02.02.98
|
Борис Мисник, депутат Государственной
Думы, фракция «Яблоко»
Вам никогда не подсовывали «куклу»?
Даже если Вы лично счастливо избежали такой процедуры, Вы знаете -
когда вместо пачки купюр у доверчивого гражданина в руках оказывается стопка
туалетной бумаги с двумя кредитками сверху и снизу, это и есть «кукла».
Выражение лица нагло одураченного «лоха» Вы легко можете себе представить,
вспомнив пару ситуаций из собственной жизни: бутылку «фирменного» коньяка
с запахом и вкусом настоя половой тряпки или невероятно удачно купленный
билет на «Красную Стрелу» с прошлогодним компостером.
Такое «лица общее выражение» следует ожидать у 30 миллионов наших пенсионеров
1 февраля 1998 года, когда должен вступить в силу Закон «О порядке исчисления
и увеличения государственных пенсий». Ведь именно ожидание «увеличения»
грело душу, рождало надежды и наполняло сердца благодарностью к родному
правительству, неустанно пекущемуся о старых и немощных. Народ просто недооценил
способность наших чиновников к нахождению гениальных по своей простоте
и изяществу решений, которыми так славится на Западе официально непризнанная
«русская мафия». Например, разведение бензина водой на бензоколонках явилось
для американцев техническим открытием.
По идеологии нового пенсионного закона размер пенсии зависит только
от отношения Вашей зарплаты к современной среднемесячной в России и стажа
работы, во время которой с вашей зарплаты отчислялись пенсионные взносы.
Выше зарплата - больше отношение - больше пенсия. Продолжительнее стаж
- пенсия растет. Ну, ввиду наличия «временных трудностей» в экономике и
с финансами, правительство настояло на некоторых весьма жестких ограничениях:
отношение зарплаты потенциального пенсионера к средней по стране не должно
быть больше 0,7, т.н. коэффициент стажа не может быть выше 0,75, и вообще
максимальная пенсия не может превышать 0,525 (это максимальный индивидуальный
коэффициент пенсионера) средней статистической зарплаты по России.
«Но это тоже неплохо», - радостно потирали руки пенсионеры, листая
статистические справочники и слушая оптимистические отчеты Правительства,
в которых зарплата по России к концу 1997 года в среднем явно превышала
миллионы рублей. Получалось, что пенсия при полном стаже и зарплате, например,
в 200 рублей в 1989 г., что было совсем не редкостью, составит минимум
525 тысяч «старых рублей». Правда, в трудовом стаже перестали учитывать
годы учебы, специальный стаж во вредных производствах, под землей, на Крайнем
Севере и т.п., в расчете зарплаты не учитываются районные коэффициенты
и полярные надбавки, но это коснулось только отдельных групп населения.
Да, эти люди явно волновались, но не могли преодолеть общий положительный
настрой граждан и большинства депутатов Госдумы, не желавших что-либо принципиально
менять в Законе до начала его реализации.
Гром грянул 30 декабря 1997 года.
Правительство, повторно тщательно изучив особо сложные разделы арифметики,
касавшиеся деления и умножения, пришло к совершенно правильному выводу:
если один из сомножителей - индивидуальный коэффициент пенсионера - уже
ограничен до неприличия законом и с ним ничего нельзя сделать, то для уменьшения
произведения, т.е. размера пенсии, достаточно уменьшить второй множитель
- размер среднемесячной зарплаты по стране.
Пожертвовав потенциальными наградами за рост благосостояния россиян,
мужественно раскрыв горькую правду любимому народу, правительство из опубликованной
Госкомстатом и озвученной вице-премьером О.Н. Сысуевым среднемесячной зарплаты
за 4-ый квартал 1997 года зарплаты в 1080 тыс. рублей сделано в 760 тысяч
рублей.
Чем не «кукла» у профессионального «кидалы»?
Именно 760 тыс. рублей теперь будет использоваться для расчета новых
пенсий с 1 февраля 1998 года.
Новая максимальная пенсия сразу уменьшилась до 399 рублей. 90% пенсионеров
тут же выпали из сферы действия нового закона.
Оставшиеся 10 процентов повысят свою пенсию в лучшем случае на 10 рублей.
Для 3-х миллионов пенсионеров Крайнего Севера закон приобрел то же значение,
что и брачный кодекс государства Буркина-Фасо.
Трехлетняя работа по созданию закона, труды по созданию соответствующей
базы данных Пенсионного фонда и пересчету 30 млн. пенсий ушли «в свисток».
Материальная цена первого реального шага пенсионной реформы снизилась,
моральная дискредитация власти на этом направлении оказалась обреченной
на полный успех.
После первых провалов на фронте жилищно-коммунальных реформ это второе
поражение власти в области социальной политики. Грабли лежат на том же
месте. Правительство сделало все, чтобы к вчера еще малочисленным противникам
закона добавились все жители страны.
Закон об индивидуальном коэффициенте пенсионера был неудачником и подвергался
критике с самого рождения. Он стал еще хуже после попытки найти компромисс
с правительством и Пенсионным фондом, закончившейся введением жестких ограничений.
Сегодня закон стимулирует низкооплачиваемую работу в течение четырех десятилетий.
Установив, что только 70% (средней по России!) зарплаты трудящихся учитываются
в его пенсии, а отчисления работодателя и работника в пенсионный фонд составляют
29% фактического фонда оплаты труда, он (закон) стимулирует работодателя
и трудящихся согласованно уводить реальную зарплату в тень, заменять ее
всякими суррогатами. Исключив льготное исчисление стажа за работу во вредных
условиях, в шахтах и разрезах, закон уничтожает мотивацию труда в экспортно-ориентированных
и еще как-то выживающих отраслях российской промышленности: горнодобывающей,
металлургической, нефтехимической, химической и т.п.
В законе полностью проигнорированы гарантии и льготы, в т.ч. повышенная
зарплата и льготное исчисление стажа на Крайнем Севере, установленные другим
законом - «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В итоге мы лишимся завтра наиболее активной в трудовом отношении и квалифицированной
части населения на Севере, в том числе в золотодобывающей и алмазной промышленности,
цветной металлургии, газо- и нефтедобыче, рыбопромысловой отрасли. Ведь
возможность проработать на Севере 10-15 лет и иметь право в будущем уйти
на пенсию досрочно была одним из главных стимулирующих факторов для привлечения
людей на работу в экстремально тяжелых климатических условиях. Северянам
говорят - оставайтесь на старых пенсиях, вы имеете на это право по закону.
Но стоило ли тогда создавать миф об увеличении пенсий в соответствии с
трудовым вкладом» Ведь сегодняшнее положение дел с пенсионной уравниловкой
тоже не устраивает никого, и новый закон был призван решить именно эту
проблему - восстановить связь пенсии с объемом и уровнем трудовой деятельности.
Наконец, новый закон в его нынешнем виде прямо провоцирует увеличение
пенсионного возраста. Для того, чтобы получить максимальный коэффициент
стажа, мужчина должен отработать 45 лет, женщина - 40 лет.
Время учебы в техникумах, вузах и аспирантуре в стаж не включается.
Мало того, что это снижает стимулы к учебе и высококвалифицированному труду,
такая норма повышает возраст выхода на пенсию для тех, кого вчера мы называли
простыми советскими инженерами (врачами, учителями) до 68 лет (мужчины)
и до 63 лет (женщины).
Эти и многие другие недостатки закона могли быть исправлены. Над изменениями
и дополнениями к закону работала группа депутатов Госдумы, представителей
Пенсионного фонда и Минфина. Депутаты внесли две законодательных инициативы.
Одна - об изменении 15 статьи ФЗ об основах налоговой системы, где
говорится, что налоговые платежи должны осуществляться в первую очередь.
Предлагается производить эти выплаты в порядке, определенном в Гражданском
Кодексе. Вторая законодательная инициатива состоит в следующем. Необходимо
законодательно запретить Правительству утверждать размер средней заработной
платы. Тогда люди не будут получать подобных «подарков» в виде снижения
средней зарплаты. Возможно, придется принять специальный закон об исчислении
средней заработной платы.
Позиция же представителей Пенсионного фонда и Минфина сводилась к одному:
денег на расширение возможностей закона нет, изменения в сторону повышения
пенсий для тех или иных групп населения невозможны. Но в «куклу» от правительства
не верили.
Все-таки современные технологии взаимоотношений «Правительство - народ»
очень медленно проникают в наше сознание. И мы, коллеги-депутаты, голосовавшие
и за доверие Правительство, и за бюджет этого правительства, в очередной
раз недоуменно хлопают себя по бокам, ошарашенно повторяя: «Ну надо же».
В приличной стране правительство, провозгласившее политику реформ социальной
направленности и допустившее крах системы оплаты труда в промышленной и
бюджетной сферах, отобравшее через Конституционный Суд у своих граждан
право на получение зарплаты за свой труд, не способное обеспечить минимальное
социальное пособие, обманувшее ожидания пенсионеров, уходит в отставку,
стыдливо пряча от народа глаза и отворачивая порозовевшее лицо. Наше правительство
- смотрит с телеэкрана гипнотизирующим взглядом Кашпировского, настойчиво
и убежденно повторяя: «Будьте спокойны... Все идет хорошо... Производство
стабилизируется... Раз... Два... три... Инфляция падает... четыре... пять...
Зарплата будет выплачена... Пенсии повысятся... шесть... семь... Рубцы
рассосутся... Расслабьтесь... восемь... девять... десять... Все будет хорошо...»
P.S. В день 16 января 1998 года, когда Госдума заслушивала Правительство
и принимала постановление по обманутым ожиданиям пенсионеров, все электронные
средства массовой информации говорили и транслировали дебаты только о проблеме
сексуальных услуг. Значит ли это, что мы живем в эпоху гласности? Или это
значит, что мы еще живем? |