Госдума и Совет Федерации против детей-сирот |
|
16 апреля 2008 года |
Одобренный 16 апреля Советом Федерации законопроект "Об опеке и попечительстве" существенно сужает возможности воспитанников детских домов и детей-инвалидов получить семейное воспитание, а государству, выводя детей из приютов, детских домов в семьи, одновременно создавать систему сопровождения семьи. Этот законопроект разрушит накопленный за 12 лет позитивный опыт такой работы. Об этом говорится в письме Президенту России Владимиру Путину и избранному президенту России Дмитрию Медведеву, направленному представителями общественных организаций "Право ребенка" Борисом Альтшуллером и Светланой Прониной, Межрегиональной ассоциации выпускников детских домов и интернатов Анатолием Рабиновичем, Ассоциации родителей детей-инвалидов МООИ "Общество Даун синдром" Сергеем Колосковым, директором московского детского дома 19 Марией Терновской, председателем РОДП "ЯБЛОКО" Григорием Явлинским. Авторы письма просят отклонить указанный законопроект. Это решение позволит в короткие сроки с учетом изложенных предложений согласовать позиции по данному законопроекту и принять его в редакции, которая будет способствовать развитию различных форм устройства детей-сирот в семью. Авторы письма утверждают, что одобренные Думой законопроекты не содержат федеральной законодательной базы социального патроната и патронатного воспитания, и, более того, включают ряд норм, которые с неизбежностью приведут к прекращению профессиональной деятельности по патронату в регионах России. Напомним, что при патронатном устройстве ребенка ответственность за ребенка передается новой семье, но при этом часть ответственности за ребенка возлагается и на профессиональную организацию по патронату, на юридическое лицо, работающее по соглашению с органом опеки и попечительства. Права и обязанности сторон фиксируются в договоре о патронатном воспитании. Это отличие патроната от приемной семьи позволяет решать непростые проблемы, возникающие при передаче в семью ребенка. Как правило, это касается детей из социально-неблагополучной семьи, выросших в детском доме или с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в 42 субъектах Российской Федерации на основе принятых региональных законов или законодательных актов об опеке и попечительстве в дополнение к установленным федеральным законодательством формам семейного устройства (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) введено также и патронатное воспитание. Законопроекты игнорирует суть патронатного воспитания, которое в отличие от приемной семьи заключается в солидарной ответственности и разграничении прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка между патронатным воспитателем и юридическим лицом - помогающей, сопровождающей организацией по патронату, зафиксированных в договоре о патронатном воспитании. Это позволяет помещать в семью и детей без статуса ребенка-сироты, избавляет этих детей от вредного для воспитания и развития ребенка пребывания в приютах, больницах и т.п. Созданные в регионах согласно законам ряда субъектов РФ организации по патронату практически доказали, что в семью можно устроить КАЖДОГО ребенка - отказного малыша, подростка, инвалида, с проблемами в обучении и т.п. С новым законодательством были связаны большие надежды. "Речь идет об острой необходимости совершенствования законодательной базы для развертывания в масштабах страны работы по профилактике социального сиротства, детской безнадзорности и семейному устройству сотен тысяч детей - воспитанников домов ребенка, интернатов и приютов", - говориться в документе. 16 апреля 2008 года СФ ФС РФ одобрил проект ФЗ "Об опеке и попечительстве", который в ближайшее время будет направлен на подписание президенту России.
См. также: Письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с принятием закона «Об опеке и попечительстве» 16 апреля 2008 года
|
|