Настоящий проект закона представляет собой крупный шаг как в выработке единой позиции разработчиков при решении проблемы государственных стандартов общего образования, так и в законодательном оформлении этого решения.
Государственный стандарт для общего образования (т.е. для школы) -основной инструмент задания содержания образования (что связано и с созданием учебников, программ и учебных планов), а также требований к выпускникам ступеней школы (9-й и 11-й классы). Стандарты лежат в основе проведения таких процедур как аттестация и аккредитация школ, являются основой для расчета нормативного финансирования школы и обучения школьников. На их основе должны составляться тесты, или другие измерители уровня знаний, на единых государственных экзаменах. Согласно 7 ст. закона "Об образовании" государственные образовательные стандарты еще в 1992 году были провозглашены как "основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников". Однако, до сей поры они не были приняты.
Отсутствие стандартов порождает множество проблем. Разные учебные заведения учат по разным программам и у ребенка возникают трудности при переходе из одной школы в другую. Стерлась граница между теми знаниями, которые школа обязана дать всем детям бесплатно, и теми, что не обязана -- дополнительными и платными.
Очевидно, что далее такая ситуация неопределенности не может продолжаться. Обсуждаемый законопроект призван разрубить этот "гордиев узел" школьного образования, точнее - развязать целый ряд узлов.
Еще в 1999 году депутатами фракции "ЯБЛОКО" был предложен законопроект "О государственных гарантиях прав граждан на общее образование", который был нацелен на введений рамочного образовательного стандарта на основе нормативного финансирования.
Летом 2002 года Министерство образования сформировало рабочую группу, объединяющую депутатов разных фракций и представителей РАО, которая на основе главы "яблочного" законопроекта и создала ныне рассматриваемый Думой законопроект.
В основе движения к данному проекту лежали три, казалось бы, несовместимые установки: ведомственная - монополизировать разработку стандарта и устранить от нее всех "посторонних", включая Госдуму; охранительная, представленная Российской академией образования и коммунистами думского комитета по образованию и науке, - сузить рамки "излишней свободы" школы и исполнительной власти, "увеличив количество предохраняющих флажков", вплоть до законодательного утверждения всего объема изучаемого в школе материала - формул, законов и т.д., и либеральная, выдвинутая в проекте фракции "ЯБЛОКО", - создать "рамочный стандарт", который и упорядочивает образовательную деятельность школы и сохраняет вместе с тем необходимую степень ее свободы. Представленный проект демонстрирует как трудность, так и плодотворность проведенных согласительных процедур.
Законопроект "О государственном стандарте общего образования" был внесен Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (за № 117605-3, 20 июля 2001 года) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.В Сударенковым, В.А. Мироновым и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В. Шишловым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, С.В. Иваненко, С.С. Митрохиным, А.М. Шелеховым, В.Н. Ивановой, Т.В. Плетневой).
Настоящий Федеральный закон определяет не только понятие, назначение, статус, структуру государственного образовательного стандарта, но и "порядок его разработки, утверждения и использования".
К достоинствам проекта относится следующее:
1) Впервые устанавливаемая в практике законодательства органичная связь образовательного стандарта с нормативным бюджетным финансированием его реализации. Такой подход не только ставит вопрос об образовательных стандартах на прочную финансовую, материально-техническую основу, но и позволяет создать "правовые и финансовые основы обеспечения конституционных прав граждан на общедоступность, бесплатность, качество общего образования".
2) Законодательное закрепление 11-летнего срока школьного обучения.
3) Фиксация общих объемов учебных часов, отведенных школе на реализацию стандарта и, соответственно, подлежащих обязательному бюджетному финансированию.
4) Право на утверждение стандарта основного общего образования (т.е. его наполнения - минимума содержания и требований к выпускникам) перенесено от Госдумы - Правительству. (прошедшие 9 лет ясно показали нереализуемость и нежизнеспособность нормы о принятии содержания стандарта образования федеральным законом).
5) Установление законом государственного образовательного стандарта рамок не только для основного общего (1 - 9 кл.), но и для среднего (полного) образования (1 - 11 кл.), а значит и установление гарантий бесплатного обучения всех 11 лет.
6) Введение в состав стандарта компонента образовательного учреждения ("школьный компонент"), что создает условия для обеспечения вариативности общего образования.
7) Установление профильного уровня стандарта (для старших классов школы)
8) Установление максимальной аудиторной учебной нагрузки.
В целом, предложенный проект впервые за девять лет дает возможность реального движения вперед к оптимальному решению вопроса о государственных стандартах общего образования, поставленного Законом РФ "Об образовании" 1992 года.
|