СЕГОДНЯ Госдума намерена рассмотреть во втором чтении пакет законопроектов,
разрешающих ввоз на территорию РФ отработанного ядерного топлива
(ОЯТ) с зарубежных АЭС. Минатом предлагает внести соответствующие
поправки в законы об окружающей среде и об использовании атомной
энергии. А также принять закон "О специальных экологических
проектах", согласно которому значительная часть доходов,
полученных от ввоза зарубежных ОЯТ, будет направляться на решение
экологических проблем.
В первом чтении законопроекты набрали подавляющее большинство
голосов - 320 "за", что на первый взгляд позволяет Минатому
чувствовать себя уверенно. Но за прошедшие с тех пор два месяца
инициатива атомщиков успела вызвать серьезный раскол в обществе:
почти треть субъектов Федерации высказалась против внесения подобных
изменений в законодательство. Публичные протесты заявили такие
влиятельные политики, как губернатор Кемеровской области Аман
Тулеев и глава Калининградской области Владимир Егоров.
Это обстоятельство поставило в двусмысленное положение депутатов
"ручной" части Госдумы: получается, что, выполняя наказ
"сверху", они нарушают волю собственных избирателей.
Вчера две фракции - СПС и "Яблоко" - заявили о консолидированном
голосовании против принятия законопроектов. Представители ядерной
"оппозиции" в парламенте сообщили также, что провели
большую работу среди "неопределившихся" депутатов других
фракций (включая "Единство"), склонив многих на свою
сторону. К ним примкнут также депутаты-коммунисты, которые не
поддержали законопроект в первом чтении. И все же рассчитывать
на то, что таких наберется половина, вряд ли приходится.
Таким образом, у законопроектов есть шансы пройти и второе чтение.
Видимо, поэтому противники инициатив Минатома начали борьбу и
по другим направлениям. Накануне голосования группа депутатов,
созданная по инициативе члена "Единства" Сергея Апатенко,
сообщила, что направила в Верховный суд РФ "заявление об
обжаловании принятия данного пакета законопроектов в первом чтении.
По мнению Апатенко, в процессе рассмотрения законопроектов был
грубо нарушен действующий федеральный закон "Об экологической
экспертизе", согласно которому, прежде чем выносить законопроект
на обсуждение, парламентарии должны получить по нему заключение
государственной экологической экспертизы. Депутаты утверждают,
что такая экспертиза, обязательная для всех законопроектов, не
была проведена.
Представители Минатома утверждают обратное: заключение было подписано
кем-то из чиновников расформированного в ходе последней реорганизации
правительства Госкомэкологии. Ничего более конкретного на эту
тему в руководстве Минатома не говорят, кроме того, что после
второго чтения необходимо будет провести еще одну экспертизу,
поскольку закон сильно трансформировался. В Минатоме особо напирали
на то, что требования к расходу бюджетных средств ужесточились.
Источник в Минприроды так прокомментировал "Сегодня"
страсти по экспертизе: "Наше ведомство - правопреемник Госкомэкологии.
По нашей информации, никто из состава Госкомэкологии такого заключения
не подписывал. Минатом пытается выдать за экспертное заключение
ответ Госкомэкологии на законопроект о промышленном хранении и
переработке ОЯТ, который давно снят с рассмотрения". А некоторые
экологи обвиняют Минатом в том, что экспертиза была сфабрикована.
Есть и другие обстоятельства, которые можно использовать для
снятия законопроектов с рассмотрения. Например, Госдума до сих
пор не ратифицировала международную конвенцию, разграничивающую
ОЯТ и радиоактивные отходы, а значит, все утверждения о том, будто
Минатом не планирует ввозить в Россию ядерные отходы, можно считать
голословными.
|