[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Наталья Неймышева
Минфин сэкономил на гарантиях для СРП
Ведомости, 13 ноября 2001


Через год с небольшим участникам новых соглашений о разделе продукции придется платить больше налогов - если Дума примет минфиновский вариант соответствующей главы Налогового кодекса. В ближайшие дни правительство внесет ее проект в парламент. Правда, там у варианта Минфина есть противники, утверждающие, что такая глава просто дискредитирует саму идею СРП.

Группа депутатов внесла в Думу свой вариант главы НК еще в феврале. В нем акцент делался на гарантиях для инвесторов и ограничивал количество налогов, которые должны платить участники СРП. А вскоре правительство обсудило проект, подготовленный в Минфине, и отправило его на доработку. Доработка закончилась сейчас, и в ближайшее время проект поступит в Госдуму.

По действующему закону об СРП инвесторы платят только НДС, налог на прибыль, платежи за пользование недрами и ЕСН. Остальное государство получает в виде доли прибыльной продукции. Минфин предлагает существенно расширить перечень налогов.

Согласно законопроекту Минфина инвесторы платят государственную пошлину, таможенные и лицензионные сборы, плату за пользование водными объектами, платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за пользование лесным фондом. Акцизы, таможенную пошлину, налог на имущество организаций и налог с владельцев транспортных средств инвесторы платят в том случае, если объект налогообложения не имеет отношения к СРП. Например, если компания использует автомобиль для работы по соглашению, налог с него платить не надо, а если для других целей - надо.

Авторы проекта уверяют, что они лишь исправляют несовершенство действующего законодательства. "Если инвестор загрязняет нашу атмосферу, причем здесь СРП? " - говорит источник в Минфине. Но аналитики к предложениям чиновников отнеслись неоднозначно. Член экспертного совета при бюджетном комитете Госдумы Михаил Субботин считает, что по минфиновскому варианту лесной налог придется платить даже тем компаниям, которые добывают нефть на шельфе, что абсурдно. "Правительство пытается сделать раздел продукции еще менее удобным для использования", - говорит Субботин. А партнер компании "ПрайсвотерхаусКуперс" Михаил Клубничкин считает, что само по себе расширение списка налогов для рынка не критично. "СРП - это не механизм облегчения налогового бремени. Инвесторам важна стабильность, им нужно заранее и точно знать, какие налоги они платят, а какие - нет. В этом случае все затраты можно будет просчитать и учесть при разделе прибыльной продукции", - говорит эксперт. Но именно гарантий стабильности в минфиновском проекте и не хватает, считает Клубничкин. В нем лишь продекларирован принцип "дедушкиной оговорки", а в депутатском варианте есть практические механизмы реализации этого принципа. Во-первых, инвесторы смогут компенсировать все новые налоги за счет государственной доли нефти. Во-вторых, включать дополнительные налоговые затраты в состав возмещаемых. То есть в конечном счете государство все равно недополучит часть своей прибыли от проекта.

О том, что в главе НК следует подробнее прописать гарантии инвесторам, еще весной писало и Минэкономразвития. Тогда же в своем заключении на проект оно отмечало, что инвесторов нельзя делать плательщиками региональных налогов. По действующему законодательству инвесторы не платят ни региональных, ни местных налогов. Но если местные власти все же заставят компании платить эти налоги, то их можно вычесть из государственной доли продукции. То есть за несоответствие федерального и региональных законов заплатит федеральный бюджет. Очевидно, это не нравится Минфину, который предлагает предоставлять инвестору освобождение от этих налогов только при согласии региональных и местных властей. В противном случае инвестор сможет включить уплаченные налоги в состав возмещаемых затрат, получив при этом меньшую прибыль. А компании, использующие схему "прямого раздела", по-прежнему будут вычитать налоги из госдоли, что Субботин считает "необъяснимой дискриминацией" по отношению к традиционной схеме раздела.

Еще одна претензия экспертов сводится к тому, что документ Минфина не является законом прямого действия. В нем говорится, например, что списки документов, необходимые для освобождения от того или иного налога, устанавливаются различными министерствами и ведомствами (в депутатском законопроекте дан исчерпывающий и весьма короткий перечень таких документов). На практике это будет означать новые проблемы для компаний. Либо документы не утвердят вовремя, либо они будут противоречить закону, либо содержащиеся в них требования сложно будет выполнить, говорит управляющий московского офиса юридической компании "Вегас-Лекс" Александр Шмаков. "Вместо СРП правительство предлагает концепцию "раздел продукции плюс налоги", подытоживает один из авторов депутатского проекта Алексей Мельников.

Ведомости, 13 ноября 2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Глава НК, регулирующая вопросы СРП, может быть внесена в Госдуму в ноябре - пресс-релиз 8 ноября 2001г

Деньги России не нужны
За пять лет иностранцы не смогли вложить ни цента в наши новые нефтяные проекты Михаил Классон "Время МН", 09 ноября № 203 (814)

Тема: "Соглашения о разделе продукции"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]