Yabloko

Победа над пропорциональной системой окажется пирровой. Для избирателя.

Press-release
02.02.98
 
Вы думаете «олигархи» - это Спрутс со Скуперфилдом из «Незнайки на Луне»? Нет, это простые русские люди. (И золотая оправа очков вовсе не служит им фирменным знаком.) Они возглавляют крупнейшие в мире топливно-энергетические монополии, руководят российским военно-промышленным комплексом и ворочают финансами страны. Говорят, они тесно связаны с криминальным миром. 
Некоторые из них лично работают в правительстве и правительстве-2 (администрации Президента); другие направили туда своих представителей. Они построили систему защиты из телевидения и газет, которая легко превращается в систему нападения. Иначе говоря, Олигархи контролируют первую (исполнительную) власть и четвертую (СМИ); третья (судебная) не работает за отсутствием финансирования. Сложности же существуют со второй ветвью власти (представительной), еще пока выражающей волю остальных граждан, составляющих примерно 99% населения. 
Дело в том, что парламент России формируется из депутатов, избранных по одномандатным округам и партийным спискам (50 / 50). В день выборов страна делится на 225 округов, в каждом из которых избиратель подает голос за одного из заслуживающих доверия кандидатов (это одномандатники). Одновременно страна представляет собой единый федеральный округ по выборам представителей политических партий. Они также составляют половину парламента. 
Прямая связь с округом делает «одномандатника» зависимым от местных интересов, которые зачастую закрывают общегосударственную перспективу. Депутатам-одиночкам трудно разработать и провести крупный закон, имеющий общегосударственное значение, убедить других депутатов в необходимости его принятия. Сегодня «независимые» вынуждены искать поддержки у крупных фракций. Завтра, если партийного представительства в парламенте не будет, они окажутся полностью под каблуком местных администраций и (или) спонсоров их избирательных кампаний. 
Депутаты от партий избираются и проходят испытание по всей стране, заявляя свою программу и лозунги для всех граждан. Их обсуждают и критикуют на Дальнем Востоке и в Белгороде одновременно. (Здесь обещанием улучшить жизнь в конкретном Завидово - не отделаешься.) И если какая-то партия проходит в парламент - значит, она выражает интересы людей от Смоленска до Чукотки. Очень важно и то, что кандидаты, прошедшие по партийным спискам, в среднем более профессиональны, чем мажоритарные кандидаты. Лидеры, формирующие список, заинтересованы в работоспособности своих команд, в подборе наиболее подходящих для этого людей. 
Есть у голосования по партийным спискам и свои отрицательные стороны. Многие помнят, как актеры, певцы и генералы, выставленные в качестве приманки, склоняли голосовать за ту или иную партию, чтобы потом ни разу не появиться в Думе. Тем не менее, очевидно, что политические движения, сумевшие выиграть выборы в парламент, пропорционально представляют реально существующую в стране расстановку сил. Поэтому, кстати, эта система называется пропорциональной. Такими депутатами управлять трудно, потому что они ответственны перед избирателями по всей стране, а не отдельно взятом округе. Представители таких сил в парламенте и являются главной проблемой наших олигархов. Поэтому, появилось предложение пропорциональную систему представительства ликвидировать, а все места отдать одномандатникам. 
Дума пятый год занимается усовершенствованием избирательной системы и не допустит ее разрушения даже под давлением Президента. 18 декабря прошлого года он прислал в парламент «поправку» к закону «Об избирательных правах граждан», попросту уничтожающую пропорциональную систему. Провести такую «поправку» в обход Думы можно только через всенародный референдум, который во всех смыслах дорого обойдется государству. 
Найдется инициативная группа неравнодушных граждан, которые соберут два миллиона подписей. Непотопляемый Сергей Шахрай уже иезуитски сформулировал вопрос: «Хотите ли вы, чтобы вас в Федеральном Собрании представляли партии, или хотите выбирать своих депутатов напрямую»? 
Что же будет означать для страны такое изменение избирательной системы» Зашатается с трудом структурированная политическая конструкция. Общество вернется к первоначальной стадии политического «болота». Политически неопределенных избирателей, лишенных привычных партийных ориентиров, легче заморочить и убедить в необходимости чего угодно. Это как раз то, что и нужно нашим олигархам. 
Кроме того, криминально-олигархическая монопольная крыша получит законодательный фундамент. Не столько нынешний Президент, сколько взрастившая его система рассчитывает на долгую политическую жизнь, косметически подправленную в соответствии с конъюнктурой, но ту же по сути. «Партии власти» нужна победа, и «за ценой» она не постоит. И всеми силами будет ослаблять конкурентов: будь то Зюганов или Явлинский. А здесь все оправдано: компромат или респектабельно звучащая реформа избирательной системы. Есть, однако, последствия, о которых нынешняя власть не думает. Не столько в силу своей зловредности, сколько потому, что это лежит вне сферы ее интересов. Ей просто не до того. 
Во-первых, ликвидация пропорционального представительства поставит под удар целостность России. (А ведь сегодня действует не так много институтов, которые могут укрепить целостность страны.) Выборы по партийным спискам дают возможность существовать общефедеральному округу и общероссийским депутатам. Таким образом, они и объединяют всю страну. Народный избранник, представляющий интересы маленького района или всей страны, справедливо пользуются равными правами. Однако депутат, которого выбирали по всей стране, чувствует большую ответственность перед гражданами. Он будет защищать интересы страны в целом, а не своего угла. И это действительно очень важный фактор укрепления целостности страны. 
Именно Дума, как правило, выступает на стороне законов, укрепляющих централизацию России. В то же время Совет Федерации, представляющий интересы регионов, работает как раз на дезинтеграцию: от независимости регионов - к независимости от российских законов. Нарушение единого юридического, законодательного пространства страны приведет к развалу России. Те депутаты, которые будут избираться по мажоритарным округам, будут фактически представлять интересы регионов и окажутся в очень сильной зависимости от регионального руководства. 
Перемена системы голосования, призванная укрепить позиции партии власти, в конечном счете нанесет удар по президентской власти. Президент, правительство, все структуры исполнительной власти останутся один на один с несговорчивыми регионами. Сейчас в этом противостоянии сепаратистским тенденциям Дума, президентские и правительственные структуры - союзники. Дума, состоящая только из одномандатников, перестанет быть союзником президента, и ему будет очень тяжело сохранять управляемость страной, регионами. Центробежные тенденции  приведут к анархии, к ослаблению федеральных судов, прочих централизованных институтов власти. Так можно и страну потерять. 
Во-вторых, выборы по партийным спискам представляют барьер, хоть и преодолимый, на пути полной коммерциализации Думы. Сегодня, голосуя за федеральные партии, избиратели отдают предпочтение своим политическим взглядам. Выборы по одномандатным округам приведут к тому, что в Думе окажутся люди, способные оплатить свою предвыборную кампанию. Чем богаче кандидат, тем больше у него шансов оказаться в Думе. Были бы деньги, а голоса избирателей будут обеспечены: здесь все средства хороши - от дарового угощения до массированного воздействия через оплаченные СМИ. 
Во власть придут как откровенные лоббисты интересов своих экономических отраслей или региональных, так и вульгарные бандиты, заинтересованные в депутатской неприкосновенности. Криминализация пойдет быстрее, и профессионалов вытеснят криминальные авторитеты. 
Наконец, резкое изменение избирательного законодательства - плохой знак для международного сообщества. Значит, в стране нет стабильных политических институтов. Но кто же будет вкладывать деньги в экономику такой страны? Как странно, что это не приходит в голову людям, которые так зависят от иностранных инвестиций. 
Впрочем, удивляться не приходится. Нынешняя власть может одолеть короткую дистанцию. Но даже не выходит на длинные. Сегодня строптивый парламент, с точки зрения президента и его окружения, является недостатком. Но по-другому не может вырасти настоящая парламентская культура. Конструктивная несговорчивость - это достоинство настоящего парламента. 

Анастасия Андреева 
Татьяна Морозова

 
Оглавление
 
Предыдущее  Следующее
Copiright(c) 1998 Yabloko yabloko@orc.ru
Web Powered by ORC info@orc.ru