03.04.98
|
О круглом столе
— Сейчас идут консультации по поводу формирования будущего правительства
и его программы. 8 апреля состоится круглый стол с участием президента,
где лидеры фракций выскажут соображения по программе нового правительства
и предложат кандидатов на министерские посты. Как вы относитесь к самой
идее круглого стола?
— На круглом столе можно было бы обсудить кандидатуру премьер-министра
и прийти к общему мнению. Затем премьер-министр был бы назначен. Затем
он подбирал бы себе министров и утверждал бы их у президента. Это могло
дать результаты. Сделано же все с точностью до наоборот. Премьер-министр
предложен, президент не собирается менять свое решение. И этому несчастному
премьер-министру теперь на круглом столе разные партии, разные фракции
будут давать списки своих министров. Разве можно работать в таких условиях?
- Что будет за правительство, если там будут представители ЛДПР,
КПРФ, еще каких-то партий? Только потому, что они сидели за круглом столом?
Если это задабривание фракций, партий или депутатов, то это бесполезно,
пото-му что такое правительство неработоспособно. Нас такой подход не интересует:
члены фракция «ЯБЛОКО» в трудоустройстве не нуждаются. Мы готовы брать
на себя ответственность, если мы представляем собой команду в правительстве,
если мы согласовали с президентом свою программу и действительно имеем
возможность изменить ситуацию.
- Но круглый стол может помочь согласованию программы деятельности
пра-вительства, а не кандидатур?
- Это совершенно невозможно. Во-первых, это не запланировано. Во-вторых,
это формальное мероприятие, где ничего невозможно ни с кем согласовать.
В-третьих, премьер-министр уже предложен. Он уже сегодня почти был готов
выступать со своей программой. Какой смысл обсуждать теперь, каких министров
можно ему дать под какую-то его собственную программу. Кроме того он сказал,
что будет продолжать дело Черномырдина. Тогда возникает вопрос, а для чего
уволили старое правительство?
Я уважаю процедуры переговоров и возможность разговаривать и с президентом,
и с другими партиями и силами. Но в данном случае это все не может привести
ни к какому положительному результату просто по самой своей структуре.
Так дискредити-руется сама идея круглого стола. Потому что результата никакого
не может быть. Сначала насильно назначают премьер-министра, потом говорят,
только попробуйте за него не проголосовать, а потом предлагают прислать
факсы, кого вы хотите устроить в это правительство. Какая уважающая себя
партия или сила будет посылать эти факсы и кому-то там предлагать каких-то
министров!?
О коалиционном правительстве
- У нас было в известном смысле коалиционное правительство: Чубайс -Черномырдин-
Немцов. «ЯБЛОКО» одобряло и поддерживало то, что декларировал Немцов. Михаил
Задорнов вошел в правительство пусть не от «ЯБЛОКА», но как человек, разделяющий
ваши программные установки. От коммунистов там были поочередно то Валентин
Ковалев, то Аман Тулеев, от ДВР там был Анатолий Чубайс и т.д. Разве это
не коалиционное правительство?
- Нет. Потому что коалиционное правительство - это правительство, за
деятель-ность которого разделяют ответственность партии. Задорнов не представлял
«ЯБЛОКО» в правительстве только потому, что входил в нашу организацию.
Мы работали с Немцовым в Нижнем Новгороде, нам что-то удалось там сделать,
но он не представлял «Яблоко» в правительстве. Это все выдумки. Коалиция
начинается тогда, когда между политическими силами согласовывается определенная
программа. Все идут на какие-то компромиссы и потом вместе выполняют эту
программу.
Об отношении фракции к кандидатуре Сергея Кириенко
- После встречи фракции с и.о. премьера Вы и он совершенно по-разному
оценили ее итоги. Он сказал, что с «ЯБЛОКОМ» есть разногласия, но они не
носят принципи-ального характера. Вы же сказали, что фракция на сегодняшний
день не может поддержать кандидатуру Кириенко именно потому, что принципиальные
расхожде-ния есть. В чем именно принципиальные расхождения с той программой,
о которой Кириенко говорил на встрече с фракцией?
- Мы сказали, что мы не можем его поддержать, потому что на главные
вопросы нет ответов, а не потому, что есть принципиальные расхождения.
- На какие вопросы вы не получили ответов?
- Как ликвидировать неплатежи. Как решить вопросы выплаты заработной
платы. Как создать рабочие места. Что такое промышленная политика и как
она должна проводиться. Как уйти от положения, когда бартер составляет
вместе с векселями и денежными суррогатами 75% в экономике. Как решить
проблему социальной сферы. Как решить проблему с СНГ. Что нужно сделать
для того, чтобы не сокращать 200 тыс. учителей и врачей, что скорее всего
и произойдет. Что он собирается делать с налогами. Что он собирается делать
с дырой в бюджете, которая составляет около 80 млрд.
В отличие от Виктора Степановича Черномырдина, Кириенко признает эти
проблемы.
- Это шаг вперед?
- Да. Но, как и Виктор Степанович Черномырдин, он не дает на них ответа.
По-этому мы сказали, что у нас нет оснований его поддержать. Он формулирует
проблемы близко к тому, что мы бы хотели от него услышать. Мы спрашиваем,
был ли у нас экономический рост? Он говорит: «Сомневаюсь». И мы сомневаемся.
А дальше...? Дальше – ничего. Ответов пока на эти вопросы нет.
- У Черномырдина ответов, вы говорите, нет. Кириенко, если они у
него есть, о них не говорит. А вообще есть ли ответы?
- Наша главная проблема – осознать глубину кризиса нашего положения.
Чубайс хватался то за какой-то безумный Налоговый Кодекс, то за какой-то
безумный бюджет. А решения, что нужно делать, как выходить из этого тупика,
не было. В этом и был и есть кризис правительства. Именно отсюда все скандалы,
компроматы, столкновения в правительстве.
Декларируют жилищную реформу, а делать ничего не могут, потому что
она так не делается. Приносят налоговый кодекс, а сами его не читали. Он
не только увеличивает бремя, а еще ужесточает все условия, что еще больше
подавляет всю экономику. Политически правительство не понимало, что ему
нужно создавать политическую базу, что нужно на кого-то опираться, что
нужно делать шаги в области местного самоуправления, выводить теневую экономику
на свет. Нужно дать людям возможность дышать. Надо начинать платить зарплату.
Никто даже на понял, что социальная проблема, социальный пакет - это не
вопрос выплат тем или иным категориям, а пересмотр политики доходов в стране
в том смысле, чтобы удельный вес, например, расходов семьи так изменялся,
чтобы расходы на питание росли, а падали. А расходы на товары длительного
пользования, на отдых, на спорт увеличивались. Это будет говорить об улучшении
качества жизни.
- Кириенко это так понимает?
- Он не говорил об этом. Написанная программа и реализованная политика
– разные вещи. Прогнозировать шаги политика можно, если это – известный
в политике человек. О Кириенко мы не знаем, как он относился к прежнему
Налоговому кодексу. Каковы его позиции по приватизации? Какова его точка
зрения на прошлый и позапрошлый бюджет? Как он относится к малому и среднему
предпринимательству? Как он относится к выполнению государством своих социальных
обязательств? Это все - политическая биография, так складывается образ
премьер-министра. Мы же почувствовали себя немного иностранными туристами,
которые увидели неизвестного человека и он рассказал, что там они на луне
думают о решении каких-то проблем.
Вот если бы во время последнего выступления Виктора Степановича на
заседании правительства, вдруг неожиданно встал бы министр топлива и энергетики
Кириенко, вышел бы на трибуну и заявил, что официальные оценки деятельности
правительства неверны, потому что это не факт, рост 0,4 % . Потому что
то, что вы говорите, что у нас 12% - это мелкое и среднее предпринимательство
и 30% рост, то это означает, что уже ВВП не может вывести на 0,4% и т.д.
и т.д. Вот это была бы тогда фигура. Тогда сегодня можно было бы серьезно
слушать, что этот человек говорит о программе. А если ничего этого не происходило
и человек просто приходит и зачитывает листочек, почему мы должны думать,
что он действительно так думает или что он действительно будет это делать.
-Как ваша фракция относится к отмене результатов выборов в Нижнем
Новгороде?
- Это совершенно недопустимо. Нельзя брать под стражу победившего на
выборах мэра. Это прямой вызов по отношению к избирателям. Это нарушение
их прав, использование избирательных процедур в качестве политической дубины,
метода политического возмездия, потому что кому-то не понравился результат
выборов.
По оценкам наших специалистов, существенных нарушений в ходе выборов
не было. Аргументы, которые приводятся федеральными властями по данному
поводу - неубедительны и не могут быть приняты.
-Почему все-таки такая неоднозначная фигура была избрана?
- Граждане в Нижнем Новгороде очень сильно доверяли прежнему областному
губернатору Борису Немцову, который, идя на губернаторские выборы, обещал
в случае избрания оставаться на этом посту до конца срока. Потом он передумал
и уехал в Москву. Видимо, линия, которую он проводил в Москве, также не
совпала с представлениями его земляков. В результате они избрали мэром
города одного из его серьезных оппонентов.
Вообще же самая главная проблема сегодняшнего кризиса заключается в
том, что люди все меньше и меньше доверяют каким бы то ни было властям.
А вообще такой способ обращения с гражданами, который продемонстрировал
президент Борис Ельцин, когда вдруг он убрал все правительство, не объяснив
причин этого, потом назначил и.о. премьера неизвестного человека, пусть
даже и земляка нижегородцев, это вызвало у людей такое отторжение, раздражение
и непонимание, что они при малейшей возможности немедленно отреагировали
протестным образом". |