|
ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ |
14.03.98 |
Уважаемые делегаты съезда!
Целью нашего собрания является точное, насколько это возможно, определение “системы координат”, в которой мы сегодня находимся. Логику сегодняшних событий нельзя было предвидеть в полном объеме, не нашлось оракулов, которые могли бы в подробностях рассказать нам, скажем, в конце 80-х о том, что будет представлять собой наша политическая система и наша страна в конце девяностых. И мы не сможем правильно выработать задачи, цели Движения, если не определим, в каком положении находится наша страна, общество, политическая система. Мы определяем нынешний общественно-экономический порядок как корпоративный олигархический строй, основанный на еще советских монополиях. Корпоративная означает, что правительство представляет прежде всего интересы узких корпораций, а не интересы большинства граждан России. Эта система воспроизводится на региональном уровне и там в зависимости от региона и его возможностей, выстраивает собственные узко корпоративные группировки, которые не только претендуют, а фактически осуществляют политическую и, соответственно, экономическую власть. Когда мы говорим, что это — олигархическая система, мы имеем в виду, что она представляет собой соединение власти, денег и прессы, т.е. возможности формирования политического настроения одними и теми же людьми. Мы также имеем в виду, что большая часть капитала в России сегодня образуется не благодаря свободной конкуренции и частной собственности, а благодаря разнообразным формам сращивания государства и бизнеса. Когда мы говорим, что наша система является полукриминальной, то это значит, что нелегальный оборот является источником формирования российских капиталов, а коррупция стала самостоятельной политической силой. Когда мы утверждаем, что система эта основана на прежних советских монополиях, мы возвращаемся к ее истокам. Эта система сложилась не случайно. Ее корни находятся в значительной мере в той политической системе, которая была создана и существовала в России 70 лет. Оттуда проистекают многие из язв и пороков нашей политической действительности. Но особенности нынешней системы коренятся в грубейших провалах и ошибках, очевидных в самом начале реформ. Они связаны с тем, как была проведена в России либерализация, которая представляла собой не столько либерализацию и освобождение общества от бывших советских монополий, сколько освобождение собственно этих монополий и их номенклатурных директоров. С тем, как была проведена приватизация — с попыткой уже в новой России реализовать уравниловку в приватизации, - и чем это закончилось. С тем, каким несусветным образом были сделаны первые шаги в области федерализации наших отношений, закончившиеся на значительной территории нашей страны конфликтами и даже войной на Северном Кавказе. Все это — корни той системы, которая сегодня сложилась, Но мы не должны забывать и том, что у нас есть и традиции, укоренившиеся в нашей стране за многие века. Они связаны с традиционной слабостью правового сознания и слабостью гражданского общества или даже его отсутствием, с традиционным для России неумением отстаивать коренные для страны интересы. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что революции в России случаются, как правило вовсе не тогда, когда происходит глубочайший экономический кризис, и вовсе не тогда, когда у нас голодные, в прямом смысле, времена. А революции, как показала история 20 в., случаются тогда, когда происходит моральное и нравственное отторжение российского общества от власти. Так случилось в 1917-ом, и российская монархия прекратила свое существование. Так сложилось и в 1991, когда коммунистический, полностью дискредитированный режим, в который не верил уже ни один человек, рухнул под тяжестью своей лжи и несостоятельности. Вспомните людей, которые составляли сотни тысяч выходящих на площади в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово... Вспомните лица этих людей — лица, исполненные надежды, веры, лица людей, готовых к трудным временам, к борьбе за будущее... Но по их спинам к реальной власти пришли в России другие люди. На их настроениях хорошо обосновалась номенклатура и ее назначенцы. Именно они создали отталкивающую систему слияния власти и денег, которую, перефразируя известную политэкономическую формулу: товар — деньги — товар, можно определить так: власть — деньги — власть. Что это означает в нашей повседневной жизни? Мы привыкаем к тому, к чему в нормальной развитой стране привыкнуть совершенно невозможно. К солдатам, просящим милостыню на улицах. К голодающим врачам скорой помощи. К бандитским и милицейским “крышам”. К спискам политиков страны, которые практически совпадают со списками ведущих бизнесменов. К роли семьи в управлении государством, какую можно встретить в столь явном виде только, может быть, в Индонезии. Мы привыкаем и к тому, что олигархические группы открыто, не стесняясь, обсуждают, кого они назначат будущим президентом, и как его сделать более экономичным для этих групп. Мы привыкаем и к тому, что другая группа говорит, что назначит наследника. И все это всерьез обсуждается в нашем обществе, приучая к тому, что таким и будет реальный ход вещей. Помните тезис, который придумали тогда, когда еврокоммунисты сказали, что то, что сложилось в Советском Союзе, ни на что не похоже. И последовал ответ: “Это - реальный социализм, все прочее — только разговоры”. Этот сусловский тезис возвращается к нам — вот так реально формируют власть. Все это вместе и означает глубокий и серьезный моральный кризис, который сложился в нашей стране. Что же теперь может сделать наше общество, учитывая что это признаки того самого морального кризиса, который уже дважды в этом столетии приводил к краху существовавшую систему? ЯБЛОКУ постоянно задают вопросы, является ли оно либеральным, социально-демократическим, может, консервативным направлением? Так вот на нашем съезде я хочу сказать о том, что в условиях системы, о которой идет речь, и морального кризиса в нашем обществе ЯБЛОКО является общедемократической партией прав и свобод граждан и человека, партией европейских ценностей и объединяющей всех, кто понимает опасность и недопустимость того морального и социально-экономического кризиса, в котором находится наша страна, в результате чего Россия может оказаться перед закрытой дверью в общества развитых стран XXI века. Безусловно, у ЯБЛОКА есть либеральные задачи. Наши либеральные задачи - это низкие налоги, защита предпринимателей, конкуренция, развитие всех форм предпринимательства по всей стране, демонополизация, обостренная конкуренция, защита прав потребителей. Потому, что только такие меры могут создать в России “пирог”. Есть и социал-демократические задачи. Это новая пенсионная система, защита от бедности, сохранение нашего образования и интеллектуального потенциала. Всего даже невозможно перечислить. У нас есть и консервативные задачи. Это защита наших рубежей, семьи и всех ценностей, выработанных веками в российском обществе. Если говорить серьезно, то эффективная политика в России, мы повторяем это от съезда к съезду, это политика одновременного движения: создания и увеличения народного богатства и одновременно абсолютная необходимость - удовлетворение социальных требований нашего народа, решение задач защиты страны от бедности и нищеты. Такова наша реальная ситуация, она существенно отличается от того, что можно наблюдать в учебниках или реалиях Западной Европы. Там есть возможность приходить либералам к власти, создавать этот пирог, а потом социал-демократам приходить и съедать этот пирог. Снова приходить либералам и снова увеличивать его. Таких возможностей сегодня у России не существует. Выполняя одну задачу, мы не можем не заниматься другими. Практика и политика последних лет, организационно-политическая жизнь политических структур показывает, что нет перспективы столь узких, благородных, но теоретических решений политических движений. Мы вынуждены адресовать нашу политику одновременно по всем этим направлениям. И поэтому еще раз подчеркну, т.к. это является постоянным вопросом: ЯБЛОКО — общедемократическая партия, которая ставит перед собой задачу объединения всех демократических сил накануне выборов, всех, кто понимает угрозу создания в стране корпоративного режима, против которого, как показал весь исторический опыт, страна будет бороться десятки лет, если хватит на это внутренних сил. Нам угрожает очень серьезная опасность. Корпоративная система потому и является корпоративной, что может всех и всегда расставить по местам. А это означает, и вы это видите, как хорошо вписались в эту систему фракции в Государственной Думе, например. На каждой лежит своя задача, каждая выполняет ее с большим или меньшим успехом. Есть задача, отведенная и нам с вами. Это задача заключается в том, чтобы мы были с вами цветком в петлице фрака корпоративно-олигархической системы. Быть декорацией, кивая на которую можно всегда сказать: “Как у нас нет демократии? Помилуйте, вот же демократическая оппозиция, вот живые ходят по улицам, заседают в парламенте. И мы разрешаем им избираться, 8% - нет проблем. Мы им создали комфортные условия — они чисты, их совесть спокойна, можно и за границу поехать. Только они, конечно, не должны переходить определенных рамок. Но это мы с ними сами поговорим и дадим нужное указание в нужное время”. Господа, разве вы не видите этой опасности? Разве вы не понимаете ее? Многие из депутатов нашей фракции чувствуют это каждый день. Поэтому размышляя о нашей будущей политической деятельности, мы можем говорить только в том, что готовы бросить вызов и объединить всех или почти всех, кто в 1991 году ждал иной жизни. Это будет выход за пределы той декоративной роли, которую нам всерьез расписала эта система. Мы не раз говорили с вами, что мы не участвуем в правительстве именно потому, что не хотим быть декорацией. Так вот на этом съезде мы с вами должны вспомнить о том, что, даже не участвуя в правительстве, можно тоже оставаться декоративной структурой. Это для нас совершенно неприемлемо. Вот, пожалуй, тот критерий, с позиции которого мы должны себя спрашивать, что же мы делаем в политике? Преодоление морального кризиса и есть вызов. Этот вызов в попытке объединения всех этих людей в нашей стране. Мы же должны помочь нашей интеллигенции. Помочь вернуться на сторону слабых и беззащитных и перестать служить наглым и беззастенчивым. В этих условиях я постараюсь сформулировать основные задачи, которые стоят в практическом плане перед ЯБЛОКОМ, с тем, чтобы оно было в состоянии двигаться в этом направлении. Я хотел бы сформулировать наше политическое кредо, состоящее из 3-х основных задач. ЯБЛОКО - это политическая партия, ставящая своей задачей формирование в России организованного гражданского общества, цивилизованного государства и конкурентной, социально ориентированной экономики. Формирование гражданского общества в России является для нас стратегическим приоритетом №1. Мы считаем главной предпосылкой и наиболее фундаментальным условием возникновения криминально-олигархической системы — отсутствие институтов самоорганизации, способных отстаивать законные интересы самых разнообразных групп населения и оказывать целенаправленное влияние на власть. Мы заявляем: организованному насилию узкокорыстных группировок может противостоять только организованное общество. Сегодня достаточно четко обозначились основные направления, где объективно зарождается организованное гражданское общество. Это в первую очередь, сфера трудовых отношений с ее неизбежным столкновением и взаимодействием между работником и работодателем. Второе. Это сфера взаимодействия и противостояния в определенной степени между гражданином и бюрократией, в которой первой проигрывающей стороной оказывается гражданин. Это такие зоны столкновения интересов, как потребительский рынок, здравоохранение, страхование, система жилищно-коммунального хозяйства и услуг. Каждую из этих конфликтных зон мы рассматриваем как область, в которой может произойти формирование организованных структур защиты интересов граждан. Будь то независимые профсоюзы, объединение по защите социальных и гражданских прав, органы местного самоуправления, ассоциации местных предпринимателей, общества потребителей, товарищества по месту жительства. Не следует думать, однако, что эти ростки будет расти сам по себе. Чрезвычайно велика опасность, что именно в России, именно в настоящее время в этих зонах возникнут естественные и привычные в нашей стране структуры корпоративного толка. В известном смысле российское общество накануне XXI века стоит на перепутье. Пока еще не ясно, по какому пути пойдет наше общество и наша страна. Пойдет ли она по трудной дороге создания в России свободного открытого демократического гражданского порядка или развитие пойдет по пути развития корпоративной авторитарной олигархической системы. Ситуация сегодня крайне не однозначна. Возьмем, например, такой важный для ЯБЛОКА институт, как местное самоуправление, который является базисным фактором создания гражданского общества. Именно оно позволяет гражданам объединиться с целью реализации повседневных интересов. Да, на многих российских территориях этот институт бесспорно развивается. Но мы не можем закрывать глаза на то, как это происходит, пожалуй, в большинстве из них. Все более типичной становится, например, следующая картина. Избранный населением глава администрации концентрирует в своих руках всю полноту власти, приручает представительный орган самоуправления, прикармливает местных представителей власти. И эта неприкрытая монополия власти обретает, конечно, экономические основы в лице коммерческих структур, способных в силу своей близости к хозяину территории устранять конкурентов, получая контроль над местными и не только местными органами власти. Если мы добавим к этому тесное взаимодействие, а подчас и сращивание руководства с наиболее могущественными группировками криминалитета, то мы получим на микроуровне почти полную картину того самого режима, о котором мы говорим. Нашу главную опору в борьбе с этими явлениями мы видим в людях, стремящихся реализовать свои законные интересы самостоятельно, не уповая на покровителей в лице государства, на вождей или на элиту. Мы видим это в тех людях, которые готовы объединяться с этой целью в свободные гражданские ассоциации. Этих людей ЯБЛОКО должно представлять в органах власти местного уровня и именно они являются потенциальными членами нашего движения. Да, мы не можем сказать, что этих людей много. Но если мы не откроем двери, мы рискуем так и не увидеть этих людей. ЯБЛОКО слабо пока еще влияет на формирование гражданского общества как в центре, так и в регионах. Мы должны признать, что не замечаем, не понимаем или закрываем глаза на массовые нарушения гражданских прав, чинимое властями как в центре так и в регионах. Мы из рук вон плохо работаем с профсоюзами. Слабо налаживаем связи с теми, которые могли бы стать эффективными. Не критикуем корпоративные структуры, создаваемые в профсоюзах. Недостаточно работаем с органами местного самоуправления, все еще по державному считая, что это не настоящая политика. Все еще считая, что это какие-то мелочи, хотя все здание нашей политики строится именно там. Нами остаются незамеченными в большинстве регионов объединение граждан или попытки объединения граждан, скажем, по месту жительства, по основным интересам. Мы не замечаем формирующийся так называемый третий сектор. Ведь в этом и должен состоять смысл нашей работы, если мы хотим быть не узкой партией удобно устроившихся людей, а партией, которая претендует на то, чтобы быть общим демократическим движением в России в условиях, когда она потерпела такую серьезную дискредитацию. Стараясь провести как можно больше наших представителей в органы государственной власти, мы зачастую не думаем о тои, зачем мы это делаем, в чем задача и в чем конкретное решение? Чем, кроме численности (а у нас в регионах численность уже значительная, мы этого добились во многих местах), мы можем похвастаться там, какими делами и начинаниями? Мы еще не можем сказать, что активная гражданская часть населения готова поддерживать нас на выборах, выделяя ЯБЛОКО из других партий. Но в этом состоит наша главная задача на ближнюю и среднюю перспективу —стать лидером организованного гражданского общества. Только в данном случае и в данном качестве мы можем серьезно расширить свои электоральные возможности. Вторая наша задача, как я уже сказал, — это построение в России цивилизованного государства. Я думаю, что сегодня всякий нормальный непредвзятый человек согласится с употреблением именно этого термина, если принять во внимание, что на самом деле произошло в нашей стране. Надо назвать вещи своими именами, хотя трудно многим нашим явлениям подобрать принятые в цивилизованном обществе терминами. По многим признакам и для многих людей российская государственность переживает период варварства. Какое другое слово можно подобрать, когда приватизируются государственные функции олигархическими корпоративными группировками? Когда существует тотальное взяточничество, массовые нарушения государственными органами прав граждан, сращивание правоохранительных органов с организованной преступностью, бесконтрольность и правовой произвол губернаторов, неисполнение чиновниками государственных органов решения судов, массовое разворовывание под различными предлогами и без всяких предлогов вообще бюджетных средств и так далее. Итак, своей второй политической задачей мы считаем реализацию гражданской концепции государственной власти. И здесь, я должен сказать, что нынешнему положению в экономике (уделить внимание которой не позволяет время) мы обязаны тем, что все эти годы с упорством, достойным лучшего применения, занимались изолированными узконаправленными экономическими реформами, оставив в стороне серьезное государственное гражданское строительство. В результате мы породили экономического урода, в котором 75% составляют бартер и векселя, в котором неплатежи между предприятиями превышают 100 миллиардов долларов, в котором миллиарды составляют невыплаты заработной платы, в которой появляются экономические категории, несвойственные ни плановой, ни рыночной экономической системе. Что же мы понимаем под гражданской концепцией государственной власти? Под гражданской концепцией государственной власти мы понимаем перераспределение общего объема власти от чиновника к гражданину, верховенство закона над подзаконными актами в нормативно-правовом регулировании, сосредоточение минимально возможного объема власти в руках чиновника и выборного должностного лица, принцип прозрачности государственных структур и бюджетного процесса, четкие механизмы общественного контроля за деятельностью государства, систему парламентского и общественного контроля за силовыми структурами и спецслужбами, систему жесткого контроля за доходами и расходами чиновника, укрепление гарантий разделения и взаимного контроля властей, создание механизмов предотвращения и искоренения коррупции, бесчинства власти, децентрализацию власти, распределение ее по трем хорошо известным уровням: федеральный, региональный, муниципальный при одновременном создании системы взаимного контроля. Ставя перед собой такую задачу, мы отдаем себе отчет в том, что мы весьма существенно ограничены некоторыми обстоятельствами. Одним из них является действующая Конституция, вторым — отсутствие на сегодняшний день рычагов исполнительной власти. Но все же даже в рамках нынешней Конституции реализовано еще далеко не все. Кроме того, ЯБЛОКО имеет фракцию в парламенте — 10% законодательной власти — потенциал которой, я считаю, далеко не реализованным. Мы не раз говорили о том, что правительство практически не ведет в нужном объеме законотворческую работу. Мы же считаем, что именно закон является главным инструментом регулирования в цивилизованном государстве. И наша задача заключается в том, чтобы мы начали системную подготовку законодательства во фракции. Наша фракция до сих пор не может сформулировать в полном объеме ту концепцию законодательства, которую ЯБЛОКО отстаивает и считает необходимым реализовать. Мы часто не замечаем, как через разные законы протаскиваются коммунистами и жириновцами крошечные элементы, из которых потом сложится система, которую невозможно будет переделать в исторически короткий срок. Это касается уголовного, административного, жилищного, семейного законодательства и многих других. Можно, конечно, оправдываться тем, что нас мало. Но для того, чтобы по крайней мере бросить вызов такому движению — нас достаточно. Вопрос заключается в другом: в какой мере, в какой степени мы в состоянии использовать ту власть, которая у нас все же имеется. Мы не должны больше работать в режиме реагирования на законопроекты. Мы должны создать скоординированную законодательную инициативу фракции, а не раздробленную, при которой отдельный разработчик еще долгое время согласовывает с другими членами своей же фракции принципиальные позиции. Мы должны найти механизм снятия противоречий между членами фракции по тем или иным законодательным направлениям. Законодательная активность большинства депутатов должна возрасти. Мы должны вовлечь в орбиту фракции максимум интеллектуальных и экспертных кадров, способных усилить ее законотворческую деятельность. Поэтому я считаю своевременным поставить перед фракцией задачу мобилизации всех юридических сил для системной и комплексной работы законодательства. Уважаемые господа! Если этого не сделает наша фракция, то не сделает никакая другая. И у нас достаточно компетентных людей для того, чтобы эту задачу решить. И, наконец, третья задача, о которой я сегодня сказал вам. Это конкурентная социально ориентированная экономика. Весь 97 год прошел под знаком дискуссии о Налоговом кодексе. Здесь наша позиция сыграла весьма существенную роль. ЯБЛОКО абсолютно уверено в необходимости радикального снижения налогов, в необходимости максимального упрощения налоговой системы. ЯБЛОКО считает, что только в этом случае мы действительно увеличим поступления в бюджет. Но до тех пор, пока в нашей стране существуют монополии, которые и обеспечивают регулярное постоянное поступление денег в бюджет, мы не сможем установить низкие налоги и развивать многие секторы экономики. И тут мы вновь сталкиваемся с политическими проблемами. Результатом введения новой налоговой системы должно стать разделение предпринимательства и политики, бизнеса и политики. И власть тоже говорит об этой задаче. Но скажите, как можно отделить бизнес от политики, когда во всех существующих рейтингах Черномырдин занимает 3 место среди богатейших и ведущих людей бизнеса, а господин Чубайс — 6-ое. Кто в сегодняшнем правительстве будет заниматься отделением бизнеса от политики? И как тогда, если этого не сделать, заставить платить налоги? Конкурентная социально ориентированная экономика будет в России только тогда, когда будут соблюдаться права частных собственников, права мелких акционеров, права иностранных инвесторов. Без этого нет и не может быть эффективной социально ориентированной экономики. Политическая задача ЯБЛОКА в этом смысле заключается в том, чтобы стать признанным партнером предпринимательства, малого и среднего предпринимательства. ЯБЛОКА должно добиться того, чтобы все российские предприниматели, все экономические агенты, работающие в России, знали, что ЯБЛОКО - эта та политическая сила, которая кровно заинтересована в их росте и развитии, и знает, как этого добиться. В заключении я хочу сказать, что ЯБЛОКО к новым выборам предложит новый тип общественного договора в России. Заявленные нами цели не могут быть реализованы ни одной из существующих партий. Все крупные российские партии в той или иной степени являются либо корпоративными, либо являются не партиями, а вождистскими группами. Каждая предлагает народу своего вождя, либо корпорацию, как это можно увидеть на примере КПРФ или НДР. Они исходят из общей установки, согласно которой государство должно решить все проблемы населения. Они возвращаются к прежнему патерналистскому, скажем так, “контракту”: вы должны работать всю жизнь, куда мы вас поставим, а мы для вас делаем коммунальные квартиры, пятиэтажные дома, небольшую пенсию. Вот такой 80 лет был в России общественный договор. В противоположность этому ЯБЛОКО предлагает принципиально другой тип общественного договора. Мы решаем проблемы только вместе с людьми. И если мы поймем, что самоуважение к своему прошлому, настоящему и будущему — только оно ведет нас к совместной работе во имя нас самих же, только в этом случае мы сможем вместе изменить что-либо. Мы решаем наши проблемы вместе. Потому что никакая власть, никакая партия не сможет решить все проблемы. Этого не было и не будет никогда. В центре нашей идеологии общество, а государство выступает в роли его сотрудника, в роли его помощника. Мы знаем, что пока большинству населения более приятен и понятен договор прежнего типа. В этом-то и состоит главная историческая трудность России и может быть главный корень ее прошлых и нынешних бед. Главная стратегическая задача ЯБЛОКА как гражданской партии состоит в том, чтобы изменить господствующий тип общественного договора в России. Мы должны прийти к каждому человеку и объяснить, что никто за него ничего не решит. За него можно только его обмануть. Сегодня нужно сказать, что мы не сможем призвать к такому общественному договору подавляющее большинство граждан. Но значительную часть общества позвать за собой в этом направлении можно. И в этом наша историческая задача. ЯБЛОКО — это гражданская партия, в которую входят люди, разделяющие демократические ценности, объединились для создания цивилизованного общественного устройства, вне которого немыслима реализация наших основных ценностей. “Яблоко” будет участвовать в выборах 1999 и 2000 годов, к которым подойдет как серьезная политическая партия, имеющая отработанную экономическую программу, серьезную политическую идеологию и действенную избирательную машину. В добрый путь. |
|