[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]

Выступление руководителя фракции "ЯБЛОКО" Григория Явлинского на пресс-конференции, посвященной рассмотрению законопроектов о реформе электроэнергетики.

Москва, Государственная Дума, 8 октября 2002 г.

Благодарю вас за внимание. Только что завершилось заседание фракции, на котором обсуждался вопрос о позиции фракции по голосованию по предложенному правительством совместно с РАО "ЕЭС" пакету законов о реформе электроэнергетики. Фракция приняла решение о солидарном голосовании против этого проекта. Решение принято единогласно. Мы хотели бы ознакомить вас с содержанием нашей позиции и ответить на ваши вопросы.

Игорь Артемьев, Григорий Явлинский и Сергей Иваненко на пресс-конференции в Госдуме 8 октября 2002 г. фото: Ольга Швейцер

Игорь Артемьев, Григорий Явлинский и Сергей Иваненко на пресс-конференции в Госдуме
8 октября 2002 г. фото: Ольга Швейцер
Большой снимок

С каких позиций мы оценивали этот проект? Прежде всего, мы оценивали его с позиций характера рынка, создаваемого в результате принятия этих законов, с точки зрения уровня конкурентной среды, которая возникнет или должна возникнуть в результате реализации этого проекта, с точки зрения антимонопольного законодательства, а также с точки зрения гарантий в отношении потребителей.

Трехмесячный анализ и наша работа по этому пакету, которую возглавлял Игорь Юрьевич Артемьев, показала, что по шести основным параметрам пакет законопроектов не выдерживает критики. Первое - с точки зрения независимого характера регулирования, что не учтено правительством. Во-вторых, с точки зрения абсолютной неадекватности в правовой среде. В-третьих, с точки зрения характера связи между тарифами и затратами, она отражена недостаточно. Точно так же, как недостаточно сформулированы объяснения, кто и как будет устанавливать тарифы. С точки зрения обоснования рентабельности компании, пределов этой рентабельности, правового механизма регулирования в этом секторе. А также с точки зрения прав инвесторов, которые отражены в пакете законов, по нашему мнению, абсолютно недостаточно.

Кроме того, этот проект в целом обладает такой особенностью, что, умышленно или неумышленно, но проект очень сильно страдает с точки зрения ясности, понятности и прозрачности. Такова наша общая оценка.

Политическая оценка проекта заключается в следующем. Этот проект, во-первых, резко повышает уровень монополизма в экономике России. Он предполагает создание монополистов на уровне Федеральной Сетевой Компании, которая будет обладать собственностью 100% всех сетей, и создание Системного Оператора, который будет таким общероссийским "рубильником", который можно выключить с любой момент.

Во-вторых, законопроекты вызывают сомнения с точки зрения непрозрачности и неправового характера решения вопроса о выкупе сетей у нынешних собственников. Кроме того, этот пакет предоставляет возможность вновь осуществить схему так называемых залоговых аукционов и по существу означает олигархический вариант распределения собственности по знакомству и приближенным лицам, что уже мы проходили при проведении залоговых аукционов. Примером является попытка получения кредита РАО "ЕЭС" от "Русала" ("Русского алюминия" - прим. пресс-службы) по Богучанской ГЭС в размере 10 миллионов под залог, вновь под залог, акций РАО "ЕЭС".

Особого внимания заслуживает вопрос тарифов. Проект, безусловно, предполагает резкий рост тарифов. Это на фоне того, что в этом году рост уже состоялся в начале года примерно на 20 процентов, а для конечных потребителей на уровне 18 процентов. Обоснование тарифов никоим образом не меняет сложившуюся сегодня ситуацию, когда в эти тарифы включены такие элементы, как приобретение компанией совершенно непрофильных объектов, включая телевидение, включая проведение различных политических проектов. Только одно "Рен-ТВ" стоило компании 6 миллиардов рублей.

Поэтому общая наша оценка в этой части заключается в том, что создается система политически исключительно опасная, которая сможет диктовать условия российскому бизнесу. Через свои монопольные региональные структуры, находящиеся в частных руках, под жестким контролем РАО "ЕЭС", можно будет манипулировать и политически регулировать, управлять жизнью не только российского бизнеса в целом, но и российских регионов.

Обращаю ваше внимание, что такая конструкция соответствует общей линии, сложившейся в последнее время в политике страны - на установление все в большей степени различного вида вертикалей и авторитарно-корпоративного способа управления страной. Если принятие этих проектов состоится, то появится новый, очень мощный рычаг для установления такого корпоративного, это значит - узкого круга лиц, - способа решения многих экономических и, при этом, политических задач.

Мы еще хотели бы обратить ваше внимание на принципиальную невозможность публично обсуждать эту проблему. Мы не можем отрицать полученные нами сведения о том, что во многих средствах массовой информации были предложены такие схемы, которые не позволяют публиковать отличную от высказываемой РАО "ЕЭС" точку зрения.

Мы хотели бы подкрепить оценку нашей позиции следующими данными. Есть объективные показатели, характеризующие ситуацию с РАО "ЕЭС". Эти показатели дает собственно рынок, дает ситуация на рынке. Что же происходит на рынке в последнее время? Цифры эти известны.

С начала года индекс Российской торговой системы вырос на 28 процентов, при этом, акции РАО "ЕЭС" упали почти на 50 процентов. По прогнозам, которым мы склонны доверять, на рынке сложится ситуация, когда к концу года при этой динамике акции РАО "ЕЭС" будут составлять от одной четвертой до одной восьмой их стоимости. Сложилась ситуация, когда капитализация компании упала за полтора-два года в три раза. То есть в своей стоимости компания потеряла более 6 миллиардов долларов, за полтора года - если приводить точную оценку того, что происходило на рынках - более 60 процентов стоимости своих акций.

Мы полагаем, что такая оценка в целом соответствует нашей оценке пакета законопроектов. Такая оценка рынка является по существу приговором менеджменту компании. И, с нашей точки зрения, внесение этим менеджментом законопроекта и отказ руководства РАО "ЕЭС", а также Министерства экономики учитывать какие-либо предложения, направленные на изменение предложенных проектов, свидетельствуют о том, что решение, которое предлагается, это продуманное, системное решение, которое направлено на реализацию политических и экономических целей, о которых я уже говорил. Их суть - установление нового уровня монополизма и в политике, и в экономике России.

Москва, Государственная Дума, 8 октября 2002 г.


См. также:

"ЯБЛОКО" не приемлет правительственный вариант реформы энергетики - пресс-релиз + фото 8 октября 2002 г. (Пресс-служба)

Заявление фракции "ЯБЛОКО" Государственной Думы О недопустимости принятия законопроектов Правительства о реформе электроэнергетики. 8 октября 2002 г. (Пресс-служба)

Кардинальные недостатки, сохраненные в новом пакете законов по реформированию электроэнергетики. 03 октября 2002 г.

Раздел "Реформа электроэнергетики"

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]

info@yabloko.ru