Яблоко. Начальная страница.

Григорий Явлинский отвечает на вопросы журналистов

Пресс-релиз
03.04.98
 

О круглом столе

— Сейчас идут консультации по поводу формирования будущего правительства и  его программы. 8 апреля состоится  круглый стол с участием президента, где лидеры фракций выскажут соображения по программе нового правительства и предложат кандидатов на министерские посты. Как вы относитесь к самой идее круглого стола? 
— На круглом столе можно было бы обсудить кандидатуру премьер-министра и прийти к общему мнению. Затем премьер-министр был бы назначен. Затем он подбирал бы себе министров и утверждал бы их у президента. Это могло дать результаты. Сделано же все с точностью до наоборот. Премьер-министр предложен, президент не собирается менять свое решение. И этому несчастному премьер-министру теперь на круглом столе разные партии, разные фракции будут давать списки своих министров. Разве можно работать в таких условиях? 

- Что будет за правительство, если там будут представители ЛДПР, КПРФ, еще каких-то партий? Только потому, что они сидели за круглом столом?  
 Если это задабривание фракций, партий или депутатов, то это бесполезно, пото-му что такое правительство неработоспособно. Нас такой подход не интересует: члены фракция «ЯБЛОКО» в трудоустройстве не нуждаются. Мы готовы брать на себя ответственность, если мы представляем собой команду в правительстве, если мы согласовали с президентом свою программу и действительно имеем возможность изменить ситуацию. 

- Но круглый стол может помочь согласованию программы деятельности пра-вительства, а не кандидатур? 
- Это совершенно невозможно. Во-первых, это не запланировано. Во-вторых, это формальное мероприятие, где ничего невозможно ни с кем согласовать. В-третьих, премьер-министр уже предложен. Он уже сегодня почти был готов выступать со своей программой. Какой смысл обсуждать теперь, каких министров можно ему дать под какую-то его собственную программу. Кроме того он сказал, что будет продолжать дело Черномырдина. Тогда возникает вопрос, а для чего уволили старое правительство? 
Я уважаю процедуры переговоров и возможность разговаривать  и с президентом, и с другими партиями и силами. Но в данном случае это все не может привести ни к какому положительному результату просто по самой своей структуре. Так дискредити-руется сама идея круглого стола. Потому что результата никакого не может быть. Сначала насильно назначают премьер-министра, потом говорят, только попробуйте за него не проголосовать, а потом предлагают прислать факсы, кого вы хотите устроить в это правительство. Какая уважающая себя партия или сила будет посылать эти факсы и кому-то там предлагать каких-то министров!? 
 

О коалиционном правительстве

- У нас было в известном смысле коалиционное правительство: Чубайс -Черномырдин- Немцов.  «ЯБЛОКО» одобряло и поддерживало то, что декларировал Немцов. Михаил Задорнов вошел в правительство пусть не от «ЯБЛОКА», но как человек, разделяющий ваши программные установки. От коммунистов там были поочередно то Валентин Ковалев, то Аман Тулеев, от ДВР там был Анатолий Чубайс и т.д. Разве это не коалиционное правительство? 
- Нет.  Потому что коалиционное правительство - это правительство, за деятель-ность которого разделяют ответственность партии. Задорнов не представлял  «ЯБЛОКО» в правительстве только потому, что входил в нашу организацию. Мы работали с Немцовым в Нижнем Новгороде, нам что-то удалось там сделать, но он не представлял «Яблоко» в правительстве. Это все выдумки. Коалиция начинается тогда, когда между политическими силами согласовывается определенная программа. Все идут на какие-то компромиссы и потом вместе выполняют эту программу. 
 

Об отношении фракции к кандидатуре Сергея Кириенко

-  После встречи фракции с и.о. премьера Вы и он совершенно по-разному оценили ее итоги.  Он сказал, что с «ЯБЛОКОМ» есть разногласия, но они не носят принципи-ального характера. Вы же сказали, что фракция на сегодняшний день не может поддержать кандидатуру Кириенко именно потому, что  принципиальные расхожде-ния есть. В чем именно принципиальные расхождения с той программой, о которой Кириенко говорил на встрече с фракцией?  
- Мы сказали, что мы не можем его поддержать, потому что на главные вопросы нет ответов, а не потому, что есть принципиальные расхождения. 

- На какие вопросы вы не получили ответов? 
- Как ликвидировать неплатежи. Как решить вопросы выплаты заработной платы. Как создать рабочие места. Что такое промышленная политика и как она должна проводиться. Как уйти от положения, когда бартер составляет вместе с векселями и денежными суррогатами 75% в экономике. Как решить проблему социальной сферы. Как решить проблему с СНГ. Что нужно сделать для того, чтобы не сокращать 200 тыс. учителей и врачей, что скорее всего и произойдет. Что он собирается делать с налогами. Что он собирается делать с дырой в бюджете, которая составляет около 80 млрд. 
В отличие от Виктора Степановича Черномырдина, Кириенко признает эти проблемы. 

- Это шаг вперед? 
- Да. Но, как и Виктор Степанович Черномырдин, он не дает на них ответа.  По-этому мы сказали, что у нас нет оснований его поддержать. Он формулирует проблемы близко к тому, что мы бы хотели от него услышать. Мы спрашиваем,  был ли у нас экономический рост? Он говорит: «Сомневаюсь». И мы  сомневаемся.  А дальше...?  Дальше – ничего. Ответов пока на эти вопросы нет. 

- У Черномырдина ответов, вы говорите, нет. Кириенко, если они у него есть, о них не говорит. А вообще есть ли ответы? 
- Наша главная проблема – осознать глубину кризиса нашего положения. Чубайс хватался то за какой-то безумный Налоговый Кодекс, то за какой-то безумный бюджет. А решения, что нужно делать, как выходить из этого тупика, не было. В этом и был и есть кризис правительства. Именно отсюда все скандалы, компроматы, столкновения в правительстве. 
Декларируют жилищную реформу, а делать ничего не могут, потому что она так не делается. Приносят налоговый кодекс, а сами его не читали. Он не только увеличивает бремя, а еще ужесточает все условия, что еще больше подавляет всю экономику. Политически правительство не понимало, что ему нужно создавать политическую базу, что нужно на кого-то опираться, что нужно делать шаги в области местного самоуправления, выводить теневую экономику на свет. Нужно дать людям возможность дышать. Надо начинать платить зарплату. Никто даже на понял, что социальная проблема, социальный пакет - это не вопрос выплат тем или иным категориям, а пересмотр политики доходов в стране в том смысле, чтобы удельный вес, например, расходов семьи так изменялся, чтобы расходы на питание росли, а падали. А расходы на товары длительного пользования, на отдых, на спорт  увеличивались. Это будет говорить об улучшении  качества жизни. 

- Кириенко это так понимает? 
- Он не говорил об этом. Написанная программа и реализованная политика – разные вещи. Прогнозировать шаги политика можно, если это – известный  в  политике человек. О Кириенко мы не знаем, как он относился к прежнему Налоговому кодексу. Каковы  его позиции по приватизации? Какова его точка зрения на прошлый и позапрошлый бюджет? Как он относится к малому и среднему предпринимательству? Как он относится к выполнению государством своих социальных обязательств? Это все - политическая биография,  так складывается образ премьер-министра. Мы же почувствовали себя немного  иностранными туристами, которые увидели неизвестного человека и он рассказал, что там они на луне думают о решении каких-то проблем. 
Вот если бы во время последнего выступления Виктора Степановича на заседании правительства, вдруг неожиданно встал бы министр топлива и энергетики Кириенко, вышел бы на трибуну и заявил, что официальные оценки деятельности правительства неверны, потому что это не факт, рост 0,4 % . Потому что то, что вы говорите, что у нас 12% - это мелкое и среднее предпринимательство и 30% рост, то это означает, что уже ВВП не может вывести на 0,4% и т.д. и т.д. Вот это была бы тогда фигура. Тогда сегодня можно было бы серьезно слушать, что этот человек говорит о программе. А если ничего этого не происходило и человек просто приходит и зачитывает листочек, почему мы должны думать, что он действительно так думает или что он действительно будет это делать. 

-Как ваша фракция относится к отмене результатов выборов в Нижнем Новгороде?  
-  Это совершенно недопустимо. Нельзя брать под стражу победившего   на выборах мэра. Это прямой вызов по отношению к избирателям. Это нарушение  их  прав, использование  избирательных процедур в качестве политической  дубины, метода  политического возмездия, потому что кому-то не понравился результат выборов. 
По оценкам наших специалистов, существенных нарушений  в  ходе выборов не было. Аргументы, которые приводятся федеральными властями по  данному поводу  - неубедительны и не могут быть приняты. 

-Почему все-таки такая неоднозначная фигура была избрана? 
- Граждане в Нижнем  Новгороде   очень  сильно  доверяли  прежнему  областному губернатору  Борису  Немцову, который, идя  на губернаторские выборы, обещал  в случае избрания оставаться  на этом  посту  до конца срока. Потом он  передумал и  уехал  в  Москву. Видимо, линия, которую он проводил в Москве, также не совпала с представлениями его земляков. В результате они избрали мэром  города одного  из  его  серьезных  оппонентов. 
Вообще же самая главная проблема сегодняшнего кризиса заключается  в том, что люди все меньше и меньше доверяют каким бы то ни было властям. 
А вообще такой  способ обращения с гражданами, который продемонстрировал президент Борис Ельцин, когда  вдруг он  убрал  все  правительство,  не  объяснив причин этого, потом назначил и.о. премьера неизвестного человека, пусть даже  и земляка  нижегородцев, это  вызвало у  людей  такое отторжение, раздражение  и  непонимание,  что  они  при  малейшей возможности немедленно отреагировали протестным образом".

Предыдущий пресс-релиз
Пресс-служба
Слкдующий пресс-релиз
 
 

Copiright(c) 1998 Yabloko info@yabloko.ru
Web Powered by ORC info@orc.ru