополняют его требованием к
связистам обеспечить абонента прибором учета времени использования
телефонной связи. Кроме того, омское Законодательное собрание
хочет, чтобы в регулировании тарифов на услуги связи участвовали
органы власти субъектов Федерации.
Завтра “МК” подробнее расскажет, на каком же варианте законопроекта
остановились депутаты. Впрочем, если в стране действительно
будет введена повременка, граждан от этой напасти не спасет
никакое депутатское заступничество. Причем пострадают самые
незащищенные слои общества. Пенсионеры, для которых телефон
— единственное окно в мир. Школьники и студенты, для которых
Всемирная Паутина станет непозволительной роскошью. По расчетам
экспертов, и без того недешевые сейчас услуги провайдеров
подорожают как минимум на 30—40% — с нынешних 20 долларов
до 28 (стоимость подключения в России и сейчас на порядок
выше, чем в США и Европе, а учитывая российские зарплаты —
на два).
И еще одна пикантная подробность. Рассказывая о преимуществах
повременки, чиновники Минсвязи кивают на Запад. Однако они,
похоже, сильно отстали от действительности: с повременкой
покончено лет двадцать назад. Сейчас в странах с развитой
телефонной связью (США, Англия, Франция и др.) телефонные
компании практикуют либо повременку, либо абонентскую плату
по выбору клиента компании. И, как правило, в крупных городах
городская связь (кроме таксофонов) — “абонентская”, а междугородная,
международная и сотовая связь — повременная либо оплачиваемая
по специальному абонентскому тарифу. Причем тарифы относительно
размеров зарплат и иных доходов граждан далеко не разорительны.
И клиентура довольна. Так почему бы не взять на вооружение
такой цивилизованный подход?..
|
|
"Московский
Комсомолец", 24.05.2001
|
|