Вчера кабинет министров на своем заседании под председательством вице-премьера Виктора Христенко вновь обсудил подготовку к зиме и состояние дел с соглашениями о разделе продукции (СРП). Первая тема давно стала политической, а вторая — уже переходит в этот ранг, потому что за последние годы не подписано ни одного нового соглашения с инвесторами, а СРП по Самотлору (1999 г.) никак не вступит в силу.
Прошедшая зима стоила кресел министру энергетики, губернатору Приморского края и ряду чиновников и управленцев более низкого уровня. Злые языки поговаривают, что на этот раз в жертву может быть принесен председатель Госстроя Анвар Шамузафаров. Хотя его ведомство лишь курирует жилищно-коммунальное хозяйство. А оно поистине ужасно: износ фондов превысил 60 проц., число аварий за десять лет выросло в пять раз. Потери в тепловых сетях достигают трети от транспортируемой по ним энергии, то есть на ветер каждый год выбрасывается 65-80 млн т топлива. Христенко заявил, что никто не будет снимать ответственности и с региональных властей за состояние ЖКХ и итоги зимовки.
Тем не менее вчера министр энергетики Игорь Юсуфов и первый зампредседателя Госстроя Сергей Круглик с оптимизмом говорили о проведенной их ведомствами подготовке к зиме. В большой энергетике (хозяйстве Анатолия Чубайса) накоплены небывалые объемы топлива. А в коммунальной, несмотря на невыполнение 100-суточного норматива по его запасам, отопительный сезон все-таки начат. 15 ноября правительство должно получить окончательный доклад не только по накоплению топлива, но и по готовности 66 тыс. объектов энергетики и коммунального хозяйства. Таким образом, есть надежды на то, что россияне зимой все-таки не замерзнут. Правда, остаются отдельные критические регионы. Кроме традиционно кризисного Дальнего Востока, в "черный" список попали Архангельская, Мурманская, Ростовская и Ульяновская области, Алтай.
Что касается СРП, то эта тема актуальна с точки зрения привлечения многомиллиардных инвестиций из-за рубежа и внутри страны. Недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф, съездив на Сахалин, заявил, что местные нефтегазовые проекты являются ключевым механизмом развития экономики Дальнего Востока. Действительно, реализуемые здесь "Сахалин-1" и "Сахалин-2" привлекут в Россию за двадцать пять — тридцать лет 150-200 млрд долл. инвестиций, а прямая выгода государства составит 50-80 млрд долл. Однако СРП по сахалинским проектам были подписаны давно. До сих пор не заработали и более поздние соглашения — по разработке Харьягинского месторождения и по реабилитации Самотлора. А на очереди находятся еще 28 проектов СРП, уже получивших одобрение Госдумы. Ни по одному из них инвесторы с государством соглашение не подписали. По мнению председателя комиссии Госдумы по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях СРП Сергея Иваненко, из-за бездействия правительства в этой области государство за пять лет недополучило от 5 до 10 млрд долл. Как сообщил вчера Юсуфов, последние два года уполномоченные государством лица вообще не вели каких-либо переговоров с потенциальными инвесторами.
В 2000 г. этим должны были заниматься чиновники Минэнерго. Однако в сентябре 2000 г. Владимир Путин решил передать полномочия по СРП в Минэкономразвития.
Лишь в феврале 2001 г. вышло соответствующее постановление правительства, затем весь год в Минэкономразвития формировался департамент по СРП. Наконец, в октябре правительство назначило новых чиновников в наблюдательные советы "Сахалина-1" и "Сахалина-2". А еще все эти годы государство никак не могло вернуть инвесторам взятый с них первоначально НДС. Лишь недавно Христенко подписал протокол о возврате им 68 млн долл.
Вчера Юсуфов сообщил, что начинает работать новая, трехзвенная схема в переговорах с инвесторами: правительство — Минэкономразвития — уполномоченные компании. Последними назначены "Зарубежнефть" и "Роснефть", теперь в них будут формироваться соответствующие департаменты. Затем специалисты государственных нефтяных компаний должны будут сесть за столы переговоров по 28 проектам. Причем в семи из них инвестором выступает сама же "Роснефть", поэтому соглашения по ним будет готовить "Зарубежнефть". Остальные проекты намечено поделить по-братски.
Что предстоит вынести будущим инвесторам, можно показать на примере "Сахалина-2". Здесь для реализации только первого этапа освоения месторождения потребовалось собрать более 1 тыс. всевозможных бумажек и согласований на различных уровнях. Государство обещало устроить инвестору "единое окно", но до сих пор существует аж 30-40 "окошек" и "форточек". Еще инвестору предстоит 70 проц. инвестиций размещать в виде заказов на российских предприятиях. Это положение содержится в законе "Об СРП". "Сахалин-2" ценой невероятных усилий пока смог достичь уровня лишь в 60 процентов.
Наиболее масштабный заказ "Сахалин-2" разместил на Амурском судостроительном заводе, причем без всякого положенного для этого конкурса. Иначе бы заводчанам заказ не достался. Кроме перечисления 35 млн долл., пришлось еще купить в Японии металла на 12 млн долл. и 3 млн долл. положить на депозит в Таможенном комитете в качестве гарантии того, что завод действительно сделает необходимую конструкцию, а не переплавит металл на ложки, чтобы толкнуть их за границей. После получения заказа заводчане месяц расслаблялись, тогда инвесторы, не на шутку обеспокоенные тем, что его выполнение будет сорвано из-за ледостава на Амуре, забегали по коридорам комитета по оборонной промышленности. В итоге в Комсомольск-на-Амуре прилетел самолет со сварщиками из Северодвинска, которые в кооперации с местными специалистами все-таки успели изготовить конструкцию в срок.
Может быть, этот пример нетипичный, но известно, что многие машиностроительные предприятия, лишившись оборонных заказов, попали в тяжелое финансовое положение, а тысячи квалифицированных кадров ушли на более денежные места. Да и не все оставшиеся специалисты знают, как оформить заявку на тендер, а большинство заводов до сих пор не сертифицировано по международным стандартам качества. Возможно, это и к лучшему, что пока на нас не пролился золотой дождь масштабных инвестиций СРП.
|