На начинающихся во вторник переговорах российского и американского президентов основное внимание будет уделено геополитическим проблемам. Намечается новая серьезная попытка сближения России и США. Впервые в "активной" повестке дня находятся экономические вопросы, хотя пока они по-прежнему уступают политическим темам. Заместитель председателя комитета по бюджету Госдумы Михаил ЗАДОРНОВ в интервью обозревателю "Известий" Петру АКОПОВУ предостерегает от повторения старых ошибок в отношениях с США
- Во вторник начинаются переговоры Путина и Буша. Россия сделала ряд политических шагов навстречу США. Может ли она рассчитывать на своеобразную взаимность в экономической сфере?
- Я опасаюсь, что экономическая сторона на переговорах в США останется на третьей-четвертой позиции - после борьбы с терроризмом, Договора по ПРО и расширения НАТО. Мы в известной степени повторяем цикл горбачевской и раннеельцинской политики, в новой эйфории улучшения внешнеполитических отношений и отношений в сфере безопасности политическое руководство не должно забывать экономическую сторону.
Есть несколько направлений, по которым мы должны строить экономическую повестку. Первое - переговоры о вступлении в ВТО. За последние два месяца активизировались переговоры и с американским торговым представителем, и с его европейским коллегой. Есть конкретный график переговоров и принятия законов. Для нас самое главное -недискриминационные условия вступления. Наиболее болезненные для нас вопросы - сталь, авиатехника, телекоммуникации, банковские и страховые услуги.
С ВТО связаны еще две "застарелые" проблемы. Во-первых, статус России как страны с нерыночной экономикой. Подвижки тоже есть - в прошлом месяце Министерство торговли США начало процедуру перевода торгового статуса нашей страны. Но это может занять до девяти месяцев, а можно уложиться и в три. Важно оказывать политическое давление.
Вторая проблема: отмена поправки Джексона-Вэника. Ее давно пора отменять, и это действительно стало бы политическим шагом Вашингтона навстречу нам.
- Получается, что главное для России - добиться отмены старых дискриминационных положений и не допустить появления новых. Этим экономическая повестка дня исчерпывается?
- Нет. Есть еще проблема, которая пока обсуждается лишь в кулуарах, - внешний долг России. Это очень деликатный вопрос, хотя бы потому, что даже понимание проблемы разное. Например, американцы считают, что они оказали в 90-е годы колоссальную помощь России - около 50 млрд долларов в разных формах. На деле суммарный объем американской помощи составил 3-5 млрд долларов, причем в основном они пошли на оплату программ, по которым американские специалисты обучали российских граждан строить рыночную экономику.
С экономической точки зрения Россия сейчас не может рассчитывать на списание части долга. Но есть политическая сторона вопроса - мы знаем примеры, когда странам списывали половину их внешнего долга, в частности, Польше, Египту. Сейчас одно из требований Пакистана к США - глубокая реструктуризация, а фактически списание части его долга.
Россия тратит на выплату по долгам 40-45 процентов годового бюджета. При этом средняя зарплата в России 100 долларов, пенсии - 40. Фактически мы выплачиваем внешний долг только благодаря тому, что поддерживаем на нищенском уровне оплату труда и социальную инфраструктуру страны. Это не только создает сильное социальное напряжение, но и стратегически порождает политическую нестабильность в стране, что вряд ли входит в интересы Запада.
Кроме того, Россия проводит серьезные структурные реформы - пенсионную, военную... Эти реформы стоят денег. Мы должны показать, что нам нужны средства на проведение реформ, которые обеспечат устойчивый рост и гарантированную выплату оставшегося долга. По моему убеждению, проблема долга политически не должна быть закрыта, ее надо всегда иметь в виду на переговорах.
- Какие еще неурегулированные экономические проблемы есть в российско-американских отношениях?
- Еще одной проблемой является отказ США от ратификации международного соглашения, касающегося увеличения квот МВФ. Если бы не эта позиция США, мы могли бы в любой момент привлечь 1,7 миллиарда долларов без всяких условий.
Кроме того, есть целый блок программ, касающихся нашего взаимодействия в сфере безопасности: сделка по урану, по утилизации химических и ядерных вооружений... Эти программы были или заморожены или резко сокращены новой американской администрацией. Считаю, что сейчас было бы своевременно ставить вопрос об их возобновлении и развитии.
- Как обстоят дела с американскими инвестициями в Россию? Можно ли ожидать их серьезного роста?
- Объем американских инвестиций не превышает 1 миллиарда долларов в год, но потенциально его можно кратно увеличить. На прошлой неделе, к примеру, Эксон-Мобил заявила об инвестициях на Сахалине общим объемом в 8-10 миллиардов долларов.
- Что, по вашему мнению, мешает России увязывать на переговорах экономические и политические проблемы?
- Проблема в том, что у нас внешнеполитический блок (администрация президента, МИД), вопросы безопасности (Совбез, силовики) и экономика (правительство) разорваны не только в области переговоров с США, но и при выработке стратегии в других сферах. Нужно продумывать институциональное оформление координации внешней политики, политики в сфере безопасности и экономической стратегии. Совбез такой роли не играет, и все сводится к фигуре президента, который у нас по факту играет роль координатора. Но при всем уважении к президенту, к его способностям один человек не в состоянии этим заниматься.
|