Баталии вокруг военной реформы, предложенной СПС, перешли в публичную плоскость. В конце той недели министр обороны Иванов высказался решительно против изменения системы армейской службы. Все поняли, что речь идет о плане СПС. "Нельзя быть радикалом в сфере обеспечения обороноспособности страны, - сказал Иванов. - Когда армия и флот будут лучше вооружены, когда мы обеспечим военных всем необходимым, потом можно будет задуматься и о переходе к созданию профессиональной армии". В сущности, министр просто отправляет план реформы под сукно. Тем не менее реформаторы по-прежнему рассчитывают на совещание в правительстве, которое под тем или иным предлогом откладывается уже месяц с лишним. Как сообщил "Полит.Ру" источник в аппарате СПС, теперь совещание должно состояться 26 ноября. Игорь Артемьев ("Яблоко") в разговоре с "Полит.Ру" выразил мнение, что совещание вряд ли состоится раньше 30 числа: Минфин и экономический блок, которые вместе с военными должны принять участие во встрече, занят бюджетом-2002. Игорь Артемьев вошел в рабочую группу СПС и "Яблока" по продвижению концепции военной реформы.
План военной реформы СПС разработан в гайдаровском институте (ИЭПП). Его суть - в сочетании призывной и контрактной систем со снижением обязательного срока службы до 6-8 месяцев. Авторы реформы считают, что 6-8 месяцев службы достаточно для создания боеспособного резерва, а сокращение срока службы, ударив по дедовщине, ликвидирует теневой "налог на бедных", которые не могут позволить себе откупиться от армии. Реформаторы предлагают перейти на новую форму призыва уже в 2002 либо в 2003 году. Они настаивают, что реформа не потребует крупных дополнительных средств.
Рабочее совещание СПС и "Яблока" по военной реформе создано в понедельник. Кроме Артемьева, в него вошли Егор Гайдар и Эдуард Воробьев (СПС), а также Алексей Арбатов ("Яблоко"). По словам Артемьева, совещание должно доработать финансово-экономические обоснования. Поводом для организации рабочей группы стала схожесть предложений СПС и "Яблока". "Фактически мы пришли к выводу, что у нас одна концепция, - говорит Артемьев. - В наших расчетах цифры отличались не больше чем на 10 %". Источник в аппарате СПС подчеркивает, что этот шаг не означает поражения реформаторов на аппаратном уровне: "Мы продолжаем апеллировать к президенту". То же говорит и Артемьев: "Часть высшего военного руководства страны настроена очень консервативно, но на самом деле это политический вопрос непосредственно президента России".
Сам Артемьев не видит в предложениях СПС-"Яблока" повода для споров: "По моему личному мнению, у Минобороны сегодня нет серьезных аргументов против согласованной концепции "Яблока" и СПС. Более того, возражений против этой концепции не может быть ни у одного здравого человека. Стратегическая линия, расчеты позволяют нам быть абсолютно убежденными с нашей правоте". Артемьев ссылается на Минфин, который, по его словам, согласен с цифрами реформаторов. "Мы готовы к определенным компромиссам с Минобороны, но главным приоритетом должно стать формирование профессиональной армии в ближайшие 3 года, а не 13 лет", - говорит Артемьев. И продолжает: "Мы считаем, что в последнее время идет содержательная работа. Наша позиция: минимум конфронтации, максимум конструктивных переговоров". Если военные будут резко против, СПС и "Яблоко" намерены продолжать давить на президента, премьера, фракции Госдумы, в первую очередь "Единство".
Позиция Минобороны уже ясна, хотя сам факт реакции военных на замыслы реформаторов уже говорит о некотором движении вперед. Но дать ход важнейшей военно-социальной реформе может только публичная позиция президента. В этом есть сомнения: последние внешнеполитические шаги Кремля не могли не насторожить традиционно реакционное военное начальство, и президент будет по возможности стараться избежать ударов по своему престижу в среде влиятельного генералитета.
[20.11.2001 18:32]
|