[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Андрей КОСМЫНИН
Власть имиджа
О механизмах формирования системы управляемой демократии
Спецвыпуск "Новое ЯБЛОКО" в "Новой газете", 20.12.2001
ИМИДЖ
Формирование в России системы управляемой демократии — вещь уже давно легальная и незазорная. Солидные политологи рассуждают о благах «временного управления» обществом и его институтами из единого центра, в официальную линию превращается ключевая черта этой системы — замена реальности имитацией. На словах это делается в интересах России, на деле — в интересах тех, кто находится при власти. Правда, сами они этой разницы понимать не хотят, полагая, что они и есть Россия.
Легализация имитации — это взятый чиновниками курс на «исправление имиджа» страны. У российского способа решения этой проблемы такие специфические особенности, что оставить их без внимания нельзя.
Во-первых, те, кто ставит вопрос об исправлении «имиджа страны», пытаются не замечать объективных причин, по которым он «испортился». Создается впечатление, что таким он был всегда, ничего не менялось со стародавних времен таинственной для Европы Московии, по улицам которой, согласно слухам, разгуливали медведи. Собственно, ничего нового в таком подходе нет, он просто сохранился с тех времен, когда раздумья над реальными проблемами, влиявшими на образ страны, могли привести к крамольной мысли о ликвидации советской власти. Сегодня лучше не вспоминать о двух полномасштабных войнах на собственной территории, дефолте 1998 года, коррупции, достигшей невиданных ранее размеров.
Вторая особенность заключается в отождествлении образа России с имиджем власти. Вспомните лето 1999 года, когда борьбой против России государственные телеканалы дружно называли любую информацию о темных финансовых делах Ельцина и его окружения. Все, кто имеет иную точку зрения.
А ведь разговор был совсем не об образе страны, напротив, о людях, от действий которых она-то в первую очередь и пострадала. Это их имидж стал никуда не годным. На страну они, конечно, тоже бросили тень, однако и это не повод говорить, что после приватизации по Чубайсу всех русских считают ворами, а после того, что происходит в Чечне, — и того хуже... Так дело хотят представить именно те, кто действительно виновен, чтобы «поделиться» виной, записав в «подельники» всю Россию.
Третья особенность российского государственного имиджмейкерства — его масштабы. Создаются и раскручиваются не только рекламные ролики, но и целые структуры, организации. Так, рядом с критикующим власть Союзом журналистов появляется профессиональная корпорация под названием «Медиа-союз», со специфическими представлениями о том, что такое свобода слова.

ВЛАСТЬ
В ходе предвыборных кампаний и первое время правления новой администрации противопоставление позиций шло в режиме информационной войны на уничтожение. Сейчас они пытаются имитировать диалог, даже целый Гражданский форум провели, чтобы поговорить с обществом.
Самый яркий и очевидный пример — отношение к прессе. Даже на форуме всеобщего единения в Кремле Павловский не удержался от присоединения прессы к главным врагам президента и общества.
Сколько бы ни произносилось слов о диалоге с обществом и демократии, а ТВ-6 собираются закрывать, НТВ принадлежит «Газпрому», «Эхо Москвы» вынуждено жить сегодняшним днем и кормиться завтраками из обещаний продать акции журналистам.
Нелюбовь к журналистам понятна. Они мешают работать, говоря по-новому, имиджмейкерской, а по-старому — пропагандистской машине. Машина во главе с Михаилом Лесиным, Сергеем Ястржембским и Глебом Павловским сформирована действительно мощная, средства в нее вложены немалые. В начале года Михаил Лесин выступил с очень характерным заявлением о том, что в сентябре Россия намерена провести в США широкомасштабную «PR-акцию по пропаганде позитивного образа России». Ответ на вопрос о деньгах, необходимых на серьезную рекламную кампанию, был коротким: «Жалеть не будем».
Но проблема даже не в деньгах, хотя и их лишними для бюджета назвать трудно. Государственный рекламный бизнес — это еще полбеды. Настоящая проблема — превращение в имиджевую рекламу всей российской публичной политики. Чисто рекламными мероприятиями оборачиваются многочисленные акции с участием президента страны.
Вот едет президент в Германию (еще до 11 сентября), встречается со Шредером, Шредер приезжает к нам. В новостных сюжетах все в порядке — репортажи о встречах и приемах, в которых много улыбок, слов о дружбе и сотрудничестве, укреплении отношений между двумя странами, а также личных отношений между двумя государственными мужами. Полный успех.
Однако для того, чтобы сделать такой вывод, нужно забыть о главной проблеме российско-германских отношений — долгах.
Ни в коей мере не хочу сказать, что долги должны выйти на первый план сейчас, в качестве условия участия в антитеррористической операции. Это иначе как принадлежащим Григорию Явлинскому термином «политическое мародерство» не назовешь. Дело в самом стремлении выдавать желаемое за действительное в надежде на то, что это самое желаемое как-нибудь осуществится. Само по себе, без нашего вмешательства.
Нельзя сказать, что неудобные вопросы замалчиваются вовсе, они присутствуют во мнениях экспертов, появляются в некоторых газетных статьях, но остаются на периферии информационного потока, хорошо контролируемого пропагандистами.
В результате публичная политика исчезает, подменяется хорошо выстроенными пропагандистскими заявлениями, а содержание политики становится делом власти, о которой гражданам, по большому счету, нужно знать только одно: что она есть. Обратная сторона медали — превращение политиков в актеров, снимающихся в рекламных роликах. Улучшить таким образом можно только актерское мастерство политиков, но никак не положение в стране, где власть становится рабой собственного имиджа.

ИМИТАЦИЯ
Подмена заботы о благополучии его видимостью становится актуальнейшей проблемой. В Чечне все населенные пункты взяты и неоднократно зачищены, информация почти полностью подменена пропагандой. А война продолжается, каждый день гибнут люди, не прекращаются теракты. Знаменитая «борьба с олигархами» ни в коей мере не мешает существованию олигархов лояльных, и не просто существованию, а их превращению в фактических владельцев целых субъектов Федерации. Так произошло с Романом Абрамовичем, в «кормление» которому фактически отдана Чукотка, так произошло с Олегом Дерипаской, который при попустительстве Министерства по антимонопольной политике стал фактическим владельцем Горьковского автомобильного завода, а вместе с ним и всей Нижегородской области. «Укрепление вертикали власти» не прекращает, а даже усиливает политический произвол на всех уровнях, и самая свежая тому иллюстрация — выборы в Якутии. Федеральный Центр интересует лишь лояльность местных руководителей. Если это условие обеспечивается обоими кандидатами, закрываются глаза на самые грязные методы, превращающие выборы в фарс, а судебные и правоохранительные органы — в инструменты достижения политических целей.
Президент во время зарубежных визитов как молитву повторяет формулу экономических успехов, состоящую из процентов экономического роста и перечня реформ — от налоговой до земельной, говорит, что это гарантия для инвесторов. С точки зрения рекламы все отлично, но…
Как только цены на нефть пошли вниз и совсем рядом замаячил опасный рубеж в 15 долларов за баррель, все вдруг вспомнили, что доллар за баррель и есть основа экономического роста. И с реформами существует та же проблема. За исключением налоговой, они лишь начаты. И законы о дебюрократизации, и Земельный кодекс, как хорошо знают все отечественные эксперты, очень и очень далеки от совершенства. Решения же о вкладывании денег в российскую экономику будут принимать не падкие на рекламные слоганы домохозяйки. Эксперты у инвесторов не хуже, чем наши.
Нельзя сказать, что не происходит совсем ничего. Первые шаги делаются или, по крайней мере, обозначаются во многих направлениях. Главная проблема в том, каким и когда будет продолжение.
Это, как показывают информационные баталии вокруг Гражданского форума, далеко не все понимают. Проблема обсуждалась в контексте вы «за» или «против» форума, а тех, кто пытался говорить о нем скептически, тут же обвиняли в нежелании вести диалог. Между тем главный-то вопрос в эффективности форума, в том, что он значит для установления контакта между властью и обществом. По-моему, помпезное мероприятие во Дворце съездов никак не дает оснований делать выводы, что власть повернулась наконец-то лицом к обществу. Об этом можно будет говорить только тогда, когда граждан начнут слушать чиновники всех уровней. Слушать и решать проблемы, а не рассуждать о поворотах власти.
Но большинство телерепортажей с форума было не об обществе, а о соизволившей повернуться к нему власти.
Имиджмейкер сделал свое дело. Гражданское общество имиджмейкера не интересует.

РЕЗУЛЬТАТ
Определенный эффект усилия имиджмейкеров, конечно, дадут, но вряд ли он будет соответствовать даже заявленной цели. Единственное, чего можно добиться за рубежом, сведя к минимуму деятельность альтернативных источников информации внутри страны, — исключения России из европейского контекста, формирования мнения о том, что все происходящее соответствует и национальному характеру загадочных русских, и состоянию развития их общества.
Сближение с Западом после 11 сентября реальность этой опасности нисколько не снижает. Борьба против общего противника и жизнь в едином политическом, экономическом, идейном пространстве — очень разные вещи. Пока наших партнеров интересуют только наши штыки (ракеты, танки, разведданные, связи с Северным альянсом), все изменения в отношениях поверхностные и заключаются только в том, боятся в Европе и Америке наших штыков или ждут от них помощи.
Именно с этой точки зрения можно и нужно рассматривать ослабление внимания западных лидеров к проблемам внутренней политики российской власти, которое многими аналитиками воспринимается как свидетельство нашего успеха в информационных баталиях.
Для наших соотечественников укрепление системы имитационной демократии становится знаком возвращения во времена двоемыслия, когда отсутствие надежды на изменение ситуации заставляло приспосабливаться к ней.
Что же делать? Ответ очевиден. Действительно, существующая проблема образа страны может быть эффективно решена только при соблюдении двух условий.
Во-первых, борьба с искажением образа страны должна быть конкретной. Не «чисто конкретной», а заключающейся в максимально аргументированных ответах на каждый случай лжи. Если аргументы будут действительно реальными, с ними можно будет пойти и в зарубежные суды. Не сомневаюсь, что такая тактика окажется гораздо полезнее лесинского пиара. Во-вторых, «имиджевые» усилия должны быть лишь дополнением к исправлению реального положения дел.
Это, казалось бы, несложно понять, да вот беда: организаторы всероссийской имитации, похоже, не верят в то, что такое возможно. Отставленный ныне за ненадобностью Альфред Кох до того, как начал играть роль бизнесмена-патриота, был известен совсем другим взглядом на жизнь. В знаменитом американском интервью 1998 года он заявлял, что никакой другой роли, кроме сырьевого придатка на Западе, Россия играть не сможет, а все умные и талантливые люди ее скоро покинут. Отсюда и ставка на одну лишь имитацию.
Отдельным людям, занимающимся рекламным проектом, она, безусловно, может принести дивиденды. Однако для страны это ставка на заведомый проигрыш.

Спецвыпуск "Новое ЯБЛОКО" в "Новой газете", 20.12.2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Спецвыпуск "Новое ЯБЛОКО" в "Новой газете", 20.12.2001

Аналитическая группа «Новой газеты» Партия, которая нарывается на неприятности

КЛЕВЕТА. RU За три года «ЯБЛОКО» выиграло двадцать судебных процессов Владимир МАКСИМОВ

Штришок Сергей МИРОВ

Военторг В Чечне надо искать не рейтинги, а мир Юлия КАЛИНИНА

Михаил АМОСОВ Мы

Борис ВИШНЕВСКИЙ Сочтемся славой? Это — нескромный материал. Но изредка все же стоит предъявлять обществу авторов успешных проектов

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]