В.В. Путину,
Президенту Российской Федерации
Уважаемый Владимир Владимирович!
Совет Федерации Федерального Собрания РФ на своем заседании 16 апреля
2008г. одобрил проект Федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве»,
который в ближайшее время будет направлен Вам на подписание.
С принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве», тем более в Год Семьи России,
связаны большие общественные ожидания. Речь идет об острой необходимости
совершенствования законодательной базы для развертывания в масштабах
страны работы по профилактике социального сиротства, детской безнадзорности
и семейному устройству сотен тысяч детей – воспитанников домов ребенка,
интернатов и приютов. Однако одобренные Государственной Думой законопроекты
не только не содержат федеральной законодательной базы социального патроната
и патронатного воспитания, но напротив включают ряд норм, которые с
неизбежностью приведут к прекращению профессиональной деятельности по
патронату в регионах России.
Основной идеей и задачей этих законопроектов при их многолетнем обсуждении
и принятии Государственной Думой являлось описание в них основных федеральных
стандартов в области опеки и попечительства и закрепление существующих
форм устройства детей в семью. В настоящее время в 42 субъектах Российской
Федерации на основе принятых региональных законов или законодательных
актов об опеке и попечительстве в дополнение к установленным федеральным
законодательством формам семейного устройства (усыновление, опека и
попечительство, приемная семья) введено также и патронатное воспитание.
Однако принятие вышеуказанных Федеральных законов приведет не к снижению
количества детей-сирот в детских учреждениях и к улучшению работы самих
органов опеки и попечительства, а к фактическому запрету одной из форм
устройства детей - патронатного воспитания. Напомним, что при патронатном
устройстве ребенка ответственность за ребенка передается новой семье,
но при этом часть ответственности за ребенка возлагается и на профессиональную
организацию по патронату, на юридическое лицо, работающее по соглашению
с органом опеки и попечительства. Права и обязанности сторон фиксируются
в договоре о патронатном воспитании. Это отличие патроната от приемной
семьи позволяет решать непростые проблемы, возникающие при передаче
в семью ребенка, особенно, если этот ребенок или из социально-неблагополучной
семьи, или вырос в детском доме, или имеет ограниченные возможности
здоровья.
В законопроектах осталась неизменной главная концепция их авторов, состоящая
в том, что всю ответственность по защите прав и интересов ребенка, постоянно
находящегося в семье, ВСЕГДА И ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ несут только родители
- кровные либо замещающие. Это отражено в изложенной в статье 14 проекта
ФЗ «Об опеке и попечительстве» определении приемной или патронатной
семьи как «опеки или попечительства по договору», что дает право опекуну
или попечителю на получение вознаграждения, но, как и в первичном варианте
законопроекта, предполагает ПОЛНУЮ ответственность опекуна или попечителя
по защите прав и интересов опекаемого (подопечного). Таким образом,
поскольку законопроект не определяет «сопровождающую» профессиональную
организацию как субъект договора при назначении патронатного воспитания,
то с вступлением его в силу автоматически утратят легитимность договора
о патронатном воспитании, заключенные на основании региональных законов
о патронате во многих субъектах РФ.
Тем самым законопроекты игнорирует суть патронатного воспитания, которое
в отличие от приемной семьи заключается в солидарной ответственности
и разграничении прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка
между патронатным воспитателем и юридическим лицом - помогающей, сопровождающей
организацией по патронату, зафиксированных в договоре о патронатном
воспитании. Это позволяет помещать в семью и детей без статуса ребенка-сироты,
избавляет этих детей от вредного для воспитания и развития ребенка пребывания
в приютах, больницах и т.п. Созданные в регионах согласно законам ряда
субъектов РФ организации по патронату практически доказали, что в семью
можно устроить КАЖДОГО ребенка – отказного малыша, подростка, инвалида,
с проблемами в обучении и т.п.
На существующих площадках по патронатному воспитанию созданы правовой,
финансовый, организационный механизмы, отработаны технологии восстановительной
работы с кровными семьями и сопровождения принимающих семей. Это российское
Ноу-Хау с 95% успеха, практическим отсутствием возвратов детей. Модель
таких профессиональных организаций по опеке и попечительству уже тиражируема,
ее можно внедрить по всей стране, быстро и безопасно вывести детей из
приютов и интернатов в семьи, одновременно создавая стройную систему
сопровождения, при минимуме дополнительных бюджетных расходов. Принятые
Государственной Думой законопроекты исключают возможность такой общероссийской
реформы и разрушат уже накопленный в течении 12 лет в регионах России
позитивный опыт работы.
Исходя из того же прямолинейного, не позволяющего разрешать множество
трудных жизненных ситуаций принципа «или-или» (или учреждение, или предоставленная
самой себе «полноценная» семья), авторы законопроектов отказались узаконить
назначаемую органом опеки и попечительства норму «социального патроната»
- как правового основания для социального вмешательства в кровную семью,
находящуюся в социально-опасном положении, в целях ее восстановления
и предотвращения сиротства детей.
Также в законопроектах не дано определения лицензированной «организации
по опеке и попечительству», осуществляющей по поручению властного правоустанавливающего
органа опеки и попечительства многоплановую профессиональную деятельность
по профилактике социального сиротства и семейному устройству детей,
оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, в основу законопроектов положен заведший страну в тупик
принцип невмешательства государства ни при каких обстоятельствах в
дела семьи, в которой живут дети. Сохраняется ситуация, когда «единственным
способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию
в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает число
детей, оставшихся без попечения родителей» (из Доклада Уполномоченного
по правам человека в РФ за 2007г.). Именно действующее федеральное законодательство
узаконило, регламентировало деятельность гигантского «пылесоса», изымающего
детей из неблагополучных семей, и предлагаемые к принятию законопроекты
не меняет этой трагической правовой ситуации, консервируя административный
подход в ущерб развитию профессиональной работы с детьми и семьями,
в этом нуждающимися.
Также в проекте ФЗ «Об опеке и попечительстве» сохранена много раз подвергшаяся
критике, в том числе Правительством РФ, позиция о возможности передачи
ребенка в семью непроверенных граждан при назначении предварительной
опеки.
Исходя из вышеизложенного и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации просим Вас отклонить проект Федерального закона № 184675-4
«Об опеке и попечительстве». Это решение позволит в короткие сроки с
учетом изложенных предложений согласовать позиции по данному законопроекту
и принять его в редакции, которая будет способствовать развитию различных
форм устройства детей-сирот в семью.
Одновременно отправляем Вам наши предложения по внесению изменений и
дополнений в данные законопроекты и пояснения к ним (см. приложение).
Г.А. Явлинский, Председатель РОДП «ЯБЛОКО».
Эксперты Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социальной и демографической
политики:
Б.Л. Альтшулер, РОО «Право ребенка».
С.И. Пронина, РОО «Право ребенка».
С.А. Колосков, Ассоциация родителей детей-инвалидов МООИ «Общество Даун
синдром».
М.Ф. Терновская, директор детского дома № 19 г. Москвы, НКО «Наша семья».
А.Е. Рабинович, Межрегиональная ассоциация выпускников детских домов
и интернатов.
16 апреля 2008 г.